1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 18, с.206
механических явлений, затем в виде химических соединений и,
наконец, порождает жизнь, человека и человеческое общество.
С появлением человека она пробивается через "чуждую" ей
материальную оболочку и начинает существовать в своей
собственной форме - в форме сознания, мышления людей. С
развитием человеческого сознания идея все больше
освобождается от материи. Наконец, осознав весь свой
предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и
возвращается как бы в себя, в свое первоначальное положение,
но уже не как "чистое бытие", а как бытие, развернувшиеся и
уяснившее все богатство своего содержания.
В середине X1Х века с острой критикой идеализма
выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. Первоначально
Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году
подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха,
идеализм есть не что иное, как рационализированная религия,
а философия и религия по самому их существу, считает
Фейербах, противоположны друг другу. Религия и близкая к ней
по духу идеалистическая философия возникают, по мнению
Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством
приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку. "Бесконечная или божественная
сущность, - пишет Фейербах, - есть духовная сущность
человека, которая, однако, обособляется от человека и
представляется как самостоятельное существо "__1__. Так возникает
трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец бога - человек -
рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от
последнего и таким образом лишается свободы и
самостоятельности.
-----------------------------------------------------------
1 Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.,1955, т.2 с.320
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных
заблуждений необходимо понять, что человек - не творение
бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной
природы. Вот как характеризует Ф.Энгельс основные положения
материализма Фейербаха: "Природа существует независимо от
какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на
которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы
и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей
религиозной фантазией, это - лишь фантастическое отражения
__н__ашей собственной сущности"__1__.
В русской философии эти идеи получили развитие в
представлениях В.Г.Белинского,А.И.Герцена,Н.Г.Чернышевского.
Наиболее полно /насколько это быловозможно в условиях
цензуры/ общий контур материалистической философии обрисовал
Н.Г.Чернышевский в статье "Антропологический принцип в
философии". Утверждение единства и целостности человеческого
организма /"человеческой натуры"/ осуществляется как
результат трактовки всего бытия в виде многообразия форм
материи. Антропология Чернышевского базируется на зоологии
Ламарка, геологии Лайеля и космологии Лапласа. В конечном
счете - на онтологии, сформулированной Чернышевским в одном
из сибирских писем: "То, что, существует - материя. Материя
имеет качества. Проявление качеств - это силы. То, что мы
называем законами природы, это способы действия сил"__2__.
-----------------------------------------------------------
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, с. 280
2 Чернышевский Н.Г. Соч. в 2-х т.,М.,1987, т.2, с.378
2. Диалектико-материалистическое учение о материи
Первая половина Х1Х столетия явилась рубежом, на
котором выработанная в истории философской мысли традиция
религиозно-мифологическойинтерпретациивзаимосвязей
человека и мира, а же сформулированные французским
материализмом и классической немецкой философией /от Канта
до Гегеля и Фейербаха/ представления об этой взаимосвязи
перестали соответствовать потребностям нового уровня
общественного развития.
К середине XIX века высокого уровня развития достигает
наука. Появляются реальные возможности теоретического
обоснования принципов материалистической диалектики,
разработки диалектико-материалистического мировоззрения.
Развитие естествознания, новейшие открытия в различных
областях исследования природы показали ограниченность
метафизического представления о мире как совокупности не
связанных собой явлений, процессов. Эта открытия приводили к
выводам, что в природе происходят качественные превращения,
изменения, развитие, что во всей природе существует
взаимосвязь. Начали происходить существенные изменения в
самой науке: из науки собирающей, науки о законченных
предметов она стала превращаться в науку упорядочивающую,
науку о процессах, о связях, соединяющих эти процессы в
единое целое. Естествознание давало материал для осмысления,
раскрытия всеобщей связи и взаимосвязи явлений природы,
непрерывного движения и исторического развития ее, и тем
самым подводило к качественно нового взгляду на мир природы
и на самого человека.
Открытый и экспериментально доказанный М.В.Ломоносовым
/1748 г./ и позже /1842-1845 гг./ научно обоснованный
немецким естествоиспытателем Ю. Р. Майером закон сохранения
и превращения вещества и движения /как всеобщим закон
природы/ обнаружил, что вещество и движение не могут
появляться из ничего и не могут исчезнуть, а переходят из
одной формы вещества и движения в другую. Это открытие стало
первым шагом к открытию в XIX веке закона сохранения и
превращения энергии. С открытием этого закона стало
возможным доказать, что природа представляет собой единое
связанное целое, обосновать идею несотворимости и
неуничтожимости материи и движения.
Космогоническая теория Канта и Лапласа, появившаяся во
второй половине ХУШ века о естественном происхождении
солнечной системы как историческом процессе, создание
Н.И.Лобачевским /ХУШ век/ новой геометрия подрывало
метафизический подход к вопросу о соотношении пространства и
времени. Теория клеточного строения живых организмов
/П.Ф.Горянинов - 1809 г., Ян Пуркинье - 1816 г., Т.Шванн и
М.Я.Шлейден - 1816 г./ разрушила представление о
существование непреодолимой грани между различными видами
животных, а также между животными и растительным миром и
способствовала зарождению идеи органического единства всего
живого, о саморазвитии живой природы. Эволюционная теория
Ч.Дарвина /Х1Х век/ подорвала представления о видах животных
и растении как богом данных и неизменных и доказала
непрерывность процесса развития. Она показала, что огромное
многообразие видов животных и растений есть результат
длительного исторического процесса их изменения и развития
путем естественного отбора. Тем самым была обоснована идея
непрерывности процесса развития всего органического мира, в
том числе и человека. Теперь и человек предстал как
естественный результат длительной эволюции жизни на Земле.
Философия марксизма была создана К.Марксом и Ф.Энгельсом
и значительно разработана и дополнена В.И.Лениным.
Диалектико-материалистическое определение понятия
материи было дано В.И.Лениным в книге "Материализм и
эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для
обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"__1__.
В этом определении вынесено два основных признака:
вопервых, материя существует независимо от сознания,
вовторых, она копируется, фотографируется, отображается
ощущениями. Первая характеристика означает признание
первичности материи по отношению к сознанию, вторая -
признание принципиальной познаваемости материального мира.
Ленинское определение материи заключает в себе такое
содержание, которое отличает диалектическое понимание мира
от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на
конкретные свойства и виды гетерии, нет перечисления
каких-либо ее конкретных характеристик.
Дело в том, что на каждом этапе познания и практики
человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты
неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому
бессмысленно определять материю через перечисление ее
известных видов и уровней, если учесть, что последующее
развитие познания и практики будет приводить к открытию
новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи.
Несостоятельны также попытки определить материю,
рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных
"первокирпичиков" мироздания. Здесь заранее предполагается,
----------------------------------------------------------
1 Ленин В.И. Полн. Собр.соч. Т.18, с. 131
что такие "первокирпичики" вечны, неизменны и не возникают
ни из каких других объектов /если же они возникают из
какого-то предшествующего состояния материи, то тогда они
уже не могут рассматриваться в качестве последнего основания
материального мира/.
Таким образом, остается только один способ определять
материю - выделять такой предельно общий признак, который
характеризует любые виды материи независимо от того, познаны
они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим
признаком является свойство "быть объективно реальностью,
существовать вне нашего сознания". Определяя материю
посредством этого признака, диалектический материализм
неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее
неисчерпаемость.
Метафизические концепции материи становятся особенно
опасными для науки при объяснении новых явлений, так как
могут привести ее к кризисам. Примером такого кризиса была
ситуация в физике конца Xll-аачада XX века.
В естествознании долгое время /с ХУП до конца XIX