Смекни!
smekni.com

Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия, Канке В.А. (стр. 60 из 68)

Согласно Попперу, наука прогрессирует от одной проблемы к другой, от менее глубокой проблемы к более глубокой. Модель роста научного знания выглядит, по Попперу, следующим образом [15,с.325-376]:

- наука начинается с проблем;

- научными объяснениями проблем выступают гипотезы;

- гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема;

- фальсификация гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок;

- новая и более глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии;

- углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания.

В характерной для его философствования манере Поппер стремится ясно и четко обосновать логику своих рассуждений и каждое используемое им понятие. С этой целью он рассматривает конъюнкцию двух высказываний: "В пятницу будет дождь" и "В субботу будет хорошая погода". Информативное содержание (С) конъюнкции этих двух высказываний всегда больше или равно содержанию любой из ее частей:

Ct (a) ≤ Ct(ab) ≥ Ct(b),

где t – обозначение теории.

Что касается вероятности наступления обоих событий а и Ь (p(ab)), то она меньше или равна вероятности наступления либо события а, либо события Ь. Символически это записывается так:

р(а) ≥ р(аb) ≤ р(b).

Ученый стремится к высокоинформативному знанию, но при этом вероятность наступления предсказываемых теорией событий падает, что в первую очередь означает рост вероятности фальсифицируемсти данной теории. Отсюда следует, что целью науки является достижение как высокоинформативного содержания, так и высокой степени его возможной фальсификации, опровержимости [15,с.332]. Вывод Поппера, на первый взгляд, представляется абсурдным: интуитивно вроде бы ясно, что менее глубокую теорию легче опровергнуть, чем более глубокую. Тем не менее Поппер прав. Более глубокая, более развитая теория должна, по определению, выдерживать столкновения с большим числом фактов, чем менее специализированная теория. Она подвергается постоянной опасности фальсификации, в этом смысле вероятность (степень) ее фальсификации растет. Труднее всего опровергнуть грубую теорию. А ненаучные гипотезы, например из арсенала астрологии, вообще научно нефальсифицируемы.

Ученый, в отличие от человека с улицы, постоянно идет навстречу опасности фальсификации, опровержения его воззрений. Отлично сознавая, что человек есть существо ошибающееся (фаллибилическое), ученый стремится избавиться от этой своей слабости. Да, научная жизнь – это бег по полосе проблем, здесь не обойтись без неудач, но они должны, такова устремленность

ученого, преодолеваться, а это возможно не иначе, как за счет углубления научного знания. Глубина теории – одно из главных понятий попперовской концепции истории науки. Поппер разъясняет смысл этого понятия следующим образом.

"Я приведу здесь несистематизированный список шести типов случаев, в которых мы можем сказать, что теория t2 превосходит теорию t1 в том смысле, что t2 насколько нам известно – лучше соответствует фактам, чем t1 (в том или ином смысле):

(1) t2делает более точные утверждения, чем t1, и эти более точные утверждения выдерживают более точные проверки;

(2) t2 учитывает и объясняет большее количество фактов, чем t1 (это включает и предыдущий случай, когда при прочих равных условиях утверждения t2 являются более точными);

(3) t2 описывает или объясняет факты более подробно, чем это делает t1;

(4) t2 выдержала те проверки, которых не выдержала t1;

(5) t2 предложила новые экспериментальные проверки, не обсуждавшиеся до ее появления (эти проверки не были выдвинуты теорией t1 и, может быть, даже неприменимы к t1), и t2 выдержала эти проверки;

(6) t2 объединила или связала различные проблемы, которые до ее появления не имели между собой связи" [15,с.351].

"Предполагая, что истинное содержание и ложное содержание двух теорий t1 и t2 сравнимы, можно утверждать, что t1 ближе к истине или лучше соответствует фактам, чем t1, и если, и только если, имеет место хотя бы одно из двух условий:

(a) истинное, но не ложное содержание t2 превосходит истинное содержание t1:

(b) ложное, но не истинное содержание t1 превосходит ложное содержание t2" [15,с.353]. Напомним читателю, что, согласно Попперу, самые удачные эксперименты не могут доказать абсолютную истинность теории, она всего лишь правдоподобна.

Отметим специально, что все рассуждения Поппера относятся к гипотетико-дедуктивным наукам. На наш взгляд, они остаются в силе как для прагматических, так и для логико-математических наук. При сравнении двух теорий всегда есть возможность по тем или иным критериям предпочесть одну теорию другой. При сравнении прагматических наук на первый план выходит среди прочих критерий эффективности. При сопоставлении логико-математических наук учитываются, например, критерии непротиворечивости и полноты системы аксиом.

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

Попперовский анализ истории науки нашел поддержку и вместе с тем подвергся критике в методологии научно-исследовательских программ (НИП) Лакатоса. Последний выступал против наивности раннего фальсификационизма, главный недостаток которого состоит в неспособности объяснить относительную автономию теоретической науки [16,с.138]. Теории более устойчивы к фальсификации, чем полагал Поппер. Не всякая фальсификация непременно приводит к "перечеркиванию" проверяемой науки. Чтобы объяснить этот факт, Лакатос вводит понятия научно-исследовательской программы, ее твердого ядра и защитного пояса, отрицательной и положительной эвристики.

"Если рассмотреть наиболее значительные последовательности теорий, имевшие место в истории науки, то видно, что они характеризуются непрерывностью, связывающей их элементы в единое целое. Эта непрерывность есть не что иное, как развитие некоторой исследовательской программы, начало которой может быть положено самыми абстрактными утверждениями" [16,с.135]. Указанная непрерывность обеспечивается сохранением "твердого ядра" теории. «У всех исследовательских программ есть "твердое ядро"» [16,с.135]. Утверждения, входящие в твердое ядро программы, тщательно оберегаются от опровержений – таковы требования отрицательной эвристики НИП. Согласно Лакатосу, твердое ядро ньютоновской НИП составляли три известных закона Ньютона и закон тяготения. Это твердое ядро оставалось неизменным несмотря на поток новаций. Главный удар проверок обрушивается на защитный пояс вокруг ядра теории, различного рода вспомогательные гипотезы [16,с.135-136].

Лакатос, безусловно, был во многом прав в своей приверженности к выделению в теории ее более или менее устойчивых структур. Опровержение теории – это не разовый, сиюминутный акт. Теория считается опровергнутой лишь после того, как будет разбито ее "последнее зеркало", но подступы к нему упорно отстаиваются силой научного воображения. Приведем на этот счет пример из гуманитаристики, кстати, довольно чуждой интересам Лакатоса.

Согласно НИП марксизма стоимость есть воплощенная в предметное тело товара некая порция общественного (абстрактного) труда. Производителем труда выступают рабочие, которые поэтому должны быть и его владельцами. Эти два положения являются основополагающими для экономико-политической программы марксизма, ни один марксист не даст их в обиду. Указанные положения совмещались в годы советской власти с гипотезами о бестоварности коммунистического хозяйства и однопартийности. Когда же бурные события в СССР потребовали новаций, то с тем же твердым ядром марксистской НИП стали совмещать требования многопартийности системы и развитых рыночных отношений. В полном соответствии с Лакатосом был видоизменен защитный слой ядра программы, но не само ядро.

Нечто аналогичное происходит и за пределами науки, например в религии. Так, различные христианские течения, постоянно модифицируя свои догмы, выделяют из них основополагающие, неизменные, содержащиеся в одном и том же для всех этих течений произведении – Новом Завете.

Положительная эвристика НИП требует постоянного совершенствования ее защитного слоя, он модифицируется, уточняется; внимание ученого обращено прежде всего на новый научный успех, а аномалии иногда просто не уделяют внимания [16,с.137]. "То, какие проблемы подлежат рациональному выбору ученых, работающих в рамках мощных исследовательских программ, зависит в большей степени от положительной эвристики программ, чем от психологически неприятных, но технически неизбежных аномалий. Аномалии регистрируются, но затем о них стараются забыть, в надежде, что придет время и они обратятся в подкрепление программы. Повышенная чувствительность к аномалиям свойственна только тем ученым, кто занимается упражнениями в духе проб и ошибок или работает в регрессивной фазе исследовательской программы, когда положительная эвристика исчерпала свои ресурсы" [16,с.138].

Лакатос, подобно Попперу, – верный рыцарь рациональности. Лакатосовский рационализм гибче попперовского, он настроен на учет разнообразных обстоятельств, складывающихся в науке. Научные идеи надо уметь не только выдвигать, но и защищать, придавать им новую жизненную силу.

Концепция научных парадигм и революций Т. Куна