Дескриптивизм в этике, его ориентация на гипотетико-дедуктивный метод, который, напомним, характерен для естествознания, часто приводит к натурализму, когда смысл этического видят, например, в удовлетворении привычных потребностей в еде, одежде, получении удовольствий, достижении так называемого счастья. Натуралисты хотели бы свести этику к фактам, фиксируемым подобно физическим событиям. Натурализм примыкает к дескриптивизму. Отметим, что как программа он может быть реализован и на основе прагматического метода. Не совсем безосновательными были упреки в натурализме, направленные в адрес даже таких великих этиков, как английские утилитаристы Дж. Милль, И. Бентам и американский прагматист У. Джемс.
В известном смысле натуралистической этике противостоит интуитивисткая. Этическим суждениям теперь придается интуитивный, иррациональный, бездоказательный характер. Строго говоря, там, где речь идет о научном творчестве, роль интуиции огромна. Вызывает, однако, возражение отнесение интуиции исключительно к ведомству иррационального, противопоставляемого рациональному. Этика рациональна в полном соответствии с содержанием прагматического метода. Нет оснований выводить ее за пределы рационализма. Все это не противоречит тому, что выработка этических ценностей и определение целей включают элемент гипотезы, догадки, озарения. В этом смысле интуитивистские этические концепции не заслуживают упреков.
Вплоть до середины XX века довольно популярным был изобретенный А. Айером эмотивизм. Этическое сводится здесь к эмоциям, за последними не признается фактуальный характер, их невозможно истолковать рационально, этику, подобно раннему Витгенштейну, относят не к науке, а к мистике. Во второй половине XX века, одновременно с укреплением в этике логико-рационалистических тенденций эмотивизм теряет былую популярность.
Заслуживает также особого упоминания так называемая метаэтика, которая занимается изучением этических суждений, понятий, правил аргументации. Метаэтика – дитя аналитической философии, специфического внимания последней к феномену языка. В конце XX века метаязык все чаще интерпретируют прагматически, прагматизм приходит в метаэтике на смену дескриптивизму.
Среди этиков есть такие, которые делают акцент на субъективном либо объективном, осознанном либо неосознанном, бессознательном. Этическое действие осуществляет субъект, в этом смысле этика является субъективной. "Обмен этическим опытом" приводит к выработке ценностей и целей, которые принимаются многими людьми. Этика приобретает интерсубъективное измерение (его-то часто и награждают, причем не вполне обоснованно, эпитетом "объективный"). Часть этических ценностей приобретается неосознанным путем, например посредством традиций. Этика как наука призвана разъяснить происхождение и природу этических ценностей и мотиваций.
Для всей многовековой истории развития этических идей особенно характерно своеобразие трех этик: добродетелей (аретологической этики), долга (деонтологической этики) и поступка (консеквенциональной, или телеологической этики).
Этика добродетелей была довольно основательно проработана Аристотелем. Добродетель – это положительная черта характера. Греки называли активность вещей и существ в соответствии с их предназначением арете, применительно к человеку арете выступают как добродетели.
Этика долга особенно широко известна в теологическом и кантовском вариантах. Ее называют также деонтологической этикой (от греч. deon – долг). В рамках теологической этики человек обязан следовать заветам Бога. Кант ставит на место Бога категорический императив, абсолютный априорный трансцендентальный и универсальный для всех людей закон: поступай так, как должны поступать все люди, преумножающие благо общества. Кант исходит из идеалов научного знания XVIII века, которые в современном прочтении сводятся к определенности гипотетико-дедуктивного метода. Недостаток деонтологической этики – ориентация на идеалы естественно-научного знания. Но, как неоднократно подчеркивалось, этика строится согласно канонам не гипотетико-дедуктивного, а прагматического метода.
Этика поступка обращает особое внимание на его последствия, на достижение целей. Ее часто называют телеологической (от греч. teleos – цель), или консеквенциональной (от лат. consequens – последовательный). Нетрудно видеть, что консеквенциональная этика использует, по сути, прагматический метод. Но естественно, что этот метод может применяться более или менее обстоятельно.
Уже в конце XIX–начале XX века консеквенциональная этика была содержательно развита в двух версиях: утилитаристской (от лат. utilitas – польза) и прагматической (от греч. pragma – дело). Английские утилитаристы руководствовались формулой Бентама: достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей, американские прагматисты больше настаивали на достижении субъектами личного успеха. Утилитаристов и прагматистов часто критикуют за известную отстраненность от возвышенных идеалов, абсолютизацию критерия полезности и придания ему натуралистически-меркантильного характера. Хорошим ответом на эту критику является обогащение консеквенциальной этики ценностной проблематикой. Уместными считаются лишь те целевые ориентиры, которые согласуются с определенными ценностями, например с ценностями справедливости, свободы, ответственности. По сути, проблематика ценностей пришла на смену представлениям о так называемом моральном долге. Целевые установки человека определяются его ценностями. Ценность выступает как закон, как общее во всем многообразии целеполаганий и осуществлении действий по достижению целей.
В современном виде консеквенциональная этика, как правило, выступает в форме этики ценностей. Нормативность этой этики задается именно ее ценностями. Часто последним придают характер предписаний, прескрипций, общих правил поведения. В таком случае говорят о прескриптивной этике.
Подведем итоги нашего краткого обзора этических систем. Эти системы создавались в различные эпохи, на них часто лежит печать устаревших, весьма спорных представлений об идеалах научности, которые находятся в стороне от прагматического метода. Но опора именно на последний позволяет понять отличия этических систем, их слабые и сильные стороны. С учетом изложенного наиболее перспективной этической системой представляется ценностно-ориентированная консеквенциональная этика. Именно она наиболее органично коррелируется с прагматическим методом как методом науки. Консеквенционализм в этике предохраняет от умозрительности – речь ведь идет об этике практических действий и их последствий. Придание же консеквенциональной этике яркого ценностного, аксиологического содержания избавляет от опасности сползания в овраги натурализма и меркантилизма. В последние два десятилетия ведущими этиками мира наиболее значимой признается этика ответственности (ответственность понимается как высшая ценность).
Ученые об этике (анализ воззрений А. Пуанкаре и А. Эйнштейна)
Продолжая анализ тезиса о научности этики, сместимся от этики в глубь науки. Что думают об этике там, где чуть ли не по общему мнению торжествуют идеалы научности? Что думают об этике такие беспристрастные критики, как, например, выдающиеся представители математических и физических наук? В поиске сильных аргументов за или против научности этики, а также этичности науки целесообразно обратиться к мнению ученых, которые испытывали интерес к этике, глубоко задумывались над содержанием отношения этики и науки. Таковы, например, великий математик Анри Пуанкаре и великий физик Альберт Эйнштейн. К их мнению стоит прислушаться, впрочем, нет абсолютно никаких научных оснований возводить его в догму.
Для удобства читателя пронумеруем аргументы Пуанкаре из двух последних глав его книги "Последние мысли" [4,с.506-514]:
1. "Не может быть научной морали ... И причина этого очень проста; эта причина, как бы сказать, чисто грамматическая. Если посылки силлогизма обе в изъявительном наклонении, то заключение будет равным образом в изъявительном наклонении. Чтобы заключение могло быть поставлено в повелительное наклонение, необходимо, чтобы по крайней мере одна из посылок была в повелительном наклонении. Принципы же науки, постулаты геометрии высказаны только в изъявительном наклонении, в этом же наклонении выражаются и экспериментальные истины, и в основе наук нет и быть не может ничего другого".
2. В науке нельзя получить предложение, "которое говорило бы: делай это или не делай того, т.е. предложение, которое соответствовало бы или противоречило бы морали". Имеется в виду, что наука в равной степени является ни безнравственной, ни нравственной.
3. Наука "приводит нас в восторг, тот восторг, который заставляет нас забывать даже самих себя, и этим-то он высоко морален".
4. Гармония законов природы дает идеал, "и это единственная почва, на которой можно строить мораль".
5. Страсть ученого, "вдохновляющая его, есть любовь к истине, а такая любовь не является ли самой моралью?"
6. Наука приводит "к подчинению частных интересов интересам общим, и в этом снова есть мораль".
7. Наука "дает нам чувство необходимой кооперации, солидарности наших трудов с трудами наших современников, наших предшественников и наших последователей".