Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 166 из 447)

Л и -[..Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на куль­турные и политические отношения славянского мира к герма­но-романскому. Спб., 1871; М, 2003; Леонтьев К. Н. Собр. соч. М., 1912. Т. 5-7; Самарин Ю. Ф. Соч. М. 1877. Т. 1; М, 1911. Т. 12; Хомяков А. С. Поли. собр. соч.: В 8 т. М., 1904-1906; Он же. Соч.: В 2 т. М., 1994; Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997; Пушкин С. Н. Историо­софия русского консерватизма XIX века. Н. Новгород, 1998; Султанов К. В. Социальная философия Н. Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. Спб., 2001.

С. Н. Пушкин

КУНИЦЫН Александр Петрович (1783, с. Кой Кашинс­кого у. Тверского наместничества -1(13).07.1840, Петер­бург) - социальный мыслитель, правовед. Получил обра­зование в Петербургском педагогическом ин-те, Гейдельбергском и Гёттингенском ун-тах. С 1811 г. - адъюнкт-проф. в Царскосельском лицее, где его лекции слушал Пушкин, а также будущие декабристы. В 1817-1821 гг. - проф. пе­тербургского Главного педагогического ин-та, преобра­зованного впоследствии в ун-т. В 1840 г. - директор Де­партамента духовных дел. Социологические и правовые взгляды изложены в работах «Изображение взаимной связи государственных сведений» (1817), «Право есте­ственное» (ч. 1-2, 1818-1820), в курсах лекций в ун-те и лицее. Развитие человека, считал К., имеет своим на­чалом его «естественное состояние», к-рое затем сменяется общественно-государственным. Причем основой появления государства является духовная (разумная) сто­рона «природы человека», именно благодаря ей заклю­чается общественный договор, целью к-рого становит­ся охрана свободы человека. Разум призван руководить чувственной природой человека с помощью «нравст­венной философии», формулирующей законы по охра­не его свободы. Нравственная философия порождает нравоучение, в к-ром излагаются «законы внутренней свободы», и нравоучение, в к-ром «предлагаются зако­ны внешней свободы или законы права». Вся эта конст­рукция создается К. для обоснования необходимости и правомерности свободы и неправомерности угнетения человека человеком: «Сохранение свободы есть общая цель всех людей, которую могут они достигнуть только соблюдением взаимных прав и точным исполнением обязанностей». По К., все, что препятствует человеку быть свободным, подлежит «механическому принужде­нию», т. е. насильственному устранению, как нарушаю­щее «закон разума». По той же причине осуждаются и международное насилие, войны, колониализм. Различая равенство «естественное» и «политическое», К. разли­чал и право «первоначальное» и «производное»; пер­вое определяется природой человека, второе - обще­ственными законами. Признавая частную собственность священной и неприкосновенной, К. не распространял этот принцип на право владения др. людьми: «никто не может приобресть права собственности на другого че­ловека ни противу воли, ни с его на то согласия; ибо право личности состоит в свободе располагать самим собою». К. осуждал «ужасы революции», склоняясь в своих политических симпатиях в сторону конституцион­ной монархии. Кн. К. «Право естественное» была изъята как противоречащая «истинам христианства». Характе­рен отзыв о ней гонителя прогрессивных университетс­ких профессоров Д. П. Рунича: «вся книга есть не что иное, как пространный кодекс прав, присвояемых како­му-то естественному человеку, и определений, совер­шенно противоположных учению Св. Откровения. Вез­де чистые начала какого-то непогрешающего разума признаются единственно законною поверкой побужде­ний и деяний человеческих».

С о ч.: О вкусе // Соч. студентов Спб. Пед. ин-та по части эстетики. Спб., 1806; Право естественное. Спб., 1818-1820. Ч. 1-2; Энциклопедия прав // Избр. социально-политические и филос. произв. декабристов. М., 1951. Т. 1. С. 591-654.

Л и т.: Смирнов Ф. Н. Мировоззрение А. П. Куницына // Вестник МГУ. Сер. 8. 1963. № 5.

В. И. Коваленко

КУРАЕВ Вячеслав Иванович (15.02.1939, Саратов) - спе­циалист по теории познания, методологии и философии науки, философии религии и истории рус. философии. Окончил философский ф-т МГУ (1963), кандидат фило­софских наук. В 1963-1967 гг. - научный сотрудник Ин-та философии АН СССР, в 1967-1973 гг. - редактор журн. «Вопросы философии»; затем работал редактором-кон­сультантом в журн. «Проблемы мира и социализма» (Пра­га). В 1978-1988 гг. - ученый секретарь Президиума АН

СССР по общественным наукам; одновременно был зав. отделом в ИНИОН АН СССР. В 1988-1992 гг. - зав. редак­цией литературы по философии Издательства политичес­кой литературы. С 1993 г. - старший научный сотрудник Ин-та философии РАН. Одновременно много лет препода­вал философию в ряде вузов Москвы, в т. ч. в 1994-1998 гг. читал спецкурс по истории рус. философии на философс­ком ф-те МГУ. Принимал участие в подготовке к изданию трудов рус. и зарубежных мыслителей, книг по филосо­фии, социологии и религиоведению. До сер. 70-х гг. науч­ные интересы К. концентрировались на исследовании предпосылок и механизмов нового знания в науке, взаи­мосвязи содержательного и формального, точности и адекватности (истинности) в развитии научного познания. Под этим углом зрения анализируются проблемы исто­ризма логической культуры мышления, соотношения от­носительного и абсолютного, прерывного и непрерыв­ного, объективного и субъективного в познании, приро­ды научных революций и др. Акцент здесь делается на сложном взаимодействии и взаимодополнении содержа­тельных и формальных методов исследования при веду­щей роли первых, на познавательных возможностях и внутренней ограниченности формальных методов. В ра­ботах, посвященных проблеме точности знания, им пред­ложена типология видов точности; он выделяет метри­ческую, логико-математическую, семантическую и гно­сеологическую точность. С нач. 90-х гг. научные интере­сы К. концентрируются на вопросах истории рус. философии и философии религии, прежде всего на выяв­лении своеобразия религиозного опыта и религиозной веры как гносеологических феноменов, взаимосвязи ре­лигиозной веры с философским и научным знаниием. Он полагает, что несовместимость веры с научным и фи­лософским знанием сильно преувеличена; действитель­ные взаимоотношения веры и знания носили и носят бо­лее сложный характер: вера и знание не только принципи­ально отличны друг от друга, но и обладают немалым числом свойств, существенно сближающих их друг с дру­гом. Особое внимание он уделяет исследованию творче­ства А. И. Ильина и Франка, а также М. М. Бахтина, Лосе­ва, Мамардашвили и др. К. опубликовал серию аналити­ческих обзоров, посвященных осмыслению опыта поста­новки и анализа фундаментальных проблем в ходе исторического развития отечественной философской мысли XVIII-XX вв. - теории познания, онтологии, фи­лософии религии и др. Он является автором большого числа статей в «Философском словаре» (7-е изд. - М., 2001), словаре «Русская философия» (М., 1995; 1999), сло­варе «Эпистемология и философия науки» (М., 2007), а также ряда статей в энциклопедии «Русская философия» (см. наст, изд.: Вера, Всеединство, Теория познания, Фи­лософия религии и др.).

Соч.: Содержание и форма // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5; Логическая экспликация понятий и философское исследование // Философия. Методология. Наука. М., 1972; Диалектика содержательного и формального в научном позна­нии. М., 1977; Материалистическая диалектика и рост знания // Вопросы философии. 1982. № 4; Рефлексия и философское ис­следование // Там же. 1986. № 6; Точность, истинность и рост знания. М., 1988; Философ волевой идеи // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1992; Религиозная вера и рациональность: Гносеологический аспект (в соавт.) // Исторические типы раци­ональности. М., 1996. Вып. [.(перепечатано в кн.: «Рациональ­ность на перепутье». М., 2000. Т. 1; Философия духовного опыта И. А. Ильина // История русской философии. М, 2001; 2007; Система теокосмического всеединства С. Л. Франка // Там же; Философия и религия /У Философия / Под ред. В. В. Миронова. М., 2005.

В. И. Метлов

КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - май 1583, м. Миляновичи близ Ковеля, Литва) - мыслитель, писа­тель, переводчик. К. происходил из рода Смоленско-Ярославских князей и по женской линии был в родстве с цар­ским домом. С 1549 по 1564 г. находился на царской служ­бе, затем бежал в Литву. В молодости К., по всей види­мости, был связан с московскими книжниками и получил широкое образование. Особенно большое влияние на него оказал Максим Грек, к-рого он называл своим учи­телем. К. приписывается даже авторство одного из «Ска­заний о Максиме Греке». Число соч. московского пери­ода было невелико: три письма к старцу Псково-Печерского монастыря Вассиану Муромцеву, «Ответ о пра­вой вере Ивану многоученому», два «Жития Августина Гиппонского». К. был последовательным приверженцем православной ортодоксии и активным борцом с латинс­кими и еретическими влияниями. Он всегда выступал против надвигающейся церковной унии и написал даже компилятивную «Историю о восьмом соборе» с откро­венными выпадами против папства. Т. наз. «литовская переписка» (с литовскими сторонниками православия) с ее антилатинским и антиреформаторским пафосом входит в «Сборники Курбского». Находясь в Литве, К. начал свою знаменитую переписку с Иваном Грозным, в к-рой нашли отражение его политические и отчасти ис­ториософские взгляды. Заключительным итогом этой переписки можно считать соч. К. «История о великом князе Московском» (1573). В своем имении Милянови­чи К. организовал скрипторий, где переводились и пере­писывались соч. отцов вост. церкви. Уже в преклонном возрасте К. начал изучать лат. язык и сам занялся актив­ной переводческой деятельностью по особой програм­ме, сформулированной в предисловии к «Новому Мар­гариту». Им было переведено содержащее основы вост. православия соч. Иоанна Дамаскина «Небеса» («Источ­ник знания»), дополненное др. его соч. К. написал к нему предисловие. Особое внимание обращает на себя пере­вод соч. «О силлогизме» Иоганна Спангенберга, к-рый был учеником М. Лютера. Этот перевод К. играл своеоб­разную роль дополнения к переводам из Иоанна Дамас­кина и свидетельствовал об интересе его к «внешней философии» как необходимом элементе христианской образованности. Общим итогом религиозно-философ­ской характеристики К. можно считать тот факт, что в борьбе с католицизмом и протестантизмом он обратился к уже существующей в недрах рус. культуры философ­ской традиции неоплатонизирующего аристотелизма, под­крепленного авторитетом философствующего богосло­вия Иоанна Дамаскина.