ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
на тему:
«Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова»
Выполнил: Климанчук Виталий Владиславович
студент группы ФК1-14
Проверил Минигалин Марсель Масхутович
Москва, 2008 год
Оглавление
Введение …………………………………………………...3
Глава 1. Русский космизм ………………………………...4
Глава 2. Биография ………………………………………..6
Глава 3. «Философия общего дела»……………………8
Глава 3.1. О небратском отношении людей………….9
Глава 3.2. Жизнь, смерть и бессмертие…………12
Глава 3.3. О заселении других планет…………..15
Заключение…………………………………………16
Список литературы………………………………..17
Введение
Нельзя не гордиться русской культурой XIX - начала XX столетий, литературой, музыкой, театром, живописью, которые представлены целой плеядой выдающихся имён и стали достоянием всего человечества. В это время русская культура, в особенности литература, тяготели к глобальной мировоззренческой, философской проблематике. В моём реферате я хотела бы обратиться к человеку, которого по праву называют «отцом русского космизма», одного из ведущих направлений в философии того времени.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время внимание исследователей русской культуры вновь обратилось к философской концепции Николай Фёдоровича Фёдорова. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф.Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».
Отнюдь не случайно произошло оживление интереса к личности и идейному наследию этого человека. Условия современной цивилизации, которая находится в ситуации экономического, энергетического и других кризисов, обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых вновь и вновь обращаться к истории науки и культуры, отыскивать в ней решения возникших задач. Эти обстоятельства обусловили возрастающий с каждым днём интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом.
Глава 1. Русский космизм
Прежде чем переходить к Николаю Фёдоровичу Фёдорову, необходимо написать о возникновении этого философского учения. Интерес к месту человека во Вселенной, его связи с космосом существовал во все времена и будоражил умы многих людей.Слово «космизм» произошло от греческого слова kosmos - организованный мир, kosma – украшение. Под космизмом понимается целый поток русской культуры, который включает не
только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Это и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих... Некого космического веяния и дыхания в произведениях того или иного творца оказывается достаточно, чтобы сразу же произвести его в космисты. Однако то же самое можно сказать о многих культурных деятелях не только России, но и всего мира. Ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. Уже в
древнейших религиозных и мифологических представлениях человек
прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и бытием Вселенной.
С древности и до конца XIX в. космическая тема
развивалась не только в мифе, поэзии, но также в некоторых философско-утопических произведениях. Именно в России, ставшей родиной научного
учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в
космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное
космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев называл "космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира" и "антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе". Именно здесь ставятся "проблемы о космосе и человеке", разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека". Идея активной эволюции, необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.
Поэтому возможно точнее будет определить это направление не
столько как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.
Глава 2. Биография
Николай Фёдоров родился 26 мая (9 июня) 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии. Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина и поэтому получил фамилию крёстного отца. В 1849 году он окончил гимназию в Тамбове и поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, где проучился всего 3 года. Умер его дядя Константин Иванович Гагарин, который платил за обучение. После этого Николай Фёдоров преподавал историю и географию в уездных городах среднерусской полосы.
В середине 60-х годов Николай Фёдоров знакомится с Николаем Павловичем Петерсоном, который был одним из преподавателей в яснополянской школе Л.Н. Толстого. Из-за этого знакомства он был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но освобождён через 3 недели.
Летом 1867 года Фёдоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 году он устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 года в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музей. Страстный любитель книг, он знал на память содержание практически всех имеющих ценность и хранящихся в библиотеке музея. В последние годы жизни работал в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог всех книг. В этом же музее после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.
Николай Фёдорович Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования он раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Живя напряжённой духовной жизнью, он был абсолютно равнодушен к мирским благам: занимал крошечную комнату, по сути каморку, спал не более 4-5 часов сутки на сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твёрдое. Фёдоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 году в жестокий декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже. После этого он заболел воспалением лёгких и умер. Хорошо известно, что он отказывался фотографироваться и не позволял никому рисовать свой портрет. Единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайком Л.О. Пастернаком. Он также не любил почестей, избегал славы. То, что вышло из-под его пера и было напечатано, публиковалось под псевдонимами. Многое не печаталось вовсе. Наиболее его известная «Философия общего дела» издана друзьями после смерти автора.
Николай Фёдорович относится к плеяде незаслуженно забытых, а точнее, долгое время замалчиваемых учёных. Его творчество, широко известное до революции 1917 года, практически лишь в последние десятилетия стали вновь доступны отечественному читателю. Его оригинальный стиль мышления, огромная эрудиция, высокая нравственность, простота общение и стремление оказать помощь нуждающимся притягивали к нему окружающих. Он пользовался огромной известностью, его высоко ценили современники. Л.Н, Толстой писал о нём: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Вл. Соловьёв называл Н.Ф.Фёдорова «своим учителем и отцом духовным[1]».
Глава 3 «Философия общего дела»
«Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали и звала к гигантским преобразованиям как в мире, так и внутри каждого человека. «В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим», - писал Фёдоров.
В своей работе Федоров показал две существенные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. «Ограниченность в пространстве препятствует повсеместному действию разумных существ во все миры Вселенной, а ограниченность во времени - смертность - одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную». Таким образом, сверхзадачей «проекта» Федорова была грандиозная цель восстановления конкретной общности всего человечества с божеством в сферах мистической, оккультной, а также в чувственно-конкретной действительности.