В теории познания односторонность Гоббса проявляется в том, что на основе принятого им номинализма содержание познания чрезмерно субъективируется. В духе сенсуализма мышление трактуется как лишь сложение и вычитание того, что дано в ощущениях. Опираясь на такие принципы, Гоббс приходит к многозначительному выводу, что человек ничего не может знать о Боге, так как с помощью ощущений он способен воспринимать только материальное. Неудивительно, что в гоббсовском материализме человек рассматривается упрощенно, понимается как машина.
Заслуга Гоббса как социолога в том, что он рассматривает человека как «часть политического тела», т.е. государства; человек как физическое существо для Гоббса неотделим от его общественной, политической природы. На этой основе он развивает учение о государстве как «искусственном человеке», которое возникает на основе так называемого общественного договора людей в целях их самосохранения и благополучия.
В рамках этой теории, которая будет развиваться общественно-политической и философской мыслью на протяжении XVII-XVIII вв., Гоббс формулирует концепцию естественного равенства всех людей и на этой основе закладывает учение о правах и обязанностях человека как гражданина. В понимании государства и его политики, функций и задач Гоббс, по словам Б. Рассела, является одним из первых современных политических мыслителей, опиравшихся на здравый смысл и общественно-политический опыт.
Дж. Локк. Идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса развивает их соотечественник Дж. Локк (1632-1704), сосредоточиваясь в своей главной работе «Опыт о человеческом разуме» на теории познания. Он тоже проявляет себя как убежденный сенсуалист, с точки зрения которого весь опыт человека складывается из ощущений.
Поддерживая одностороннее учение Гоббса о материи, Локк, однако, не последователен в своей теории познания, разделив ощущения на две группы. В ощущениях первой группы отражаются так называемые первичные качества материи, объективно присущие ей (протяженность, фигура, перемещение в пространстве и т.д.). Ощущения второй группы составляют вторичные качества (цвет, вкус и т.п.), которые не присущи самой материи и полностью являются субъективными.
Оспаривая идеалистические представления своего времени о врожденных идеях, источник которых в Боге, Локк рассматривает разум как «чистую доску», полагая, что все его содержание определяется только ощущениями. В мышлении, в интеллекте, по Локку, нет того, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. В учении Локка получил наиболее полное выражение сенсуализм как односторонне метафизический взгляд на познание, что, естественно, вызвало противодействие со стороны столь же одностороннего рационализма. Если представители сенсуализма недооценивали активную роль мышления в познании, то сторонники рационализма абсолютизировали творческую активность человеческого интеллекта, отрывая ее от материальной деятельности человека.
Находясь в гуще политической борьбы своего времени (гражданская война в Англии середины XVII в. и так называемая «славная» революция 1688-1689 гг.), Локк проявляет себя как активный общественный деятель и глубокий политический мыслитель, создатель концепции буржуазного либерализма. Подобно тому, как в общей философии Локк явился выразителем позиции здравого смысла, в политической философии — он классический выразитель правовых представлений буржуазного общества.
В работе «Два трактата о правлении» Локк продолжает развивать идеи Гоббса о договорном характере государства, о формах наилучшего его устройства, о целях и функциях. В отличие от Гоббса он не отождествляет государство с гражданским обществом, признавая уже в естественном состоянии существование частной собственности, свободы личности и других, социальных установлений и признаков. Переход к государству, по Локку, был обусловлен необходимостью более эффективной регуляции отношений собственности, личных свобод и т.д.
Локк выступает сторонником конституционно-монархической формы правления, закладывает основы теории правового государства. В соответствии с принципами либерализма он ограничивает функции государства ролью «ночного сторожа», т.е. соблюдением общественного порядка, не допуская его вмешательства в отношения собственности, в хозяйственную деятельность граждан. Он высказал также немало глубоких идей по вопросам воспитания личности.
Р. Декарт. Локковский сенсуализм и эмпиризм (который не сводится к сенсуализму) складывались в противоборстве с рационализмом известного французского философа Р. Декарта (1596-1650). Картезианский рационализм возникает на основе дуалистического решения вопроса об отношении между телом и душой, к которому французский мыслитель пришел в результате своего знаменитого принципа сомнения. Согласно Декарту, в ходе познания можно не сомневаться только в самом мыслительном процессе. «Мыслю, следовательно, существую» – такой вывод Декарта. Он полагал, что в сомнении как ясном, достоверном акте мышления проявляется его реальность и его противоположность материи, обладающей только протяженностью, телесностью, вещественностью. Акцент Декарта на самосознание приводил к формированию представлений о творчески активной роли нашего «Я» как субъекта познания.
Сознание и материю Декарт рассматривал как две совершенно не связанные между собой субстанции (дуализм). Но как ученый-естествоиспытатель он в своем учении о материи стоит на материалистических позициях, раскрывая такие ее неотъемлемые и всеобщие свойства, как движение, бесконечность, многообразие проявлений. В этом смысле Декарт отделил свою физику от своей метафизики, философии (в границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию). Он ввел в математику понятие переменной величины и систему координат.
Абсолютно противопоставляя материю и сознание, Декарт вместе с тем должен был каким-то образом объяснять связь между ними в процессе познания. Поэтому он вынужден был постулировать наличие врожденных идей, источником которых, по его мнению, является Бог. Подобные отступления Декарта, как и других представителей науки и передовой философии XVII в. в сторону религии, были вынужденными и обусловливались деистическим признанием Бога как первопричины мира. Однако представления Декарта о врожденных идеях (априоризм) встречали резкую критику со стороны многих мыслителей, в частности Локка.
Опираясь на материалистические принципы в трактовке ощущений как источника всякого знания, Локк утверждал, что все, чем обладает наше сознание, - результат обучения. Если бы врожденные идеи имели место, человек обладал бы определенными знаниями от рождения. Но на деле этого нет. Локк выдвинул ряд других аргументов против априоризма.
Б. Спиноза. Значительный вклад в развитие философии внес Б. Спиноза (1632-1677). Не приняв априоризма Декарта, он своим учением о единой субстанции как основе всех материальных вещей и духовных явлений предпринял попытку обосновать единство мира. Впрочем, отдавая дань деизму, Спиноза называет субстанцию Богом. Поэтому его философию часто называют пантеизмом. Церковники имели все основания упрекать Спинозу в том, что он растворяет Бога в природе и тем самым, по сути, устраняет его. Субстанция есть то, что существует как причина самой себя и для своего существования не нуждается в чем-либо другом. Субстанция бесконечна и едина, ибо, полагал Спиноза, если бы она была конечна, то имела бы причину в чем-то другом, а это противоречило бы самому понятию субстанции.
Важной заслугой Спинозы перед наукой является то, что он рассматривал вопрос о мышлении как об одном из проявлений субстанции. Правда, он полагал, что мышление как атрибут субстанции присуще всей материи, тогда как на самом деле оно есть свойство только мозга человека.
Как и многие другие материалисты XVII в., Спиноза видел в ощущениях исходный пункт познания. Тем не менее, преодолевая ограниченность эмпиризма, он отмечал столь же важную роль мышления в познании; субстанция, согласно Спинозе, познается не на уровне чувственного опыта, а в процессе мышления.
В трактовке человека и общества Спиноза проявляет натуралистический подход, формулирует концепцию свободного человека. Этим он внес свой вклад в теорию естественного права и вытекающих отсюда свобод человека, характерных для европейского Просвещения XVII-XVІІI вв. Специфику и особенности государства Спиноза объясняет природой человека, обнаруживая при этом демократические позиции в вопросе об устройстве государства.
Г. Лейбниц. Линию объективного идеализма в истории философии развивал в этот период немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716). Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей психической субстанцией - монадой. В этих утверждениях Лейбниц преодолевает механистический характер научных и философских представлений своего времени. Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление самодеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью - душой каждой вещи. Душа составляет сущность каждой субстанции - монады, а высшей монадой является Бог. Он выдвигает также идею математизации формальной логики.
Французский материализм. Материалистические идеи XVIII в., продолжавшие прогрессивную позицию философов XVII в., получают дальнейшее развитие во Франции. Специфические особенности французского материализма связаны с классовой и общественно-политической борьбой, которая развернулась там в XVIII в. накануне Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Воинствующий материализм французских мыслителей Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1732-1789), К. Гельвеция (1715-1771), Ж. Ламетри (1709-1751) и других явился идеологическим выражением революционных устремлений французской буржуазии и объединяемых ею народных масс Франции, их борьбы против феодализма и религиозной идеологии. Естественнонаучной основой, на которую опирался материализм XVIII в., явились прежде всего достижения классической механики.