Смекни!
smekni.com

Зарубежная философия (стр. 1 из 5)

ЛЕКЦИЯ 6. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ

ФИЛОСОФИЯ КОНЦА Х1Х-ХХ вв.

Основные вопросы лекции:

1. Главные черты и направления постклассической философии.

2. Философия жизни: А.Шопенгауэр. Ф.Ницше, А.Бергсон

3. Основные философские направления ХХ в.: позитивизм,

экзистенциализм, герменевтика.

1. Главные черты и направления постклассической философии.

В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена

философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки

философских проблем и их решения. Для классической философии -

философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу

42

человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и

установление на основе открытия всеобщих законов развития природы

и общества господства человека над природой, создания общества

социальной справедливости и изменения самой человеческой природы.

Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления -

рационалистическая парадигма - подвергается жесточайшей критике

и начинается переход к неклассической философии. Философия конца

Х1Х-ХХ века отказывается от:

1. рационализма как единственного способа философствования,

признающего разум основой познания, поведения и деятельности

людей;

2. жесткого деления всех философских школ и направлений по

принципу: материализм или идеализм;

3. от догматизма в философии непременной ссылки и опоры на

авторитеты, от «партийности» в философии.

Основные черты философии ХХ века:

-Плюрализм в философском мышлении. В этом период

сосуществуют разнообразные направления и концепции:

материалистические и идеалистические, рационалистические и

иррационалистические, религиозные и атеистические,

сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на

естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и

интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни

другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать

при помощи различных форм познания (не только разумом!).

· предметом изучения становятся все новые и новые объекты

действительности, что ведет к возникновению принципиально новых

направлений: философия культуры, философия политики, философия

техники, философия науки и т.д.

· Терпимость (толерантность) современной философии.

Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство

между собой Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри

одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и

размышлений находится человек, его сущность, смысл его жизни и деятельности,

свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и

противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле

существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

43

3.Основные философские направления ХХ в.: позитивизм,

экзистенциализм, герменевтика.

Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия

существования – это одно из самых популярных течений философии

ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период

Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая

46

окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер,

Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект

исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования.

Основание всех построений экзистенциализма – это

индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя

не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности,

определяющей бытие человека, до его существования нет вообще.

Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование

предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает

место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою

сущность, уже существуя. Он есть ничто иное как проект самого себя

и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не

только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он

тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу

- свободу выбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самим

собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек это

свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма.

Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир.

Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая –

формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает.

Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей

ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда

основные определения человеческой экзистенции (существования) –

забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность,

смерть и т.д.

Человек, существуя в современном обезличенном, усредненном,

абсурдном (в терминологии А.Камю) мире man, где каждый изолирован

от другого и становится объектом воздействия, должен преодолевать

его своей свободой и протестом.

Герменевтика. Изначально герменевтика являлась наукой

истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса –

персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого

входило истолкование посланий богов. Начиная с Х1Х в. из

филологической дисциплины она становится самостоятельным

философским учением. Немецкий философ Ф.Э.Шлейермахер

попытался сделать герменевтику общей наукой, занимающейся

проблемой понимания. Для него понимание текста заключалось в

наиболее точном и полном понимании психологии автора и его

характера. Основным методом в данном случае может быть только

«вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой

47

автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к

тем же результатам.

Другой немецкий философ В.Дильтей рассматривал

герменевтику как основу любого гуманитарного знания. Он

противопоставил методы гуманитарных и естественных наук: понимание

для первых и объяснение для вторых. Для Дильтея как и для

Шлейермахера понимание может быть достигнуть только в результате

вживания, вчувствования в чужой субъективный мир. История

(основной предмет его исследования) рассматривалась им как прошлое,

которое посредством понимания – вживания, вчувствования –

становится настоящим в своей целостности. Текст с этой точки зрения

выполняет роль посредника между прошлыми событиями и

настоящим, т.е. временем интерпретатора.

Для понимания человека, текста, исторического события

необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру, не только понять психологию

данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках

которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой

он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»:

для того, чтобы понять целое, необходимо понимать части, из которых

это целое состоит, а понимание части, в свою очередь невозможно без

понимания целого и предполагает его. Таким образом, любое

понимание рассматривается как процесс, постоянно движущийся по

кругу: внимание интерпретатора переходит от части к целому и

обратно, от целого к части, и в результате такого движения формируется

понимание. Х.Г.Гадамер объясняет предвзятость в истолковании

текстов, поступков и времен. Мир, в котором живет человек, с самого

начала «предыстолкован». Человек направляет на реальность свой

интерес, а эта реальность уже освоена, т.е. понята,

проинтерпретирована. Это приводит к тому, что интерпретатор,

выросший в другой социо-культурной среде, подходит к предмету

понимания уже с предубеждением (предпониманием), из границ

которого выйти невозможно.

Позитивизм. Родоначальниковм позитивизма является

французский мыслитель О.Конт. Основу его философской программы

раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика.

Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и

бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в

котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником

подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления

подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо

48

стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука

сама себе философия». Поэтому предназначение новой,

положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка

методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия

– это синтез, «совокупность общих научных положений» всего

положительного естественно-научного и социального материала.

Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает,

что человечество пришло к позитивной философии в процессе

развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит

три стадии: на теологической он объясняет природу вещей

воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической

– сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими

понятиями), с помощью которых и объясняет явления окружающего

мира; на научной (положительной) – человек, наблюдая за явлениями,