Всякие новации, будь то изобретения или открытия, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческие изобретения и открытия порождают огромное количество подражаний, распространяемых по всему миру.
Г. Тард указывает на геометрическую прогрессию подражания. При этом он подкрепляет свои выводы многочисленными ссылками на статистику. В частности, он ссылается на статистику потребления кофе, табака и других продуктов, начиная с момента их первого ввоза в Европу и до того времени, когда они заполнили рынок, а также многократного увеличения числа локомотивов, построенных с возникновением железнодорожного дела. "Открытию Америки, - писал он, - подражают в том смысле, что первое путешествие из Европы в Америку, задуманное и осуществленное Колумбом, вызвало множество новых путешествий, совершенных другими мореплавателями в разных направлениях; каждое из этих путешествий было новым маленьким открытием, ответом на открытие великого генуэзца, находившим в свою очередь подражателей" [7, с. 20].
"Общество - это подражание", - заключает Г. Тард. Изобретения и открытия одних становятся достоянием многих. Он считал, что подражания возникают на почве социально-психологических отношений между людьми и направлены на выполнение вполне определенных функций, связанных с удовлетворением потребностей людей, достижением какой-либо пользы.
При этом Г. Тард указывал на три основных закона, характеризующих содержание процессов подражания и их реализацию в обществе: 1) закон повторения, т.е. усвоения и воспроизведения людьми тех или иных новшеств; 2) закон оппозиции, выражающий борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе; 3) закон приспособления, т.е. адаптации людей к появившимся новшествам и изменившимся условиям жизни [10, с. 329].
Разумеется, пишет Г. Тард, подражательные отношения в обществе должны вести не к унификации и обеднению (усреднению) образа жизни и культуры народов, а к их обогащению.
В связи с этим он заявляет, что "душа всего сущего не однородность, а разнородность" . Историю он рассматривал как непрерывную цепь подражаний, как собрание деяний, "имевших наибольший успех" и "которым более всего подражали". Он считал, что "верховным законом подражания" является "его стремление к бесконечному распространению" [7, с. 347].
В рамках психологического направления в социологии работал итальянский социолог и политэконом Вильфредо Парето (1848 – 1923 гг.). В. Парето развил некоторые оригинальные идеи в рамках психологического направления: логический экспериментальный метод исследования социальных явлений, порождаемых социальными действиями людей; учение о чистой экономии, дающее возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства; теорию элит, показывающую социальную неоднородность как следствие психологического неравенства людей.
В. Парето обосновал логическо-экспериментальный метод исследования социальных явлений, исходя из того, что выводы социологии как науки об обществе, движущих силах его развития должны базироваться исключительно на точных эмпирических (опытных) данных.
Только это может обеспечить их научную достоверность и надежность, считал В. Парето. С этих методологических позиций он отвергал какие-либо умозрительные подходы к изучению общества, считал также, что те или иные оценочные суждения - моральные, политические, религиозные и другие - неизбежно ведут к искажению социальных фактов, мешают их беспристрастному анализу.
Основную цель социологии Парето видел в выявлении и обосновании функциональных связей и взаимозависимостей социальных явлений, порождаемых социальными действиями людей. Социальные действия он делил на "логические" и "нелогические". Первые в той или иной степени осознаны и логически обоснованы людьми, вторые - неосознаны, инстинктивны, спонтанны. Неосознанные действия являются, по мнению Парето, более естественными и органически присущими людям. Именно они определяют основное содержание социальных явлений. Неосознанные действия непосредственно определяются психическим состоянием людей, которое является постоянной естественной основой, психической константой их социальной деятельности.
В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей Парето находил "источник социальной жизни". Так же, как Л. Уорд и Г. Тард, он ставил и решал проблему законов развития общества, коренящихся в психическом содержании действий людей. "Человеческие действия, - писал он. - имеют закономерный характер, и потому мы можем делать их предметом научного исследования" [5, с. 1].
Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития общества, всех его сфер. Задача науки - выявить законы их функционирования и развития, чтобы учитывать их на практике с возможно большей пользой для общества, социальных групп и индивидов. Исходя из этого, В. Парето делает вывод, что "чистая экономия должна найти законы явлений, которые могли бы применяться как к обществу, где господствует частная собственность, так и к обществу с коллективной собственностью... она должна дать нам возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства". Другие науки должны выявлять действия социальных законов в иных сферах общества, в том числе социальной, политической и духовной. Соединив данные всех социальных наук, можно составить представление о путях совершенствования общества [5, с. 3-4].
Оригинальной частью социальной философии В. Парето является созданная им теория элит. В рамках этой теории им решались проблемы социальной неоднородности или гетерогенности общества, социального неравенства, борьбы за власть и способы ее осуществления. По мнению В. Парето, социальная неоднородность общества и социальное неравенство обусловлены психологическим неравенством людей, неравенством их способностей.
Наиболее способные представители общества образуют его элиты в разных сферах общественной деятельности. Они добиваются возможностей и прав руководить и управлять этими сферами и всем обществом. Способы руководства и управления могут быть разными соответственно основным качествам самих элит, их вождей и сложившимся условиям. Так, например, в политической сфере В. Парето выделял представителей элит "львов" и "лис". "Львы" - это политические лидеры и вожди, делающие ставку на применение твердых мер и силы. Они, как правило, абсолютно убеждены в правильности своей политики, обладают сильной волей, не склонны, да и не способны к компромиссам. "Лисы" склонны к более гибкой политике, манипулированию сознанием масс, нередко прибегают к лавированию, обману, демагогии, политическим спекуляциям. Они действуют чаще всего в неустойчивых обществах, в которых динамично меняется социально-политическая ситуация [11, с. 595].
В. Парето указывал на постоянную циркуляцию элит. Она заключается в том, что менее способные члены элиты опускаются в нижние, неэлитные группы. Напротив, более талантливые представители неэлитных групп поднимаются в элитные. В конечном счете, считает В. Парето, творческий потенциал элит определяет возможности развития любого общества.
Социально-психологическая концепция В. Парето, и в частности его теория элит, оказали значительное влияние на развитие социальной философии Запада. Это влияние сохраняется и поныне [9, с. 330-332].
3. Психологическое направление как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли
Психологическое направление как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни получило свое развитие и в русской социологической мысли, в частности, по вопросам о роли социальной активности личности, о роли идеала, о концептах истины и справедливости в эволюции общества.
Видные русские мыслители Петр Лавров (1823 – 1900 гг.) и Николай Михайловский (1842 – 1904 гг.) получили широкую известность как теоретики "субъективного метода" в социологии, который всесторонне разработан в их многочисленных трудах. Их объединяла концепция социальной активности личности, вера в ведущую роль идеала в прогрессивном развитии общества, идеи движения от «правды-истины» к «правде-справедливости» в общественной жизни.
Суть указанного метода П. Лавров раскрывает так: "... волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т.е., усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью". В развитии нравственного идеала он видел "единственный смысл истории" и "единственный закон исторической группировки событий" [3, с. 43-45].
Основную задачу П. Лавров и Н. Михайловский усматривали в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу "солидарных", как они писали, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по их мнению, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития [4, с. 250].