Отмечая появление этики рядом с логикой и физикой уже в школе Платона, Хайдеггер в качестве образцовых рассматривает мыслителей-досократиков. Они не знали «ни какой-то отдельной "логики", ни какой-то отдельной "этики" или "физики". Тем не менее их мысль и не алогична, и не безнравственна. А "фюсис" продумывается ими с такой глубиной и широтой, каких позднейшая "физика" никогда уже не сумела достичь» [10,с.215]. Не случайно Хайдеггер закавычивает термины "логика", "этика", "физика"; в их обособлении он видит уход глубокой мысли, превращение философии в науку, удобную для школьного изучения, абсолютизацию субъективности и характерной для последней этики ценностей [10,с,96,191,215].
Нововременная философия, обособляя субъективность, не промысливая ее в истине бытия-в-мире, ведет в тупики науки и техники, где ей в этическом плане не дано выработать иное, нежели этика ценностей. Между тем "желание иметь этику тем настойчивее понуждает к своему удовлетворению, что потерянность человека, будь то очевидная, будь то утаиваемая, разрастается до неизмиримости" [10,с,214]. Но даже и в этих условиях Хайдеггер категорически против всяких этических норм, не являющихся результатом полноценного философствования. Не без иронии вспоминает он прозвучавший вскоре после выхода "Бытия и времени" вопрос своего юного друга: когда вы напишите этику? [10,с.214]. По Хайдеггеру, нет необходимости писать особое руководство по этике. Философствование, мышление всегда нравственно насыщенно, если только оно проводится в истине бытия-в-мире. Всякий отход от этой истины в конечном счете оказывается безнравственным. Таковы основополагающие интуиции Хайдеггера. Вопрос в том, насколько удачно он их реализует. В этой связи достаточно показательны его размышления о совести и вине.
Хайдеггером движет стремление не ограничивать себя расхожими толкованиями совести и вины. Необходимо обнаружить онтологические горизонты их критики. Но в таком случае размышление обнаруживает экзистенциальные интерпретации совести и вины. Расхожие толкования вины и совести знают лишь соответствие или несоответствие принятым публичному праву и норме. Но в какой степени они уместны? Чего мы вправе ожидать от экзистенциальной интерпретации совести и вины?
"Совесть есть зов заботы из не-по-себе бытия-в-мире" [8,с.289]. Если этот зов понимается, то избирается возможность имения-совести, воля иметь совесть. Дазайн становится ответственным [8.С.288]. Оно не может выбрать "чистую" или "нечистую" совесть, ибо такой выбор предполагал бы незаданную фактичность. Зов заботы, совесть позитивна в другом смысле, она размыкает способность Дазайн (присутствия) быть виновным, она зовет его к способности быть [8,с.288]. Зов совести не дает каких-либо практических указаний, каких-либо данных для расчетов. Этого, считает Хайдеггер, и не следует ожидать от экзистенциальной интерпретации совести. Совесть "вызывает присутствие к экзистенции, к наиболее своей способности быть собой" [8.С.294]. Этим сказано главное.
Сказал ли Хайдеггер своей экзистенциальной интерпретацией совести и вины в нравственном отношении слишком мало или же, наоборот, слишком много, является предметом дискуссий. Хайдеггеру не составляет труда раскритиковать любое – антропологическое, психологическое, теологическое – расхожее толкование совести. В то же время его собственная экзистенциальная интерпретация совести прерывается, едва начавшись. Приходится признать проблемный характер хайдеггеровского поиска. Подчеркиваемое им единство онтологии и этики, видимо, должно быть принято. Вместе с тем, похоже, ему не удалось представить это единство в его структурной расчлененности. Неправомерно как искусственное разобщение онтологии и этики, так и не менее искусственное их слияние.
Отметим в заключение, что в свете вышеизложенного хайдеггеровская философия не сводится к онтологии [10,с,214], понимаемой как одна из частей философии. Фундаментальная онтология Хайдеггера – это промысливание оснований всех частей философии как, органичного целого.
11. Смысл Дазайн есть временность. Разработка феномена заботы привела к вопросу о ее целостности и внутреннем единстве. Что является основанием этой целости и единства, смыслом заботы и, следовательно, самого Дазайн? Это временность. "Лишь поскольку присутствие определено как временность, оно делает для себя самого возможной означенную способность быть собственно целым в заступающей решимости. Временность обнажается как смысл собственной заботы" [8,с.326].
Смысл – это обеспечивающее понимание. Современные авторы обычно видят смысл человеческого существования в ценностях. Для Хайдеггера такой путь неприемлем: ценности не относятся к исходным, фундаментальным структурам заботы. Неприемлем для него и ход мыслей, отталкивающийся от человека как субъективности, как субъекта. Его интерес направлен на экзистенцию как таковую, ее процессуальность и динамичность, единство последовательных фаз разомкнутости Дазайн. Но в таком случае претендентом на смысл Дазайн оказывается именно временность, ничто другое. "Временность делает возможной единство экзистенции, фактичности и падения и конституирует таким образом исходную целость структуры заботы" [8,с.328].
Временность есть исходное "вне-себя" Дазайн, т.е. она имеет экстатический характер. В соответствии с этим Хайдеггер выделяет во временности три экстаза: настающесть (будущее), бывшесть и актуальность. Приоритет отдается будущему: "первичный феномен исходной и собственной временности есть будущее" [8,с.329]. Но почему именно будущее? Разве временение не происходит из прошлого через настоящее в будущее и, следовательно, начинается в прошлом? Такое истолкование Хайдеггер считает расхожим. Для него настающее (будущее) замыкает способность быть [8,с.330], будущее тем самым определяет окончательные границы понимания, осмысления Дазайн. "Временность временит исходно из будущего. Исходное время конечно" [8,с.331]. Конечность времени не означает его застывание, а лишь фиксирует возможность понимания в связи с настающим актуально, а не где-то в туманной дали.
Временность придает смысл как собственному, так и несобственному присутствию (Дазайн), а также каждому структурному моменту заботы как целого. В соответствии со структурностью Дазайн Хайдеггер рассматривает временность разомкнутости (в том числе временность понимания, расположения, речи, падения) и бытия-в-мире, пространственности, повседневности и истории [8,с.335-403]. Там, где только мелькнет такая возможность, он непременно подчеркнет недостаточность расхожего понимания времени. Достается таким признанным знатокам проблемы времени, как Аристотель, Бергсон, Кант, Гегель.
Стремясь уйти от расхожего понимания времени, Хайдеггер, в полном соответствии со своим стилем философствования, изобретает особую терминологию. Так, на месте терминов "время", "прошлое", "настоящее", "будущее" появляются их хайдеггеровские корреляты "временность", "бывшесть", "актуальность", "настающесть".
Рассмотренная нами в основных чертах экзистенциальная хайдеггеровская трактовка временности противопоставляется им расхожему, в том числе научному, пониманию времени. Безусловно, хайдеггеровской экзистенциальной трактовке времени нельзя отказать в оригинальности.
Часть исследователей отрицает наличие в онтологии Хайдеггера правил философствования. Здесь, мол, нет метода, а есть искусство. Однако анализ его произведений указывает на приверженность определенному систематическому философствованию. Поэтому попытка выделения основных черт хайдеггеровского метода представляется вполне разумной. Между прочим, в искусстве также не обходится без методов (сравните системы Станиславского и Брехта).
Ступени метода Хайдеггера видятся нам таковыми.
- Начинайте философствование с вопроса о бытии.
- Обращайтесь "к самим вещам", точнее к бытию-в-мире.
- Не удовлетворяйтесь противопоставлением "субъект-объект".
- Вместо вопроса о сущности субъекта ставьте вопрос о Дазайн, присутствии.
- Онтологию присутствия дополняйте его феноменологией и герменевтикой.
- Обнаруживайте подручность и наличность вещей в практике Дазайн.
- Рассматривайте расположение, понимание и падение Дазайн как структурные моменты заботы.
- Дайте мышлению и языку конституироваться в опрашивании о "самих вещах". Деструктурируйте унаследованные языковые формы.
- Стремитесь к непотаенности, истине. Различайте собственное и несобственное Дазайн.
- Рассматривайте структурные моменты заботы: совесть, вину, решимость, смерть.
- Не противопоставляйте этику онтологии.
- Рассматривайте смысл заботы как временность.
- Среди модусов временности отдавайте приоритет будущему.
1. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.– М.: Высш. школа, 1991.
2. Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: Пер. с нем. – Томск: Водолей, 1997.
3. Хабермас Ю. Хайдеггер: творчество и мировоззрение// Историко-философский ежегодник. 1989.– М.: Наука. 1989.– С. 327-353.
4. Farias V. Heidegger et Ie nazisme.– P., 1987.
5. Кетр T.Р. Heidegger's greatness and his blindness// Philosophy and social criticism.–Chestnut Hill, 1989.– Vol.15, №12–P. 107-124.
6. Бибихин В.В. Дело Хайдеггера// М. Хайдеггер. Время и бытие: статьи и выступления: Пер. с нем.– М.: Республика, 1993.– С. 3-14.
7. Хайдеггер М. Что это такое – философия?// Вопросы философии.– 1993.– .№8.– С. 113-123.
8. Хайдеггер М. Бытие и время: Пер. с нем. В.В. Бибихина. – М.: Ad Marginem, 1997.
9. Бибихин B.B. Примечания переводчика// М. Хайдеггер. Бытие и время.– С.448-451.