Смекни!
smekni.com

Философские взгляды К.Э. Циолковского (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Мценский филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования
«Орловский государственный технический университет»

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

Реферат по философии

на тему:

«Философские взгляды К.Э. Циолковского»

Выполнил:

студент группы С-2-54

Халтаева С.С.

Проверил:

преподаватель Ковалева М.В.

Мценск

2009

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………………3

2. Космическая философия К.Э. Циолковского………………………..6

4. Заключение………………………………………………………………………….12

5. Список литературы……………………………………………………………...14

1. Введение

Основным направлением современной науки являются крупномасштабные исследования космического пространства. Именно с космическими исследованиями связаны проекты в области науки и техники, высоких технологий, которые совершили гигантский прорыв человечества в области познания околоземного пространства. «Стремление проникнуть за атмосферу подобно желанию изучить морское дно, внутренность земной коры, открыть новую страну, улучшить жизнь, изучить небо. Когда-то все эти желания были дерзновенны и карались или осуждались многими. Но, конечно, напрасно, ибо эти желания дали людям добрые плоды. Все это – материальный мир и ничто не мешает нам изучать его, проникать в него и им пользоваться, как мы пользуемся благами Земли. Достигать их есть удел человека».1
В то же самое время, прорыв человека в космос ставит перед ним задачи не только технического, но и духовного характера. Так многие современные исследования считают, что человечество не одиноко во Вселенной, а, напротив, является частью Вселенской цивилизации, объединяющей разумные существа с других планет. В связи с этим, человечеству стоит решить проблему трансформации мировоззрения в условиях жизни с иными разумными мирами. Поэтому актуальными на сегодняшний день являются не только технические проекты и методики, связанные с освоением космоса, но и создание, в свете приобщения человека к Вселенской цивилизации, новой космической идеологии. В этом плане все больший интерес вызывает «космическая философия» К.Э.Циолковского, разработанная им еще в начале XX века.
С точки зрения современных исследователей, в настоящее время возникла необходимость философского анализа проблем цивилизации, поиска ее места среди других космических цивилизаций. Исследовательский взгляд направлен, прежде всего, на познание, на изменения структур цивилизации в данном поэтапном движении и изменение человека, в его влиянии на структуры цивилизации (А.К. Зайцев).
В истории философии русский космизм занимает особое место. Русский космизм – это стремление целого ряда мыслителей прогнозировать будущее человечества как элемента космического бытия, как части космического мироздания.

1 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. – Калуга, 1914. С.1.

Несмотря на все многообразие философских подходов к космическому будущему, космизм решает ряд проблем современной философии, важнейшими из которых в период освоения космоса являются:
а) поэтапное приобщение человеческой цивилизации к космическому бытию,
б) формирование мировоззрения, в основе которого синтез науки и религии, выступающий в философии как метаметодология.2
«Космическая философия» К.Э. Циолковского являлась первой, и, несмотря на это, наиболее полной из всех теорий прогнозирующих будущее человечества. Причем, в отличие от всех остальных концепций, философия

К.Э. Циолковского, кроме применения научных способов, имела мощно развитые религиозно-этические основания.
Степень разработанности темы. К.Э. Циолковский, его жизнь, творчество и философские идеи начинают привлекать пристальное внимание исследователей с середины 50-х годов XX века. Изучение творческого наследия К.Э. Циолковского не случайно связано с началом эры освоения и изучения космического пространства. К этому времени публикуются отдельные биографические исследования и диссертационные работы.
В 60-е годы интерес к личности и творчеству К.Э. Циолковского все более возрастает. Начиная с 1966 года в г. Калуге проводятся ежегодные Научные чтения, посвященные исследованию научного творчества К.Э. Циолковского, в рамках чтений исследуется проблема «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». Ежегодная работа, проводимая в рамках чтений, и до сегодняшнего дня вносит основной вклад в исследования научного и философского наследия великого ученого.
В 1967 году в г. Калуге открывается Государственный музей истории космонавтики и научной биографии К.Э. Циолковского. Долгие годы в г. Москве при Институте истории естествознания и техники РАН работает комиссия по изучению научного наследия К.Э.Циолковского. Неоценимый вклад в наше современное понимание роли и места К.Э. Циолковского в развитии мировой и русской философии внесли исследования академиков Б.В. Раушенбаха, B.C. Авдуевского, А.Д. Урсула, Е.Т. Фаддеева, Н.К. Гаврюшина, В.Н. Сокольского, С.А. Соколовой, В.В. Казютинского,Г.С. Козина, и ряда других авторов. В этих трудах ими были обозначены основные предпосылки и характер философии русского космизма и философии К.Э.Циолковского, предпринята попытка классификации космологических взглядов ученых.
В последние годы значительно возрос интерес ученых к исследованию религиозных проблем, поставленных К.Э. Циолковским. В этой сфере необходимо отметить интереснейшие работы авторов В.В. Лыткина, где разносторонне анализируется отношение К.Э. Циолковского к христианству и личности Иисуса Христа, а также к атеизму; и В.И. Алексееевой, в работах которой рассматривается позиция ученого по отношению к православию. Ею же была предпринята попытка выделить буддийские перцепции в религиозно-философской системе ученого.

«Космическая философия» К.Э.Циолковского рассматривается как:
1) своеобразный научный прогноз, в котором превалирующее значение имеют научно-технические достижения человечества (В.В. Казютинский,Л.В.Лесков,В.А.Брюханов);
2) как религиозно-нравственное учение, основанное на историко-философских традициях, основной целью которых является своеобразная социальная модель, основанная на научно-техническом прогрессе человечества, выводящая его за пределы земной цивилизации. (В. И. Алексеева, В. В. Лыткин, Т. Н. Желнина, В.М. Мапельман)
Задача данного реферата:

- раскрыть понятие “космическая философия”, ее проблемы, принципы

2. Космическая философия К.Э. Циолковского

Космическая философия К.Э.Циолковского ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия – «вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук»2. Все предшествующие философские системы казались Циолковскому «странными» и их терминология ненужной, говоря, что «трудно связать мою философию с другими». Однако в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с «космической точки зрения». Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия «состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я». Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом – социологическим, т.е. построением схем «идеального строя жизни»3.

В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа.

Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: «Научные основания религии» (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд Циолковского «Этика или естественные основы нравственности» (1902-1903гг., исправлено в 1914г.), «Нирвана» (1914г.). На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Под «существом» подразумевается не только человек. «Простейшее существо», согласно космической философии – «атом-дух». Совокупность «атомов-духов» образует субстанциональную основу мира. Космос – иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже «живое существо», «причина» и «воля» которого в строгих рамках определяет поведение человека и других «существ» космоса.

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса:

1) изложению «научного» понимания библейских текстов;

2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе («Горе и гений», 1916г.; «Идеальный строй жизни», 1917г. и др.);


2 Циолковский К. Э., Этика, или естественные основы нравственности, ААН, ф. 555, оп. 1, ед. хр. 372.

3) проблемам строения и жизни человеческого тела («Человек. Свойства человека», 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: «Первопричина» 1918г., «Социология (фантазия). Приключения атома» 1918г. и некоторых других.

На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый «активно-эволюционный» принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности». Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: «Живая Вселенная» (1923г.), «Монизм Вселенной» (1925-1931гг.), «Будущее Земли и человечества» (1928г.), «Космическая философия» (1935г.) и многих других. Интересно, что «активно-эволюционный» смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Всё это создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.