Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 163 из 447)

Л и т.. Лавров П. Л. Исторические письма. Спб., 1870 (Фило­софия и социология. М., 1965. Т. 2); Михайловский Н. К. Герои и толпа // Поли. собр. соч. Спб., 1911. Т. 16; Он же. Научные письма (К вопросу о героях и толпе) // Поли. собр. соч. Т. 6; Он же. Борьба за индивидуальность//Поли. собр. соч. Спб., 1912. Т. 2; Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Спб., 1914; Малинин В. А. Философия ре­волюционного народничества. М., 1972; Он же. История рус­ского утопического социализма. М., 1991. Кн. 2.

В. А. Малинин

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (27.11 (9.12). 1842, Москва -8.02.1921, Дмитров) - теоретик анархизма, философ, уче­ный, литератор. По происхождению князь. В 1862 г. окон­чил Пажеский корпус и произведен в офицеры. Пять лет прослужил в Сибири, где принял участие в ряде экспеди­ций по Маньчжурии и Вост. Сибири. Итогом их были цен­ные наблюдения и открытия (Исследования о ледниковом периоде... Спб., 1876). В 1867 г. подал в отставку, возвра­тился домой и поступил на физико-математический ф-т Петербургского ун-та. Продолжал заниматься географи­ей и геологией. В 1868 г. избран членом Рус. географичес­кого об-ва. Еще в юности под влиянием классической рус. литературы (прежде всего И. С. Тургенева и Н. А. Некра­сова), революционно-демократической идеологии (гл. обр. Герцена и Чернышевского), острых социальных проти­воречий жизни, порожденных распадом крепостничества, у К. сложились гуманистические и демократические пред­ставления. В 1872 г., в Швейцарии, знакомится с деятельно­стью I Интернационала, изучает новейшую социалистичес­кую литературу, сближается с рабочими Юрской федера­ции, к-рая находилась под влиянием Бакунина. «Критика государственного социализма» и революционная агита­ция юрцев, по словам К., «неотразимо действовали» на его ум. «Мой взгляд на социализм уже окончательно ус­тановился. Я стал анархистом» (Записки революционера. М., 1966. С. 260-261). Вернувшись в Россию в том же году, вошел в народнический кружок «чайковцев». Вел рево­люционную пропаганду, в 1874 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года бежал из тюрь­мы, выехал за границу и прожил там 40 лет - в Швейца­рии, Франции, в Англии (с 1886). Участвовал в анархичес­ком движении Зап. Европы, продолжал заниматься ис­следовательской, публицистической и издательской дея­тельностью (в 1893 г. избран членом Британской научной ассоциации). Во время 1 -й мировой войны принял сторо­ну Антанты, за что подвергся критике социалистов-ин­тернационалистов. В июне 1917 г. вернулся в Россию, теп­ло встреченный соотечественниками. Для К. Февральс­кая и Октябрьская революции были закономерными яв­лениями истории. Позднее он обратился к населению Запада прийти «на помощь рус. революционерам», под­черкивал, что «задачи большевиков всегда были задачами и всех преданных душой делу освобождения» людей тру­да от социального рабства. Поддерживал отношения с различными политическими партиями (встречался и с Лениным), стремился примирить враждующие соци­альные движения. Умер, готовя к изданию многолетнее исследование по этике. Социальный идеал К. - безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливае­мый сразу после победы социальной революции и гражданской войны, «если правящие классы своим сле­пым упрямством сделают ее неизбежной» (Там же). Не­пременным условием построения нового об-ва, достиже­ния подлинной свободы и равенства является экспро­приация - изъятие в общее пользование из частных рук средств производства, всего того, что «дает возможность кому бы то ни было... присваивать себе чужой труд» (Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 64), вве­дение справедливых принципов распределения. По К. коммунизм без государства рождается из практики на родной жизни, что и подтверждает история: первобыт­ный род, сельская община, средневековые цехи и воль­ные города были, по К, созданы и управлялись народом с помощью обычного права, без государства и принято­го им законодательства. Так же стара и идея анархии, встречающаяся уже в древности у Лао-цзы и Зенона-сто-ика и развитая в новое время У. Годвином, Ж. П. Прудо-ном, М. Штирнером, Бакуниным. Признавая их заслуги в обосновании анархизма, К. разрабатывает свою версию анархической теории. В отличие от первых трех мыслите­лей К. признает законность и закономерность революций, в отличие от Бакунина рассматривает их в контексте раз­вития об-ва, видя в революциях периоды ускоренной эволюции, в отличие от Прудона отрицает частную соб­ственность и отстаивает коммунистическую идею, он кри­тикует и отвергает штирнеровский индивидуализм. Как и его предшественники, К. не видит к.-л. положительной роли государства в развитии об-ва, считает всякую власть, даже свободно избранную, злом. Об-во, по К., - это орга­низм, представляющий собой федерацию свободных про­изводственных общин (коммун, коопераций), где лич­ность, руководствуясь правилами солидарности, полу­чает все возможности для развития. Отношения внутри общин и между ними регулируются «взаимными соглаше­ниями», признанными обычаями и привычками. К. всегда оставался противником «государственного социализма» и диктатуры пролетариата. Обладая широкими познаниями, он стремился обосновать свою, во многом утопическую, концепцию фактами из истории и естествознания. Уни­версальным, «истинно научным» методом исследования эмпирического материала К. признавал индуктивно-дедук­тивный метод конкретных наук, будучи уверенным, что дан­ный метод позволяет выработать общее синтетическое ми­ровоззрение, что пытались сделать в новое время О. Конт и Г. Спенсер. В целом он оставался сторонником позитивиз­ма и механистического материализма. С этих позиций К. отвергал как религиозный взгляд на действительность, так и спекулятивную метафизику, называя гегелевскую диа­лектику средневековой схоластикой. Особенно много К. раз­мышлял над идеей эволюции, причинами изменений в животном и социальном мире. Не отрицая дарвиновской «борьбы за существование» в природе, классов и классо­вой борьбы в об-ве, главный фактор прогрессивного раз­вития в среде животных и людей он усматривал во взаимо­помощи, тесно связанной с присущим им общественным инстинктом. Именно последний, по К., является источни­ком этических норм и «всего последующего развития нравст­венности» (Этика. М., 1991. С. 55). Справедливость, равен­ство, самопожертвование во имя об-ва толкуются К. как моральные качества, способствующие укреплению соли­дарности людей. Внес значительный вклад в изучение Вели­кой французской революции, одним из первых обстоятель­но исследовав в ней роль «народа деревень и городов».

С о ч.: Соч.: В 7 т. Спб., 1906-1907; Собр. соч.: В 2 т. М, 1918; Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Пг.; М., 1919; Дневник... М.; Пг., 1923; Великая французская революция 1789-1793. М., 1979; Анархия, ее фи­лософия, ее идеи. М., 2004.