8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Вопросы философии.– 1992.– № 7.– С. 136-176.
1.2. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
Мартин Хайдеггер: величие и превратности судьбы
Всякий раз, когда заканчивается изложение одной философии и вместе с тем необходимо идти дальше, наступает час раздумий. Что следующее? Идет перебор известных имен, сопоставляются экспертные оценки. Кто сразу же после Гуссерля своим талантом заслуживает быть представителем философии XX века? В этой связи многое говорит в пользу Мартина Хайдеггера (1889-1976).
Хайдеггер, бывший одно время ассистентом Гуссерля, после ухода последнего на пенсию замещает его на кафедре. Но главное, разумеется, не это, а уровень философствования, достигнутый Хайдеггером. Прославила его придуманная им онтология. Число книг, посвященных философскому творчеству Хайдеггера, нарастает как снежный ком и исчисляется в тысячах [1, с.151]. На карте современной философии онтология Хайдеггера занимает почетное место. Главный труд Хайдеггера – книга "Бытие и время" (1927). За последовавшие после выхода в свет "Бытия и времени" годы, а это без малого пять десятков лет, Хайдеггер опубликовал большое число работ, издание которых продолжается и составит, как полагают знатоки, около 100 томов. Однако и по настоящий день "Бытие и время" остается самой значимой его работой. Несмотря на все метаморфозы позднего творчества философа, в нем, по авторитетному мнению одного из его былых помощников, по-прежнему фундируются намеченные именно в "Бытии и времени" мыслительные пути [2,с.ЗЗ].
Тем не менее избежать кризиса Хайдеггеру не удалось. Но это был кризис не столько философский, сколько в первую очередь мировоззренческий, и связан он с его отношением к национал-социализму. Ставшего не только местной, но и общенациональной знаменитостью философа в апреле 1933 г. единогласно избрали ректором сената знаменитого Фрейбургского университета. В своей ректорской речи Хайдеггер объявил университет местом духовного обновления (и это при фашизме!). Хайдеггеру пришлось стать членом национал-социалистической партии, от него потребовали жесткого отношения к преподавателям еврейской национальности, отказа от использования книг, авторами которых являлись опять же евреи, увольнения профессора социал-демократа. Под давлением неприемлемых для него требований со стороны партии Хайдеггер оставляет пост ректора спустя 10 месяцев после назначения. Однако из партии он не выходит до 1945 г. Не приходится удивляться, что французские оккупационные власти запрещают ему преподавательскую деятельность. В Германии послевоенная властвующая элита ждет от него покаяния, но оно так и не наступает [3,с.345-346]. Хайдеггер считает себя жертвой неоправданной травли. В 1951г. он уходит на пенсию, лишь изредка выступая с лекциями и докладами.
Дебатам вокруг его связи с нацистами не видно конца, особенно они обострились после выхода в свет книги В. Фариаса "Хайдеггер и нацизм" [4]. Автор книги считает, что вся философия Хайдеггера пропитана нацизмом и расизмом. Одни пытаются подтвердить этот тезис, другие опровергнуть. Не вникая в тонкости дискуссий, отметим главное [5].
Хайдеггер занимался фундаментальными философскими проблемами. Результаты этих исследований оставались неопределенными относительно их политического и этического веса. Сам Хайдеггер отдал дань убеждению о нейтральности философии относительно политики и этики. Видимо, как раз жертвой этого убеждения он и стал. Его редкие, но все-таки случавшиеся экскурсы в сферу политики и морали неубедительны, философски необоснованны. Серьезные исследователи творчества Хайдеггера высоко оценивают достоинства его философии и не считают ее причиной жизненных превратностей исследователя. Подробнее о жизненном пути Хайдеггера смотрите [6].
Содержание философствования по Хайдеггеру
При анализе философии Гуссерля весьма уместно было использование слова "метод". Метод здесь представлен совокупностью вполне определенных философских операций: поступай так. У Хайдеггера нет такой определенности. Он тщательно избегает каких-либо рецептов философской деятельности. Для него философствование – это не столько метод достижения какой-либо цели, сколько искусство, проявление таланта, поиск философского клада. Как искать клад, можно знать лишь в достаточно общих чертах. Свою статью "Что это такое – философия?" (1956) Хайдеггер заключает знаменательными словами: «...наш разговор не ставит своей целью развернуть жестко заданную программу. Однако мне бы хотелось привести присутствующих к собранности, в которой к нам обращается то, что мы называем Бытием сущего. Называя это, мы думаем о том, что сказал уже Аристотель: "Сущее-Бытие выходит к свету многими путями"» [7.С.123]. Таким образом, философия – это настроенность на зов сущего. Смысл упомянутой статьи состоит в том, что философствование заключается в соответствии Бытию сущего. Соответствовать надо в речи (почему именно в речи, будет разъяснено ниже.– В.К.), но соответствовать – это то же самое, что соотвечать. Ответ коррелируется с вопросом. Отсюда часто делается вывод, что философия Хайдеггера есть радикальное вопрошание, что верно только в том случае, если вопрошание понимается не как мой лично невесть откуда взявшийся вопрос, а как фундирование сущего вообще. Философия есть соответствие Бытию сущего [7,с.119].
Если читатель уже чувствует легкое головокружение, укачивание от "соответствия Бытию сущего", то мы спешим его успокоить. Ниже будет предпринято немало усилий по разъяснению сути философствования Хайдеггера.
1. Почему приходится начинать философствование с вопроса о бытии? Название главной книги Хайдеггера – "Бытие и время". Здесь на первом месте стоит слово "бытие". В этом пассаже заключен глубокий смысл, с которым нам предстоит ознакомиться как можно детальнее.
Помощник Хайдеггера в его зрелые годы Херрманн, разрабатывающий руководящие линии для интерпретации "Бытия и времени", отмечает заслуживающий внимания факт [2,с.37]. Оказывается, уже в гимназические годы Хайдеггеру подарили два произведения – диссертацию Франца Брентано "О различных значениях сущего по Аристотелю" и сочинение католика Карла Брайта "О бытии. Очерк онтологии", в которых обсуждается тема бытия. В молодые годы он основательно проштудировал также произведения Аристотеля, Фомы Аквинского, Суареса, т.е. как раз тех авторов, которые обсуждали проблему бытия. Все это разъясняет, почему к моменту встречи с феноменологом Гуссерлем Хайдеггер проявлял интерес к онтологии. Гуссерль, продолжая кантовскую линию, занимался проблемами познания, а Хайдеггер – проблемами бытия, т.е. онтологией.
Онтология в переводе с греческого означает буквально учение, понятие (logos) о сущем (on; родительный падеж ontos). Истоки хайдеггеровского понимания бытия находятся в древнегреческой философии. Нововременную философию (XVII-XIXвв.) Хайдеггер считал ответвлением от правильного пути философствования, ибо в ней неоправданно абсолютизируется роль субъекта, а значит, вопрос о бытии отходит на задний план; то немногое, что сообщается о бытии, оставляет в темноте. Обычно считают, что бытие как наиболее общее понятие нельзя определить через род и видовое отличие, на чем и успокаиваются. Но это всего лишь означает несводимость бытия к сущему, к спецификации, что не снимает проблему бытия. Сомнительна и апелляция к самопонятности категории бытия – достаточно нелепо относить самопонятность к первопринципам философии, каковым и является понятие бытия [8,с.4].
Греки, особенно Аристотель, выявили возможность постановки вопроса о бытии, но не разрешили его. Симпатии Хайдеггера к грекам распространяются и на созданную ими метафизику – философию первых принципов. Путь к созданной им онтологии Хайдеггер ведет прямо от греков. Он заимствует у них первопринцип – вопрос о бытии и сущем, но задачу придания ему необходимой прозрачности берет на себя [8,с.5].
С юности убежденный в том, что вопрос о бытии является в философии первым, основополагающим, Хайдеггер видит подтверждение этой позиции в "кризисе оснований" наук. В математике, физике, биологии, в науках о духе, в теологии – везде хотят выявить подлинные основания, везде ставится вопрос об изначальном, способном придать проводимым исследованиям необходимую степень понятности [8,с.9-10].
Хайдеггер, разумеется, знал, что и его учитель. Гуссерль, ставил вопрос о прояснении оснований наук. Но, по его мнению, достижения Гуссерля, а они несомненны, проясняют только вопрос о методе познания. Постулируя бытие вещей и субъектов, он сразу же переходит к анализу созерцаний и рефлексии. Само бытие остается вне философского опрашивания. Хайдеггер, разделяя с Гуссерлем его исследовательскую максиму "К самим вещам", намерен реализовать ее основательнее своего учителя. В философии нет ничего более основательного, первичного, чем вопрос о бытии, а "бытие есть всякий раз бытие сущего" [8,с.9].
2. Формальная структура вопроса о бытии. При анализе какой-либо философской парадигмы всегда хочется как можно быстрее добиться окончательной ясности. При чтении текстов Хайдеггера это желание ощущается особо остро, ибо из выдающихся философов он, пожалуй, самый труднопонимаемый. По Хайдеггеру, "... мы всегда уже живем в некой бытийной понятливости и смысл бытия вместе с тем окутан тьмой ..." [8,с.4]. Согласно Гуссерлю, нельзя начинать с некоей естественной установки, она должна быть "заключена в скобки". Как считает Хайдеггер, мы изначально находимся в ситуации, которая при всей ее неясности служит основой для последующего философского поиска. Путь поиска многое разъясняет, впрочем, абсолютная ясность вообще недостижима. С учетом сказанного в данном параграфе даются предварительные сведения о структурных моментах бытия человека (нас). По преимуществу рассматриваются термины, которые используются Хайдеггером для описания онтологической ситуации. Структурные моменты онтологической ситуации невыводимы один из другого, они сосуществуют. Нам предстоит познакомиться с языком Хайдеггера.