Смекни!
smekni.com

Закон единства и борьбы противоположностей (стр. 1 из 3)

Ивановский Государственный Энергетический Университет

Им. В. И. Ленина

Кафедра философии

Реферат

На тему:

Закон единства и борьбы противоположностей

Студента 3 курса

группы 71К

Бирюзова

Кирилла Евгеньевича

Ярославль 2010

Содержание :

Диалектические противоположности 3

I. Закон единства и борьбы противоположностей 5

1. Единство и борьба противоположностей 6

Диалектика количественных и качественных изменений. 8

I. Качество и свойства 9

II. Закон перехода количественных изменений в качественные 11

1. Понятие о качестве и количестве 12

2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития 13

3. Скачки 14


ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Совокупность наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что все явления в носят полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, свойств в самых различных явлениях и процессах имело важное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осознания процессов изменения и развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений или процессов), которые занимают крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны изменяющегося предмета (явления или процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям свойственно единство и взаимосвязь: они дополняют друг друга, сочетаются и сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны заменять друг друга, переходить из одной в другую, а также взаимодействовать прочими способами. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Их единство определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единство и борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе одно и то же содержание.

При этом надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство и борьба противоположностей".

В истории культуры издавна существовали концепции, в которых признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического сознания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые бинарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восстановления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К.Поппер пишет:"Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, иногда проявляется структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры - существование положительного и отрицательного электричества".

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.


I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

В.И.Ленин назвал закон единства и борьбы противоположностей ядром диалектики. Этот закон раскрывает причины вечного движения и развития материального мира. Знание его имеет основополагающее значение для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие их природы - важнейшее требование всякого научного исследования и практического действия.


1. Единство и борьба противоположностей

Все мы сталкивались с такой вещью как магнит. Его главным признаком является наличие неразрывно связанных противоположностей – северный и южный полюс. Они настолько неотрывно связанны друг с другом что сколько не пытайся их разделить – ничего из этого не выйдет. Разрезая его на две, три и более частей - мы будем получать все те же магниты.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречивые стороны заключены во всех предметах и явлениях. Все они представляют собой органическую связь, неразрывное единство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссоциации (разъединения) атомов.

Противоположности имеют место и в живых организмах. Наследственность - это тенденция организма сохранять приобретенные по наследству свойства, изменчивость же - это его способность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, развиваться.

Психическая деятельность человека характеризуется противоположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших полушарий головного мозга.

Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Человек пользуется такими противоположными и взаимосвязанными приемами исследования, как индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.

Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали неразрывное единство противоположных полюсов магнита. Столь же неразрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и синтез - процессе познания. капиталистическое общество невозможно без противоположных классов.

Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосуществуют ли противоположности в этом единстве мирно или вступают противоречия, в борьбу друг с другом?