Смекни!
smekni.com

Предмет философия (стр. 2 из 2)

Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, т.о., результаты богатого и разнообразного опыта духов­но-практического освоения человеком действительности (обыденного,

религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщенно схематизированное отра­жение действительности.

Знание о знании, познание "посредством понятий" (Гегель) дает возможность сформулировать общие принципы видения мира в его отношении, взаимодействии с человеком, и тем самым выявить уни­версальные законы многообразных взаимоотношений "человек - окру­жающий мир", теоретические методы их познания, способы и формы построения, проверки и доказательства достоверности результатов по­знавательной деятельности.

В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к ма­терии. Основной во­прос философии имеет две стороны - что является первичным, материя или сознание, и познаваем ли мир.

В зависимости от решения основного вопроса философии фило­софы разделились на два направления - материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что пер­вична материя, а сознание человека вторично.

Идеалисты же считают, что первично сознание, - либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).

В отношении познаваемости мира сознанием человека также су­ществуют различные точки зрения - от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеа­листами.

Среди функций философии прежде всего выделяют мировоз­зренческую. Она состоит в том, что давая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом

мире.

Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, мо­ральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.

Методологическая функция философии состоит в том, что философия, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы сущест­вования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира, и, следовательно, выступает как стратегия процес­са познания в каждой отдельной области знания.

Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структу­ры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой - оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере, осознания действительности через призму отношения "человек-мир", а также определяет общую логику по­знавательного отношения человека к действительности.

Итак, философия - это исторически изменяющаяся система фун­даментальных идей, это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте и роли в этом мире.

Философия как форма самосознания и способ духовно-практичес­кого освоения мира является основой творческого потенциала личности. Становление и развитие философско-мировоззренческой культуры про­исходит, таким образом, в процессе специального овладения философи­ей, ее проблематикой и историей. И, как отмечал французский философ Р. Декарт, «философия (поскольку она распространяется на все доступ­ное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

3. Зарождение философской мысли. Античная философия

Каждую науку целесообразнее всего изучать, начиная с ее исто­рического аспекта, и это особенно справедливо в отношении фило­софии. Философское учение заключает в себе, синтезирует содержа­ние всей предшествующей, обобщающей философской мысли чело­вечества. История философских идей становится в определенных пре­делах органической составной частью философской теории. Таким образом, философия в ее историческом развитии предстает как еди­ное целое, хотя и разделенное на качественно различные этапы.

Философские позиции на отдельных этапах исторического про­цесса нельзя жестко оценивать только как истинные либо только как ложные. Нужно уметь обнаружить и вычленить заключенные в каждой системе философских взглядов позитивные моменты, идеи, понять значение выдвигаемых теоретических и практических про­блем. В философии неразрывно связано вечное и временное, одно­стороннее, обобщенное, абстрактное и всеобще-конкретное, про­шлое и будущее.

Сегодня особенно остро осознается значимость общечеловечес­ких ценностей, что подтверждает правоту философов, утверждавших самые высокие идеалы, гуманистическую идею человека как самой высокой ценности и высшей цели, моральные абсолюты, внутреннее единство объективного знания и нравственности. На это необходимо ориентироваться, приступая к изучению истории философии. Этот же подход служит основанием для выделения центральных проблем в рамках определенного культурно-исторического типа философии. Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их жизни. Так, античная философия возникает и развивается в «понятийном поле», полюсами которого являются, с одной стороны, онтологизм (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»), а с другой - зарождающийся антропологизм, т.е. стрем­ление увидеть человеческое начало как определяющее во всем, что окружает человека, как своеобразный центр в мире Космоса.

Предмет размышления древнегреческих философов VI-V вв. до н.э. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Гераклит и др.) был ограничен природой и свойствами четырех сфер, ее составляющих, - земли, воды, огня, воздуха. Поставив вопрос о первоначале, философия осуществила прыжок в царство абстрактного и всеобщего, ведь вода и воздух, другие стихии природы - это образы, символы рождающегося всеобщего. Но как объединить мир и человека, а в человеке - его телу и душу? Эти вопросы нельзя решить, отожде­ствив первоначало с отдельной вещью, материальной стихией и даже с материей вообще. Так возникает проблема бытия, поставленная элейской школой философов.

Демокритом был сделан шаг к понятию материи, означающей не сами по себе тела и состояния, а то общее, что им присуще. В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пус­тота.

Если Демокрит смотрел на человека через призму атомизма, пы­таясь объяснить его поведение только естественными, природными причинами, то Платон занял другую позицию. Он вошел в историю как противник тех, кто пытался и пытается объяснить мир исходя из него самого, из его собственного устройства.

При изучении философии Платона необходимо прежде всего уяс­нить смысл его учения об идеях. Идеи - вечные образцы, вечные сущности, по которым строится вся множественность вещей, обра­зованных из бесформенной, текучей материи. Термин «идея», кото­рый выражал лишь созерцаемую умом форму или причину чувст­венных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное, и даже сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм, или идей, стала учением философского идеализма. В нем в преувеличенном виде нашел отражение важный момент человеческого бытия - со­зидательная роль идей и идеалов.

В отличие от Платона, Аристотель полагал, что истинную сущ­ность отдельного предмета составляют не родовые понятия, а он сам, его единичное бытие. Каждый предмет состоит из материи и формы, т.е. из материального субстрата и организующей его струк­туры. Каждая вещь имеет причинное происхождение и целевое на­значение. Материя есть чистая возможность, которая должна быть оформлена соответствующим образом. Именно форма выступает как причинно-целевая программа. Ее реализация происходит как про­цесс движения во времени и пространстве. Аристотель - основопо­ложник формальной, классической логики и этики как науки о мо­рали, выступающей основой науки о политике и государстве. Для Аристотеля человек - «общественное, политическое животное». В центре его этического учения - общее благо, счастье, добродетели, лучшие нравственные качества человека: справедливость, умение на­ходить оптимальную меру поступка, «золотую середину», чувство дружбы.

Греческая философия не только открывала первоосновы жизни всемирной, космической, но и стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо об­ратить особое внимание. Именно Сократ познание вещей решил на­чать с себя: «Познай самого себя». Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отноше­ние души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу о сущности человеческого совершенства он резко расходится с софис­тами, также пытавшимися выявить цели и задачи человека. Если Сократ считал, что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впер­вые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности челове­ка - сферы культуры. Протагору принадлежит знаменитый фило­софский девиз: «Человек есть мера всех вещей».

Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рас­сматривают стоики, - это определение места человека в Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания. Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Важно ценить жизнь как высшее на­слаждение. Результатом их этических поисков становится образ муд­реца-философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа.