Смекни!
smekni.com

Предмет философия (стр. 1 из 2)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Мазилов А.И.

ФИЛОСОФИЯ

Лекции для студентов очной и заочной формы обучения специальностей

080502.65 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 100101 «Сервис», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров», 260501 «Технология продуктов общественного питания», 080105 «Финансы и кредит», 100200 «Туризм»

Казань

2010

Лекция №1

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

План

1. Предмет философия

2. Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение

3. Зарождение философской мысли. Античная философия

1. Предмет философии

Становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе ис­торического развития общественной жизни, расширения и уг­лубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгля­ды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в цело­стное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и прин­ципы, составляющие сущность процессов, явлений и самого мира как системы, целостности. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и ду­ховного бытия. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и высту­пающими основоположением любого знания. Философия опи­рается на принципы универсальной связи, единства и развития.

В процессе развития философии как учения о мире сложи­лась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /учение о человеке и обществе/.

Философия отвечает требованиям научного знания по предмету, наличию категориального аппарата, мето­ду, функциям. Но философия отлична от частнонаучного зна­ния:

1. Её предметом являются универсальные, всеобщие законы и принципы бытия.

2. Философия исследует проблему субстанции мира как причины и сущности ее форм, систем и процессов природы, общества и сознания.

3. Содержанием категорий философии являются универ­сальные существенные связи бытия.

4. Философия является методологией научного познания -способом освоения мира на основе универсальных принципов и законов, теоретическим основанием синтеза частнонаучных знаний в научную картину мира. В процессе развития знаний о мире происходит взаимообогащения философии и частных на­ук.

Соотношение философского и естественно­научного знания заключается в следующем: с одной стороны, философия, предметом которой является всеобщее, выступает теоретическим обобщением эмпирического, конкретного зна­ния естественных наук. С другой стороны, фи­лософия выступает методологией естественных наук, выраба­тывая подходы к рассмотрению эмпирических фактов. В этом состоит диалектичность, взаимозависимость и взаимодействие философии и естествознания, абстрактного и конкретного зна­ния.

Любое научное знание, опирающееся на законы и принци­пы, представляет собой единство теории и метода; с одной сто­роны, сама теория, логика которой определена этими законами, становится методом исследования, с другой, эта теория своим содержанием помогает выработке новых методов и способов исследования проблем. Теория - система идей, взглядов, на­правленных на познание, объяснение явлений, процессов объ­ективного мира - отвечает на вопрос, что является предметом исследования, раскрывает его природу, сущность, всесторонние связи. Основным требованием является ее истинность и прак­тическая ценность. Метод - способ и средство познания и прак­тического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений. Ме­тод отвечает на вопрос: как познать мир?

Философия как развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы помогает:

• определить стратегию, направление научных исследований;

• фундаментальные философские проблемы, раскрывающие сущность, основу, причину, связи мира как целостности, являются основанием /непосредственно или опосредован­но/ содержания научных понятий, идей, теорий;

• научные предвидения и прогноз опираются на философ­скую методологию;

• научные методы опираются на принципы и законы фило­софии как теории и методологии.

Таким образом, на протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

1. проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что да­ет общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или

духовной, идеальной первоосновы мира.

3. Проблема развития мира. Эта проблема формирования ме­тодов

познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его

развитии.

4. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта

познания и раскрытие их сложного диалектического характера.

5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением уста­ревших форм развития культуры и становлением новых форм. Филосо­фия, т.о., выступает как самосознание культуры той или иной историче­ской эпохи.

2. Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение

Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах миро­здания, судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о со­вести, о добре и зле. Эти и другие "вечные" вопросы, заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых челове­ку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти "вечные" вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире.

Истоками философии и религии в древнем мире были мифы. В мифологии в целостном единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхестественное. По­добная целостность, нерасчлененность сознания была исторически не­обходимым способом освоения древними людьми действительности. Однако по мере развития знания, угасания первобытных форм общест­венной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались "вечные" вопросы - о происхождении мира и человека, о жиз­ни и смерти и т.д. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.

Религия - это такая форма мировоззрения, в которой мир в соз­нании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, ес­тественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверх­чувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

В отличие от религии, философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям - интеллект, вере - логика.

Философское знание обосновывает соответствующее мировоззре­ние.

Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу - рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в кото­рую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Со­крат (470-399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла челове­ческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу - исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

Предназначение философии - создание целостного миропонима­ния, объяснение объективной реальности и предельных оснований чело­веческих действий в системе логических категорий и законов.

В чем же состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

Вторая характерная особенность философии - наличие в ней зна­чительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим ас­пектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности (отражение). Она рефлексирует саму духовную дея­тельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, пре­дельным основанием духовной культуры.

В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от науч­ной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

Философия всегда обращается к достижениям других наук, опи­раясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи фи­лософии и науки В.И. Вернадский заметил: "Точное и глубокое логиче­ское изучение понятий есть основа и самая суть философского мышле­ния. Это та сила- анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку".