Смекни!
smekni.com

Категория материи и ее значение в философии (стр. 2 из 6)

в воззрениях английского философа Т. Гоббса. Природа

/материя/ у него потеряла многокачественность, которую

приписывал ей Бэкон; для Гоббса она представляет собой

совокупность тел, обладающих двумя основными свойствами -

протяженностью и фигурой. Аналогичное произошло в данном

случае и с трактовкой движения. Все многообразие его видов

он свел к одному - механическому. Под движением он понимал

перемещение тел в пространстве.

Еще более конкретизировали понятие материи, разработав

учение о субстанции, Спиноза и Лейбниц.

Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя,

то есть как то, что существует через само себя и познается

из самого себя. Именуя субстанцию богом, или природой,

Спиноза тем самым подчеркивает, что это не бог теистических

-----------------------------------------------------------

1 Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М.,1978, т. 2, с. 179-180

религий, он не есть личность, наделенная сознанием,

могуществом я волей, не есть творец, природных вещей. Бог

Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным

определением которой является существование, бытие в

качестве начала и причины всего сущего.

Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты

субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и

протяженные предметы - это модусы /видоизменения/

субстанции. Уже у Декарта было развито учение о своего рода

параллелизме материальной и духовной субстанций. Согласно

Декарту, каждому состоянию и изменению в материальной

субстанции /например, в человеческом теле/ соответствует

изменение в субстанции духовной /в человеческих чувствах,

желаниях, мыслях/. Сами субстанции, по Декарту, не могут

непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго

скорректированы благодаря богу. Аналогичное рассуждение мы

находим у Спинозы: все явления в физическом мире, будучи

модусами атрибута протяжения, развиваются в той же

последовательности, как и все модусы в сфере мышления.

Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой

являются все единичные вещи и существа, немецкий философ

Г.Лейбниц противопоставил учение о множественности

субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в

рационалистической метафизике ХУП века восходящее к

Аристотелю номиналистическое представление о реальности

единичного.

Позднее с критикой понятия материи как вещественной

субстанции выступил епископ Дж. Беркли. Человек, доказывал

он, имеет дело лишь с отдельными единичными вещами и

явлениями, которые им воспринимаются как различные

совокупности всевозможных ощущений: формы, цвета, вкуса,

запаха и т.д. Если мы отбросит эти ощущения, утверждая

Беркли, то с ними вместе исчезнет и предмет. Отсюда следовал

вывод: реально существуют лишь ощущения. Он писал: "Я вижу

эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что ничто

нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать;

следовательно она реальна. Устрани ощущение мягкости,

влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню. Так

как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я

утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных

впечатлений или идей; воспринимаемых разными чувствами; эти

идеи объединяются в одну вещь /или имеют одно данное им имя/

умом..."__1__ А если это так, если существуют лишь единичные

вещи, то есть совокупности ощущений субъекта, то материя,

продолжал рассуждать Беркли, есть ничто; она выдумана

материалистами для борьбы с религией.

Начиная с ХУШ века в материалистических учениях /прежде

всего в трудах Д.Дидро и П.Гольбаха/ формируются

общетеоретические, философские предпосылки современного

научного понимания материи. Так, у Гольбаха категория

материи уже не отождествлялась с конкретными физическими и

вообще определенными свойствами материальных объектов. Для

него все, что действует на наши органы чувств, есть материя.

"...Материя, - писал он, - вообще есть все то, что

воздействует каким-нибудь образом на наши чувства...".

Гольбах различает два основных вида движения. С одной

стороны, движение, которое перемещает тела /механическое

движение в собственном смысле слова/, и с другой - скрытое,

внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет

свой источник во взаимодействии невидимых материальных

-----------------------------------------------------------

1 Беркли Дж. Соч., М., 1978, с. 345

частиц /молекул/, из которых состоит тело /оно представляет

определенную аналогию того, что в современных терминах можно

назвать микродвижением/.

Особый вклад в развитии материалистической философии в

ХУШ веке внесли русские мыслители, особенно М.В. Ломоносов и

А.Н.Радищев.

М.В.Ломоносов считал, что материя состоит из атомов,

которые, соединяясь, образуют молекулы /корпускулы/, а из

последних состоят все "явственные тела". Он впервые на

основе естественнонаучных данных обосновал идею вечности и

неуничтожимости материи и движения, открыл закон сохранения

вещества и движения. "...Все изменения, - писал он, -

совершающиеся в природе, происходят таким образом, что

сколько к чему прибавилось, столько же отнимается от

другого... Этот закон природы является настолько всеобщим,

что простирается и на правила движения..."__1__ Ломоносов

подчеркивал, что материя /понимаемая как вещество/ и

движение неразрывны, что материя находится в состоянии

непрерывного движения. Он делил движение на два вида:

внешнее, когда тело меняет свое положение по отношению к

другое телу, и внутреннее, когда осуществляется изменение

положения частиц, составляющих то или иное тело. В отличии

от западноевропейских материалистов, отрицавших

многокачественность материи, русский ученый доказывал, что

разнообразных качеств у нее бесчисленное множество.

А.Н.Радищев, как и М. В.Ломоносов, обосновывал

материальность мира, в частности наличие у материи движения

- одного из коренных ее состояний.

Отказ от традиционной метафизики, который произошел в

-----------------------------------------------------------

1 Ломоносов М.В. Избр.филос.произв. М., 1950, с. 160

ХУШ веке, разрушил основу единства всей система знания. В

результате произошло никогда прежде с такой определенностью

не проводившееся разделение бытия на мир природы и человека.

Это разделение последовательно осуществил Кант.

Кант признает объективное существование материальных

предметов, но считает их непознаваемыми по своей сущности -

"вещами в себе". Наряду с ними, по Канту, существует мир

явлений, называемый им природой,- мир, который мы видим,

воспринимаем, в котором живем и действуем. Мир явлений, или

природа, не обладает самостоятельным, независимым от

человеческого сознания существованием, а возникает в

результате воздействия "вещей в себе" на органы чувств и

есть не что иное, как совокупность человеческих

представлений. "...Чувства,- писал Кант,- никогда и ни в

каком отношении не дают нам познания вещей самих по себе, а

позволяют познавать только их явления, которые суть лишь

представления чувственности... "__1

Мир явлений, по Канту, беспорядочен, хаотичен, в нем

нет никакой закономерности, необходимости, он существует вне

пространства и времени. И лишь человек в процессе познания

вносит в этот хаос определенный порядок: размещает все

явления в пространственные и временные рамки, сообщает им

необходимость, закономерность, причинно-следственные связи.

Кант пытается соединить в одной системе материалистические и

идеалистические принципы, стремится примирить материализм с

идеализмом. Именно на эту черту философии Канта особо указал

В.И.Ленин в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм".

"Основная черта философии Канта,- писал он,- есть примирение

материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим,

----------------------------------------------------------

1 Кант И. Соч. в 6-ти т., М.,1965, т.4, ч.1, с. 105

сочетание в одной системе разнородных, противоположных

философских направлений. Когда Кант допускает, что нашим

представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в

себе,- то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь

в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней,- Кант

выступает как идеалист"__1__.

Немецкая классическая философия представляет собой

вершину философского развития, которая в то время могла,

быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской

философии, вообще. В немецкой классической философии мы

находим зачатки "философии активной стороны" у Фихте, основы

естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию

"динамического процесса" в природе, близкую к

материалистической диалектике, диалектическую концепцию

Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря

своему идеализму далекую от нее.

Основой всего существующего Гегель считал движение

понятий - развитие абсолютной идеи. На первых порах она

представляет собой "чистое бытие", лишена какого-либо

определенного содержания, есть "ничто". Но затем "чистое

бытие" и "ничто" порождают новое понятие "становление",

"Становление" приводит к возникновению "наличного бытия" и

т.д. В силу внутренне присущей абсолютной идее

противоречивости она, развиваясь, порождает все новые и

более богатые по содержанию понятия. И так продолжается до

тех пор, пока она не развернет все свое содержание. В

процессе своего развития идея порождает природу, облекается

в материальную оболочку и начинает существовать в виде

материальных явлений. Здесь идея сначала выступает в виде

----------------------------------------------------------