Смекни!
smekni.com

Концепции современного естествознания 10 (стр. 10 из 11)

Влияние космоса на происходящие на Земле процессы (например, Луны на морские приливы и отливы, солнечные затмения) люди подметили ещё в древности. В XX столетии знания о влиянии космоса на Землю существенно пополнились. И в этом есть заслуга и российских учёных, в первую очередь представителей русского космизма – А.Л.Чижевского, К.Э. Циолковского, Л.Н. Гумилёва, В.И. Вернадского.

Понять оценить и выявить масштабы влияния космоса и прежде всего Солнца на земную жизнь и её проявления, во многом удалось Чижевскому.

Многие идеи А.Л. Чижевского нашли своё применение в области космических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.

7. 5. Противоречия в системе: природа – биосфера – человек

Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними.

Во – первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже на планетарном уровне.

Во – вторых постоянно углубляются противоречия дисгармония между человеком и природой.

Природа – это единое целое.

Человек распахивает землю, помогая росту полезных растений, но из-за ошибок в земледелии смывается плодородный слой. Вырубка лесов под сельхозугодья лишает почву достаточного количества влаги и в результате поля вскоре делаются бесплодными. Уничтожение хищников снижает сопротивляемость травоядных и ухудшает их генофонд.

Отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательства человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из – за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

Однако говоря сегодня о проблемах экологии, мы фактически имеем ввиду социальную экологию – науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

ГЛАВА 8. Человек как предмет естественно – научного познания

8. 1. Человек – дитя Земли

Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека.

Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития Земли и её биосферы. Со всей определённостью можно сказать, что человек – дитя Земли. Сейчас наступил период духовной эволюции и разума. Это качественно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуется развитием разума и переходом от биосферы к ноосфере – сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором эволюции.

Но речь идёт не только о человеке как сугубо биологическом виде. Имеется ввиду гораздо большее. Вместе с человеком появляется разум, мысль, сознание. Разум является уже принципиально новым явлением по сравнению со всем тем, что существовало в предшествующей истории.

8. 2. Проблема антропогенеза

Человек – сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он является существом, как биологическим, так и социальным, Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой - социальному миру. А в целом он является предметом изучения множества наук.

Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий, к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека – существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза.

8.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека. Продолжается ли биологическая эволюция Homo Sapiens?

Эволюция человека продолжается на всём протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль.

Сила естественного отбора в социальном мире всё более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.

Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, и большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества.

При этом важно отметить, что значение естественного отбора резко меняется в жизни человека и животных. Если у животных отбор – это главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на здоровье.

Естественный отбор происходит на уровне зародышевых клеток.

В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает своё главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией.

8.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека

В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека. Одни авторы утверждают, что оно целиком обусловлено генами, абсолютизируя биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название – пансоциологизм.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности, как таковые, а лишь их задатки, в большей или меньшей степени проявляющиеся в условиях среды.

8.6. Социобиология о природе человека

Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э.О. Уилсона “Социобиологигия: новый синтез.” В рамках этой концепции ставится задача по- новому подойти к проблемам морали, свободы, агрессии, альтруизма, эгоизма и других качеств человека. Важнейшее место в ней отводится анализу возможностей и границ применения аналогий между поведением животных и человека.

По мнению социобиологов, принципиальные изменения в представлении о природе человека должна внести теория генно-культурной коэволюции. Суть её состоит в утверждении того, что процессы генной и культурной эволюции человека проходят совместно. Поэтому человек выступает на самом деле прежде всего объектом биологического знания.

Главные положения сводятся к тому, что у человека не может быть “трансцедентальных” целей, возникших вне его биологической природы.

8. 6. Социально – этические проблемы генной инженерии человека

Этические аспекты генной инженерии выражают частный, хотя и очень значимый вопрос, входящий в круг проблем, рассматриваемых биоэтикой. Последняя включает этические регулятивы отношения к живым существам, в том числе и к человеку.

Остро стоит проблема генной инженерии человека. Её можно сформулировать так: допустимо ли, с точки зрения моральных норм, хирургическое вмешательство в генотип человека?

Актуальность генной инженерии человека обнаруживается сразу, как только мы обратимся к необходимости лечения больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом.

При этом особенно важна забота о будущих поколениях, которые не должны расплачиваться собственным здоровьем за недостатки и ущербность своего генома и генофонда сегодняшнего поколения.

Необходимость исправления “ ошибок природы”, генной терапии наследственных болезней выдвигает на первый план генную инженерию. Генная инженерия – это раздел молекулярной биологии, прикладная молекулярная генетика, задачей которой является целенаправленное конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов при помощи генетических и биохимических методов. Она основана на извлечении из клеток какого – либо гена или группы генов, соединении их с определёнными молекулами нуклеиновых кислот и внедрении полученных гибридных молекул в клетки другого организма.

8. 7. Бессознательное и сознательное в человеке

С вопросом биологического и социального тесно связана проблема бессознательного и сознательного в человеке.

Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал

З. Фрейд, открывший целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.

Согласно его концепции, психика человека состоит из трёх пластов. Самый нижний и мощный пласт – “Оно” (id) – находится за пределами сознания. По своему объёму он сравним с подводной частью айсберга. В нём сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. За тем следует слой сознательного –это “Я”(ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - “сверх –я” (Super Ego) – это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.

В итоге оказывается, что собственное “Я” – сознание человека не является “хозяином в своём собственном доме”. Поэтому сам человек – прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).