3. Зарождение и развитие древнегреческой философии
Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях.
Греческая античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до н.э. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм.[12] Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Сам термин «философия» возникает здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора еще в 580 –500 годах до н.э. Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.)[13] В противоположность «софосу» – мудрецу – пророку, обладавшему «Софией» – божественной мудростью, «философ» человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа – понять «целое как целое», понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это «знание ради самого знания» (Аристотель, «Метафизика»). Это знание ради достижения свободы духа. [14]
Именно так понимая философию, римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, это способ жизни, присущий свободному человеку.
Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:
- Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы - «Физис» и «Космос», его строение - V- IV века до н.э.;
- Среднюю классику (Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека - с половины V века и часть IV века до н.э. Определен как классический;
- Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов - конец IV- II веков до н.э.;
- Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I век до н.э. – V-VI века н.э.).
Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. Где прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной и эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов –это космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, наряд, порядок). Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.[15]
Принято считать, что настоящая наука возникла в Элладе в VI веке до н.э. – в эпоху Фалеса и Пифагора. Фалес один из первых и величайших философов Эллады, жил на рубеже VII-VI веков до н.э., вероятно, с 625 по 550 года до н.э. Много путешествовал по странам Востока, побывал в Египте и Вавилоне, а вернувшись домой, увлеченно рассказывал согражданам о чудесных дальних странах.[16]
Имя Фалеса включено в перечень великих мудрецов Эллады – наравне с легендарными строителями первых городов и учредителями Олимпийских игр, изобретателями алфавита и мореплавания. Фалес показал грекам, как можно открывать новые научные факты, выводя их из уже известных сведений путем общепонятных рассуждений.
Мудрецы Эллады считали, что мир состоит из 4 основных стихий: земли, воды, воздуха, огня. Является ли одна из них первичной и если да, то какая стихия первична? Фалес был уверен, что вода есть основа всех вещей, но доказать логически это утверждение он, конечно не смог.
В развитии философии V века до н.э. большую роль сыграли софисты — платные учителя мудрости, оказывавшие непосредственное влияние на формирование мировоззрения афинян и, особенно, афинской молодежи. Они принесли с собой новый предмет обучения, необходимый именно в демократических Афинах: риторику, умение убеждать, управлять настроениями толпы. [17]
Самыми известными софистами были Протагор, Горгий и Продик. Они учили искусству побеждать противника в спорах; в этом искусстве важна была не истина, а убедительность. Софисты учили, что истина у каждого своя, т.е. она относительна. Протагору принадлежит выражение: «Человек есть мера всех вещей», что означало: как кому кажется, так оно и есть.
Воплощением эллинской мудрости V века до н.э. стал великий Сократ, учитель Платона; последний сохранил его образ, биографию и учение.[18]
В классическую эпоху наука стала специальной сферой деятельности. Особенно показателен прогресс медицины. «Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежавших к школе Гиппократа в V - IV веках до н.э., дает представление о медицинских знаниях и практике того времени. [19]
Если Гиппократа называли «отцом медицины», то Геродота —«отцом истории». Уроженец малоазийского города Галикарнасс, Геродот много путешествовал, посетил Персию, Египет, берег Черного моря и свои впечатления собрал в объемном труде «История». Так как в этом сочинении властвует рок, божественное предопределение, огромное значение предается предсказаниям оракулов, вещим снам и т.п., его трудно назвать историком в нашем понимании — подлинной критики источников в его труде, конечно, нет. В истории он видит осуществление божественной справедливости, миф у него переплетается с реальностью. [20]
Но все же значение «Истории» Геродота велико: она была первым связным изложением исторических сведений. Так, основываясь на принципах кинического учения, на пренебрежении к удобствам, проводил свою жизнь знаменитый Диоген, герой бесчисленных анекдотов. Диоген, как и прочие киники, призывал к отречению от материальных благ и предрассудков.
Среди многочисленных учеников Сократа в IV веке до н.э. никто не встал вровень с Платоном - выдающимся философом древности. Его главный тезис: мир вещей есть лишь слабое отражение мира самостоятельно существующих «идей» - сверх чувственных прообразов всех вещей.[21]
Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, который впоследствии разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». [22]
Как философ, Аристотель был вдумчивым ученым-систематиком. Он отверг всю систему платоновского идеализма и признал реальность объективно существующих вещей. Аристотель был не только автором собственной оригинальной системы, он систематизировал все накопленные научные знания. Познания его охватывали математику и механику, биологию и зоологию, физику и психологию, риторику, политику, теорию искусств. Систематизировал он и философские знания, выделив логику как самостоятельную науку.
4. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина
В развитии мировой цивилизации важнейшую роль сыграла культура античного мира, уходящая своими корнями в религиозные представления древних греков и римлян. Религиозная система этих народов за весь период своего развития претерпела немало изменений. По свидетельству историков, занимавшихся этой темой, в догомеровский период в Греции наиболее распространенными были анимистические, тотемистические и фетишистские культы. Мировоззрение древних греков было эстетично по сути. Космос виделся ими как завершенное целое: гармоничное, прекрасное, звучащее. Это была Человеческая Вселенная.[23] В древнегреческих мифах создание мира представляется его гармонизацией. Греческие боги (олимпийские!) - прекрасны и гармоничны. Даже Судьба (Рок) при всей своей грозности, эстетична.
Основой религиозного восприятия древних эллинов было осознание таинственной жизни окружающей их природы. Древние греки полагали, что жизненной силой наделен не только органический мир животных и растений, но и горы, минералы, реки, и т. д.; считали божественным и одухотворенным весь окружающий мир, который, по их мнению, был населен различными потусторонними силами, воплощенными в священных предметах, существах и явлениях. Эти силы обитали в пещерах, деревьях, источниках и т. д. Духи могли быть как антропоморфного, так и звероподобного вида. В честь различных божеств проводились религиозные обряды с целью умилостивить их и отвести от себя гнев природы. Например, греки не решались переправляться через реку, если при проведении жертвоприношений духи каким-либо тайным знаком не показывали своего согласия. Эллины считали, что в лесах жили многочисленные нимфы — дриады, которые в лунные ночи покидали свои деревья и водили хороводы под предводительством богини Артемиды.[24]
Отдельные проявления подобных верований сохранились и в более поздний период: знаменитый Пан, сын бога Гермеса и нимфы Дрионы, являвшийся духом-хранителем коз, изображался с рогами, длинной бородой и козлиными ногами.
Согласно легенде, Пан в полдень ложился спать, и если какой-то неосторожный пастух будил его, то божество высовывало свою косматую голову и так рявкало, что козы в ужасе разбегались. Отсюда и пошло знаменитое выражение «панический страх».
Огромное значение для эллинов имело море, поэтому особое отношение было к владыке всех вод Посейдону и его супруге Амфитрите. Впоследствии морской повелитель стал одним из главных олимпийских богов. Посейдона окружали многочисленные морские нимфы — нереиды. В водах обитали и сатиры — тритоны, юноши с рыбьими хвостами. Существовал и морской Пан, которого звали Протей. Он занимался тем, что пас стада причудливых моржей. Согласно представлениям эллинов, Протей, подобно морю, постоянно менял свое обличье. Если же утопающий человек услышал заунывную песню сирен, сидевших на далеких пустынных скалах, значит, согласно мифам, настал его смертный час.