Августин, хотя и считается «отцом церкви», но в созданном им образе философской мысли выходил за пределы открытого мировоззренческого обоснования христианского учения. Он считал, что в богословии надо рассуждать подобно платоникам. В главном средоточии он оставался религиозным мыслителем. И тем не менее, им поставлены в сочинениях «Исповедь», «О граде Божием» многие вопросы, которые в последующем обсуждались средневековыми мыслителями, как выходящие за рамки христианской веры. Августин впервые использует так называемое «онтологическое доказательство» бытия Божия: из понятия всесовершенства Бога следует вывод о его существовании. Бог творит мир из Ничто. Бог – благо, высшая красота, абсолютная истина. Августином ставится проблема соотношения того общего, что составляет бытие Божие (идеи, виды, формы) с отдельными вещами. Частное, индивидуальное определяется духовным общим. В этой связи Августин развивает мысль о тесной связи человечества с планами и измерениями божества. Согласно Августину, христианская церковь – царство Божие на земле. Жить в небесном царстве «по Богу» - означает вдохновляться любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Пребывать в «земном» царстве – опираться на любовь человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу. Эти два града, земной и небесный, в жизни человека развиваются параллельно и проходят, по Библии, ряд этапов. Этот вывод Августина можно рассматривать как попытку создания философии истории.
Фома Аквинский
Сын итальянского графа Фома Аквинский стал монахом. Но преподавал богословие в Париже, Кельне, в некоторых городах Италии. В отличие от всех прежних европейских схоластов он средоточием своей философии избрал учение Аристотеля. В сочинении «Сумма теологии» Фома предпринял грандиозную попытку приспособить аристотелевскую философию к нуждам католической церкви. Фома – представитель поздней схоластики. Он не остался в стороне от интересовавших ранее религиозных мыслителей вопросов. Это касается и вопроса об универсалиях. Он – сторонник умеренного разума. Фома считал, что универсалии имеют троякое существование:
· они существуют до вещей как идеальные прообразы индивидуальных предметов в божественном разуме;
· универсалии находятся в вещах как нематериальные формы, т.е. общее существует объективно лишь постольку, поскольку оно имманентно отдельным вещам;
· универсалии образуются после вещей в человеческом разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей.
Такое понимание соотношения общего и единичного (отдельного) определяет особенности образа объективно-идеалистического мышления Фомы. Он решает следующие задачи: по-новому обосновать существование бога; устранить конфликт разума и веры учением об их гармонии – «Верую, ибо истинно»; доказать необходимость приоритета религии над философией. Аргументы, «доказательства» бытия бога Фома ищет в чувственных следствиях творения им мира:
- Должен существовать перводвигатель.
- Цепь действующих причин не может быть бесконечной: должна существовать первая причина.
- Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого; должно, следовательно, существовать абсолютно необходимое существо.
- Вещи обнаруживают различные степени совершенства; должно поэтому существовать абсолютно совершенное существо.
- Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, следовательно, необходимо принять сверхприродное разумное существо, упорядочивающее мир.
Все подобные аргументы основываются на ошибочных допущениях и потому не имеют безусловной доказательной силы.
Учение Фомы (томизм) не воспроизводило буквально содержание философии Аристотеля. Многое у него обусловливалось церковной догматикой католицизма (демонология и др.). в социальных вопросах Фома – убежденный монархист: власть покоится на божьей воле. Но светской власти (государю) подчинены лишь тела людей, а не их души; душа – компетенция церкви. Поэтому церкви принадлежит и верховная, всеобъемлющая власть. Фома объявляет Папу наместником Христа над светскими государями.
2) Вопросы: Социальные институты: основные и неосновные. Формы развития. Функции и дисфункции.
Понятие социальный институт. Животные приспосабливаются к среде при помощи инстинктов. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и определил 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.
Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу. Назначение социальных институтов – удовлетворение важнейших жизненных потребностей.
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА | ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
1. Потребности в воспроизводстве рода | 1. Институт семьи и брака |
2. Потребности в безопасности и социальном порядке | 2. Политические институты |
3. Потребности в добывании средств существования | 3. Экономические институты |
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. | 4. Институты образования |
5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни | 5. Институт религии |
Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля.
ИНСТИТУТЫ | СИМВОЛЫ | ОСНОВНЫЕ РОЛИ | ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ | КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ |
ИНСТИТУТ СЕМЬИ | кольца, обручение, контракт | отец, мать, ребенок | дом, квартира, мебель | семейные запреты и допущения |
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ | флаг, гимн, герб | законодатель, судья, избиратель | общественные здания | конституция, законы |
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ | фабричная марка, деньги | работодатель, покупатель, продавец | фабрика, офис, магазин | контракты, лицензии |
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ | диплом, степень | учитель, ученик | школа, библиотека, стадион | правила учащихся |
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ | крест, алтарь, библия | пастор, прихожанин | собор, церковь | вера, заповеди, посты |
Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.
Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.
Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидуумов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействию. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя систему ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым
- гарантируют сходное поведение людей
- согласовывают и направляет в русло их определенные стремления
- устанавливают способы удовлетворения их потребностей
- разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни
- обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или другой
социальной общности и обществе в целом.
Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.
Процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов
· Возникновение потребности, формирование общих целей
· Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)
· Практическое применение, принятие этих норм и правил
· Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института