Подводя итог вышеизложенному, отметим, что теории гипотетико-дедуктивного и прагматического типов всегда содержат также теорию измерений. В качестве весьма показательного примера рассмотрим измерение времени [13].
Время, по общему мнению, выражает сменяемость явлений. Вплоть до XVII века естественно-научные теории времени отсутствовали. Философы (Аристотель, Августин, Лейбниц) высказывали по поводу времени немало интересных мыслей, но до подлинной, т.е. соответствующей научным методам теории, дело так и не доходило. Ситуация изменилась вместе с созданием и последующими многочисленными модификациями физических теорий, которые содержали параметр времени (t).
В механике Ньютона время считается абсолютной, не зависящей от материальных взаимодействий сущностью. Время измеряется часами, ход которых не должен ни ускоряться, ни замедляться (в качестве единицы времени выбрана секунда, из секунд складываются минуты, часы, годы). Вплоть до XX века ньютонианское понимание времени оставалось в силе: успешно использовались теория Ньютона и постулируемая в ней неизменность хода часов как измерительного инструмента.
В специальной теории относительности (СТО) о времени сообщается нечто новое. Все часы, в какой бы точке системы отсчета они не находились, должны быть синхронизированы относительно друг друга посредством, например, электромагнитных сигналов. Часы в качестве измерительных приборов по-прежнему считаются "равномерноходящими". Уравнения СТО, содержащие параметр времени, отличаются от соответствующих уравнений механики Ньютона. Выясняется, что согласно СТО одновременность событий не является абсолютной (следовательно, приходится отказаться от тезиса об абсолютности времени). Желающему выделить t следует воспользоваться уравнениями СТО и вычленить его оттуда. Результаты измерений времени подтверждают, что оно зависит от состояния движения изучаемых объектов.
Общая теория относительности Эйнштейна (ОТО) принесла с собой новации. Часы больше не считаются равномерноходящим механизмом, их ход определяется гравитационным состоянием тех областей, в которых они находятся. Часы должны реагировать на эти состояния в соответствии с видом уравнений ОТО. Время способно и замедляться, и ускоряться. Что и как происходит со временем, можно выяснить из анализа уравнений ОТО. Так как ход времени изменчив, то встает вопрос о тождественности (конгруэнтности) единиц времени (первой, второй, n-й секунды). Конгруэнтность единиц времени гарантируется уравнениями ОТО, где, по определению, все они равнозначны.
Обзор физических теорий мог бы быть довольно многоступенчатым, но уже достаточно очевидны некоторые выводы. Теория выражает специфику физического времени, конгруэнтность его единиц, а также возможности и способы измерения времени посредством часовых механизмов. Обыденное представление о времени и способах его измерения существенно корректируется на основе данных теорий и экспериментов.
Но как обстоят дела со временем в области, например, биологии? Чтобы ответить на этот остродискуссионный вопрос, рассмотрим следующую модель биологического процесса. Пусть биологический процесс состоит из п стадий (таковыми могут быть, например, клеточные деления или почкования). Допустимо ли характеризовать сменяемость биологических явлений особым биологическим временем? Такой вопрос возникает в связи с тем, что физическое время является адекватной характеристикой только физических, но не биологических процессов. Это наводит на мысль, что следует попытаться ввести представление об особом биологическом времени.
Будем считать часами сам биологический процесс, а в качестве единицы времени изберем продолжительность одной из п его стадий. Эту продолжительность следует измерять не в единицах физического времени (речь ведь идет об особом времени), а, положим, в дарвинах (или менделях). Время ("возраст") биологического процесса будем характеризовать числом состоявшихся стадий. Чего мы добились? Адекватной характеристики биологического процесса. Допустим, речь идет о горохе, который до созревания проходит ровно 10 стадий, почкований. Ответ на вопрос, как ваш горох, может быть двояким: а) он прошел восемь почкований; б) его возраст 1 месяц. Во втором случае указана характеристика физического времени, она не релевантна биологическому процессу – возможно, горох уже созрел, а может, он находится на стадии первого почкования. В первом ответе информация дана более точно, определен биологический возраст гороха – горох близок к созреванию и даже известно насколько близок.
О горохе могла быть дана еще более точная информация в форме выражения: t1 = f(t2), где t1 – биологическое время; t2 – физическое время (на тот же вопрос мог бы быть дан такой ответ: горох прошел восемь почкований за 2 месяца; если дело пойдет и дальше в том же темпе, то он созреет через полмесяца).
Приведенные выше модельные рассуждения, к сожалению, могут быть поставлены под сомнение. Дело в том, что в них предполагается тождественность (конгруэнтность) всех стадий биологического процесса, но этого может и не быть. Допустим, биолог, используя весь арсенал доступного ему знания, установил, что первое почкование гороха в 11 раз важнее, чем остальные 9, которые равнозначны. В таком случае ему придется приписать первому почкованию 11 единиц (название "дарвины" можно оставить). Теперь восьмому почкованию будет соответствовать величина в 18 дарвинов. Проведенное нами уточнение не опровергает статус биологического времени как нефизического времени, но оно показывает, что конгруэнтность единиц биологического времени устанавливается в результате размышлений, она задается теорией. Только после этого становится ясным, что именно и как измеряется.
Приведенная выше модель введения представлений о нефизическом времени актуальна для всех прагматических наук. Цель всегда достигается в процессе, причем, как неоднократно отмечалось ранее, согласно логике практического вывода. В любом процессе можно выделить его стадии, дать им оценку на основе теории и ввести единицу соответствующего нефизического времени. Метрика нефизического времени определяется его природой, уравнениями теории (необязательно эти уравнения должны быть даны в рафинированной математической форме, иногда они формулируются непритязательно, например так: "Чем больше А, тем меньше В"). Социальное время – это количественная оценка пути, пройденного для достижения определенной цели.
Подытоживая материал данного параграфа, мы вынуждены констатировать: эксперимент без теории слеп, теория без эксперимента пуста. Особая научная значимость теоретического знания вынуждает обратиться к ранее не анализировавшимся его аспектам, в частности к вопросу о его динамике, истории изменений.
Концепция сменяемости теорий К. Поппера
Рассматривая проблему изменчивости научного знания, израильский философ науки Дж. Агасси выделяет три основополагающие концепции, которые он связывает соответственно с именами Ф. Бэкона, П. Дюгема и К. Поппера [14,с.136-137]. Концепция Бэкона – это концепция одной революции: наука побеждает суеверие, а сама она незыблема, ибо каждая ее часть может быть обоснована абсолютно надежно. Концепция Дюгема – это концепция реформ; научная революция отрицается на том основании, что теории всегда можно модифицировать так, чтобы они, по крайней мере приблизительно, соответствовали данным эксперимента. Концепция Поппера – это концепция перманентной революции: поступь науки такова, что одни теории сменяют другие.
Сторонников первой точки зрения часто называют верификационистами или джастификационистами. Согласно этой позиции, теорию можно абсолютно строго проверить (верифицировать) или оправдать (джастифицировать) [15,с.345]. Как известно, программа верификационизма составляла ядро неопозитивистской концепции науки, которая встретилась с трудностями, не преодолимыми ее средствами. Изменчивость научного знания – научный факт. В подтверждение этого можно сослаться на цепочки теорий, по сути, из любой науки, например из физики: ньютонова механика – релятивистская механика Эйнштейна – квантовая механика; из экономических наук: классическая теория Смита-Рикардо – неоклассическая теория Маршалла–Хикса – теория Кейнса – монетаризм Фридмена). С позиций верификационизма изменчивость научного знания – в высшей степени странный феномен: изменяется то, что, по определению, должно быть неизменным. По общему мнению, верификационизму недостает исторического чутья. Научное знание не менее исторично, чем все другие проявления жизни человека. С этим фактом приходится считаться и как-то интерпретировать.
Что касается дюгемианцев, то их обычно называют континуалистами. Детальный анализ континуализма в науке показывает, что его трудно опровергнуть. Но не легче и совместить континуализм с потрясениями науки XX века, в которой, похоже, прерывного отнюдь не меньше, чем непрерывного. Ниже будет рассмотрена проблема несоизмеримости теорий, что позволит разъяснить ситуацию вокруг вопроса о соотношении прерывного и непрерывного в научном знании.
Не будет преувеличением утверждать, что решающее значение в осмыслении феномена изменчивости научного знания имели новации Карла Поппера, основателя критического рационализма. Именно ему в большей степени, чем кому бы то ни было другому, удалось выделить самые "болевые" точки соотношения теории и истории науки.