Проблемы, связанные с противостоянием общества и личности, обыгрываются экзистенциализмом и в художественной литературе. Вот как они выглядят, например, у французского философа и писателя-экзистенциалиста А. Камю в его пьесе «Недоразумение». Сюжет этой пьесы довольно прост. Мать и ее дочь Марта живут в провинции, содержат гостиницу. Они мечтают собрать деньги и переехать в большой город. Марта уговаривает мать убить очередного постояльца, чтобы разбогатеть. Мать колеблется, но Марте удается уговорить ее и они лишают жизни своего гостя. Наутро приезжает жена погибшего. И тут выясняется, что это был Жан, брат Марты. Когда-то давно он уехал из дома на заработки. Разбогатев и женившись, Жан приехал домой, чтобы помочь матери и сестре. Он попросил жену приехать на следующее утро. Сам же решил инкогнито появиться перед родственниками. Он хотел, чтобы его признали дома. Он надеялся, что заговорит родственная кровь и тем самым он перестанет ощущать одиночество. Однако все обернулось по-другому. Поступок, который совершили в данном случае мать и дочь, убив человека, перечеркивает цель, ради которой он совершен. Одиночество, согласно Камю, абсолютно. Все человеческие связи между людьми настолько разорваны, что даже мать может участвовать в убийстве сына. Для Камю, как и для экзистенциализма в целом, человеческое общество, жизнь личности - сплошное «недоразумение», абсурд. Люди принципиально одиноки, они обречены на взаимное непонимание. Каждый человек - целый мир. Но эти миры не сообщаются друг с другом. Общение людей скользит лишь по поверхности и не затрагивает глубину души. Такова экзистенциалистская концепция взаимоотношения общества и личности.
Давая критическую оценку экзистенциализму, необходимо отметить, что данное философское направление примыкает к субъективному идеализму, ибо в экзистенциализме окружающий мир рассматривается через призму человеческой субъективности, роль которой при этом явно преувеличена.
Экзистенциалисты полагают, что от человека не зависит его принадлежность к определенному времени, определенному народу, ибо, как они говорят, человек «брошен» в мир. От человека не зависит его характер, интеллект, начало и конец его существования в мире. Все это заставляет светских экзистенциалистов признавать помимо человеческого существования какую-то внеличностную реальность, которую они называют «трансценденцией».
Трансценденция представляет собой среду человеческого существования, мир его забот. Она как облако окружает человека и находится в неразрывной связи с ним. Вот что говорит об этом сам Хайдеггер: «До тех пор, пока существование длится, ты также и мир... Если нет никакого существования, то нет и ни какого мира».
Подобная точка зрения фактически предполагает отрицание объективности как пространства, так и времени; для экзистенциализма подлинное время - это время, которое протекает между рождением и смертью человека. Представление же о времени, предшествующим началу существования и следующим за его концом, - не более чем абстракция.
Идеализм экзистенциализма проявляется и в трактовке понятия „Трансценденция”. Религиозный экзистенциализм уверяет, например, что только в пограничных ситуациях, особенно в момент смерти, завеса таинственности несколько приподнимается и человек может встретиться с трансценденцией. Причем трансценденция, т.е. реальность, не зависящая от существования человека, - это Бог.
Таким образом, ключевыми понятиями экзистенциалистской философии выступают «существование», «экзистенция» и «трансценденция». Вокруг них и группируются основные идеи философии существования.
Характеризуя данную философию, следует обратиться еще к одной из ее центральных проблем - свободе. Вокруг этой проблемы как вокруг оси вращается вся антропоцентристская, индивидуалистская философия экзистенциализма.
Напомним, что согласно Хайдеггеру свобода есть не что иное, как подлинное существование. Несколько иначе выглядит понимание свободы у другого крупнейшего представителя светского экзистенциализма французского философа и писателя П. Сартра (1905-1980).
Важнейшим принципом обоснования свободы у Сартра является положение о том, что существование человека предшествует его сущности. В этом состоит принципиальное отличие человека от всех других вещей. Если мы возьмем любую вещь, то для нее характерно то, что сущность этой вещи определена ее происхождением и природой. Например, из желудя мог вырасти только дуб, а кошка всегда рождает кошку. Здесь сущность предзадана заранее и лишь затем уже приобретает существование.
Иное дело человек. Человек сначала существует, находится в этом мире и лишь затем себя определяет. Человек неустанно созидает себя из ничего, поэтому он всегда свободен. «Человек, - говорит Сартр, - «обречен на свободу». Он устремлен и непрерывно проецирует себя в будущее. Поэтому сущность человека - это его замысел, проект, будущее. Человек есть то, чем он стремится быть. Все, что человек делает, зависит от его индивидуального выбора.
Сартр, конечно, не может обойти тот житейский факт, что в своих действиях человек ограничен ситуацией, в которой он находится. Однако, считает он, каждый человек не только находится в ситуации, но и «образует ситуацию». Сама ситуация, в которой оказывается человек, может быть от него «не зависима» но от него зависит отношение к этой ситуации. Даже заключенный, по мнению Сартра, свободен, потому что он может считать свою ситуацию либо ограничением, либо поводом к побегу.
Сартр отрицательно относится к попыткам объяснить то или иное поведение ссылками на обстоятельства. Он говорит, что люди придумали идею детерминизма, чтобы либо оправдать свою пассивность, либо снять с себя ответственность за совершенный ими выбор. Детерминизм - это философия «оппортунистов» и «прохвостов», которые пытаются снять с себя ответственность за свои поступки. У подлинного человека» который полностью отдает себе отчет в своей абсолютной свободе, ссылка на обстоятельства всегда вызывает протест.
Указывая на субъективизм Сартра, необходимо признать, что понятие внутренней свободы, свободы как качества личности действительно имеет место. Это такая свобода, когда человек, имея определенные взгляды, убеждения, считает необходимым придерживаться их, несмотря ни на какие обстоятельства. Он может даже умереть, но не поступится своими убеждениями.
Наличие такой свободы личности хорошо показано в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Главный герой романа Зыбин, измотанный неравной борьбой со своими тюремщиками в сталинских застенках, приходит к выводу, что единственный способ их победить - это нравственный способ. И Зыбин объявляет смертельную голодовку. Даже солдат, наблюдавший за ним в глазок, понимает, что здесь его власть и власть над заключенным всей системы кончилась, потому что ничего уже более страшного для этого заключенного придумать она не в состоянии. Все, чем пугают арестанта, все, что могут с ним плохого сделать, он сделал с собой сам. Зыбин в тюрьме в нравственном отношении свободнее своих тюремщиков. Его моральная победа - вопрос силы духа.
Признавая факт наличия такой внутренней свободы, надо в то же время признать, что ее явно недостаточно, когда речь идет об освобождении человека от рабства, от гнета социальных и природных сил. Для достижения подлинной свободы необходимо реальное изменение обстоятельств, ограничивающих свободу. Такого понимания свободы экзистенциализм не приемлет.
Важным вопросом, позволяющим выявить природу экзистенциализма, является вопрос о гносеологических и социальных корнях этого философского направления. Экзистенциализм исходит из того, что субъективность психики может быть выражена только методом интуитивного проникновения. А этот метод выступает в форме интроспекции, самоанализа. Экзистенциализм абсолютизирует значение интроспекции, утверждая, что психика не может быть постигнута научным методом.
Анализируя экзистенциализм, нужно видеть ту конкретную политическую и духовную ситуацию на почве которой он возникал и распространялся. Экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны, в обстановке озлобления и уныния, вызванной крахом кайзеровского милитаризма. Не оправившись еще от потрясений войны, человечество столкнулось с новым политическим и идеологическим явлением - итальянским и германским фашизмом, который попрал значительную часть ценностей западной цивилизации. Главными из этих ценностей были свобода, достоинство и неприкосновенность личности.
Новая волна экзистенциализма поднялась во Франции в период оккупации и сразу после второй мировой войны. Позор поражения и национальное унижение в период фашистского террора, а также протест против надругательства над свободой человека – все это способствовало распространению идей экзистенциализма.
Семинарское занятие «Философия Древнего мира»
1. Зарождение философии в Древнем Вавилоне и Египте.
2. Этико-политические идеи в Древнем Китае.
3. Основные философские школы Древней Индии.
4. Общая характеристика философских представлений античности.
5. Проблема бытия в Милетской школе.
6. Атомистическое учение Левкиппа-Демокрита.
7. Философское учение Платона.
8. Философия Аристотеля и ее влияние на философскую культуру.
9. Эллинистическая и Римская философия.
Термины, которые необходимо запомнить: атом, брахман, буддизм, бытие, гносеология, Дао, инь, карма, конфуцианство, небытие, нирвана, онтология, сансара, сознание, субстанция, ян, академия, античная философия, атараксия, атом, бытие, государство, движение, диалектика, квинтэссенция, логика, метафизика, онтология, покой, субстанция, этика.