Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 167 из 447)

С о ч.: Переписка с Иваном Грозным: Сказания князя Курб­ского. Спб., 1868; История о великом князе Московском. М.. 1868; Соч. Т. 1 (Соч. оригинальные). Спб., 1914.

Л и т.: Иванцов Н. Д. Жизнь князя Курбского в Литве и на Волыни. Киев, 1849. Т. 1-2; Гаврюшин Н. К. Научное наследие А. М. Курбского // Памятники науки и техники, 1984. М., 1986; Словарь книжников и книжности Древней Руси. М., 1988. Вып. 2 (2-я пол. XIV-XVI вв.), ч. 1.

А. И. Абрамов

КУРИЦЫН Федор Васильевич (XV в.) - политический деятель, дипломат, один из лидеров реформационного движения в России 2-й пол. XV в., т. наз. ереси жидов-ствующих. Был прекрасно образован, служил дьяком и по посольским делам. Участвовал в нескольких успеш­ных и важных для Московского государства дипломати­ческих миссиях. В 1436 г. вернулся в Москву из крымско­го плена. Вокруг него образовался кружок единомыш­ленников, разделявших еретические с т. зр. официального православия взгляды. Ереси сочувствовали сын Ивана III Иван Иванович, митрополит Зосима и, в определенной степени, сам Иван III. Признавая авторитет Ветхого и Но­вого Заветов, К. отвергал святоотеческие предания и ос­нованный на них ин-т монашества. Главным источником истины и мудрости считал пророческое откровение. В «Лаодикийском послании» пишет о самовластии чело­веческой души, для к-рой вера, «страх Божий» являются «заградой», т. е. ограничением ее произвола. В «Напи­сании о грамоте» утверждает, что грамота - это даро­ванный Богом неоскудеваемый источник знания, иско­реняющий невежество, дающий возможность понима­ния прошлого и настоящего, возможность предвидеть будущее. В разуме - подлинная сила человека. Разум­ный человек - это образ Божий и Его подобие. К., оче­видно, постигла та же участь, что и всех еретиков: он вынужден был сойти с политической арены и был либо сожжен, либо бежал за границу. После 1500 г. о его судь­бе ничего не известно.

Соч.: Лаодикийское послание // Памятники литературы Древней Руси. 2-я пол. XV в. М., 1982.

Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публи­цистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960.

Е. Н. Бутузкина

КУТНЕВИЧ Василий Иванович (1786, с. Гладково Мо-гилевской губ. - 1865) - представитель духовно-акаде­мической философии, первый проф. философии поре­форменной Московской духовной академии, основатель школы «философствующего теизма». По окончании Мо-гилевской семинарии в 1804 г. поступил в Александро-Невскую академию. С 1808 г. - учитель философии в Могилевской семинарии, преподавал также математику и нем. язык. В 1814 г. закончил преобразованную Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магис­тра. С 1816 по 1824 г. - проф. философии Московской духовной академии. Понятие философии, по К., опреде­лено самой сущностью человеческой природы: «Приро­да человеческая двояка: телесная и духовная, поелику же философия есть произведение свободной мысли челове­ческой, то, когда говорим о философии, мы должны обратиться к чисто духовной природе человека». Из приро­ды человека К. выводит 4 задачи, к решению к-рых стре­мится человек в силу наличия у него разума: 1) что такое я, или мир субъективный? 2) что такое не я, или мир объек­тивный? 3) какая первая или высшая причина этих ми­ров? 4) что мне должно делать? что я могу знать? В этих задачах К. усматривает сущность («materia») философии, к-рая разделяется им на теоретическую и практическую. Первая включает в себя логику, имеющую своим пред­метом саму способность мышления; метафизику, даю­щую систему познаний о Боге, мире, душе из начал са­мого разума; и опытную психологию, исследующую пред­меты, «поколику они представляются чувствам». Несмот­ря на большую роль философии в познавательной жизни человека, человеческий разум, осуществляющий позна­ние, имеет определенные пределы, его деятельность не распространяется на предметы Откровения. Признавая наличие у человека способности к «чувственным впе­чатлениям», К. выделяет 2 вида познания в смысле спо­собности человека к образованию «двух типов познаний» - опытных (a posteriori), имеющих своим источником «впе­чатления предметов на чувственные органы», и умствен­ных ( a priori), происходящих из одного только разума. В то время как опытные понятия случайны и зависят от чув­ственного восприятия, умственные познания по своему происхождению (но не по времени образования) пред­шествуют всякому опыту, «их извлекает разум из самого себя, поэтому их главный характер - необходимость и всеобщность». Отношения между опытными и умствен­ными понятиями К. определял следующим образом: со­брание сведений человек заимствует из опыта, подводит их к действию познавательной способности - рассудку, к-рый путем их сравнения, отвлечения и ассоциации при­водит в единство сознания и образует общие понятия, а разум сравнивает эти понятия с своими идеями и из на­чал объясняет возможность самого бытия. К. не создал оригинальной философской системы, однако именно его лекции дали общее направление преподавательской и творческой деятельности проф. философии МДА и тем самым положили начало «школе верующего разума», составляющей ядро духовно-академического философ­ствования.

Соч.: Вступительная лекция по философии // Прибавления к Творениям Святых Отцов. 1864. Ч. 23; О религии патриар­хов до закона живших и о пользе и важности церковной исто­рии. Спб., 1807.

Лит.: Смирнов С. К. История Московской духовной акаде­мии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879; Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М., 2002.

И. В. Цвык

ЛАВРОВ Петр Лаврович (2( 14).06.1823, с. Мелехове Псковской губ. -25.01(6.02). 1900, Париж) - теоретик рус. народничества, чьи «Исторические письма» идейно вдохновили движение ««в народ»», развернувшееся сре­ди интеллигенции в 1870-х гг. Л., сын артиллерийского офи­цера в отставке, в 1842 г. окончил Артиллерийское учили­ще в Петербурге. Вплоть до 1866 г. был на военной служ­бе (дослужился до полковничьего чина). Преподавал ма­тематику и историю науки в различных военных учебных заведениях Петербурга. Одновременно Л. интенсивно изучал философию и начиная с 1858 г. опубликовал се­рию философских работ, принесших ему известность. Из-за сотрудничества с об-вом «Земля и воля» он был арес­тован (1866) и сослан в Вологду (1867). В 1870 г. Л. бежал в Зап. Европу, где стал видным деятелем международного социалистического движения. Он был выразителем осо­бой формы позитивизма, возникшей в России во 2-й пол. XIX в., к-рую называл «антропологизмом». Несогласное со всеми разновидностями метафизики (как материалис­тической, так и идеалистической), это мировоззрение со­единялось с отстаиванием первостепенного значения человеческого сознания как важнейшего объекта науч­ного исследования и руководящего начала нравственной и общественной деятельности. Философские взгляды Л. формировались не под влиянием О. Конта (он не был зна­ком с его работами вплоть до сер. 1860-х). На них сказа­лось его увлечение естественными науками, соединен­ное с широким изучением истории философии, в осо­бенности идей И. Канта, Гегеля, В. Кузена, неокантианца Ф. А. Ланге, младогегельянцев А. Руге и Л. Фейербаха. Неприятие метафизики Л. проявляется в его ранних рабо­тах (1858-1861), в к-рых он отвергает материализм, считая его доктриной, претендующей (как и идеализм) на внеопытное познание сущности вещей, поскольку, по его мнению, центральные понятия материализма - сила и материя - невыводимы из эмпирического наблюдения. Ссылаясь на Канта, Л. считал, что человеческому созна­нию доступны только явления, они не содержат в себе никаких свидетельств, указывающих на их связь, причин­ную или следственную, с к.-л. сущностным бытием. Вме­сте с тем (в отличие от представителей крайних форм эм­пиризма) Л. считал, что сфера явлений не исчерпывается явлениями, доступными чувственным ощущениям, а включает в себя исторические факты и явления сознания. Хотя последние два рода явлений и не могут изучаться методами естественных наук, тем не менее они выступа­ют необходимыми компонентами человеческого опыта, причем духовные явления имеют для человека первосте­пенное значение, поскольку никакой опыт невозможен вне сферы сознания. Согласно Л., изучение явлений сознания входит в компетенцию субъективного метода, по сути метода самонаблюдения. Через самонаблюдение личность открывает для себя моральные императивы и убеждается в том, что существует свобода воли, с помо­щью к-рой и осуществляется их реализация. Идеалы, рас­крываемые субъективным методом, составляют основа­ние этической теории Л., а также его философии исто­рии и социальной философии. Разрабатывая этику со­вершенствования личности, Л. утверждал, что каждое действие человека исходит из первоначального стремле­ния к удовольствию; однако познание и особенно творче­ство, реализуя этот первоначальный импульс, выводят человека за пределы простого поиска наслаждения, пре­образуют его в императив, или долг, воспринимаемый людьми как возложенную на них обязанность. Особое значение для личности имеет вырабатываемый ею идеал личного достоинства как необходимость физического развития, совершенствования своего сознания и характе­ра. Но, стремясь к этому идеалу, личность вступает в кон­такт с др. индивидами и посредством чувства справедли­вости, неискоренимо присутствующего в сознании, при­ходит к признанию их достоинства и права на развитие. Понятие справедливости является краеугольным камнем этической теории Л.; именно чувство справедливости есть основа соблюдения права на уважение и развитие для каж­дого человека. Все остальные права и обязанности, воз­никающие в межличностных отношениях, определяются этим исходным правом. В своей наиболее значительной работе «Исторические письма» Л. саму цель истории определяет как достижение физического, нравственного и интеллектуального совершенства личности. Достиже­ние исторического прогресса, по Л., возможно в резуль­тате реорганизации социальных ин-тов, продуманной т. обр., чтобы создать все условия для развития личности. Критически относясь к отжившим социальным формам, не соответствующим человеческим потребностям, дей­ствуя в направлении их изменения или обновления, люди тем самым движут вперед историю, превращают культу­ру в цивилизацию. Но не каждый способен к такой дея­тельности; только тот, кто обладает возможностями для совершенствования своего интеллекта и энергией для осу­ществления социального переустройства, может считаться творцом цивилизации. Л. полагал что на эти критически мыслящие личности возложено настоящее бремя - осу­ществлять исторический прогресс; таков их моральный долг перед народом - огромной массой страдающих тру­жеников, благодаря к-рым критически мыслящее меньшин­ство располагает свободным временем и достигает высо­кого нравственного развития. В своей социальной и поли­тической философии Л. и его последователи-народники были привержены демократическому социализму как фор­ме организации об-ва, наилучшим образом обеспечиваю­щей цель исторического прогресса - развитие личности. Применительно к России они разрабатывали особую фор­му социализма - аграрный социализм, основанный на та­ких традиционных ин-тах, как община и артель. Для осуществления социалистического преобразования об-ва, подчеркивал Л., необходима соответствующая политичес­кая деятельность; в своих «Исторических письмах» он пред­ставил рус. радикалам проект создания организованной политической партии. Оказавшись за рубежом, Л. всецело посвятил себя организации революционной деятельности. Его учение подчеркивало поначалу необходимость кро­потливой подготовки и пропаганды; впоследствии, однако, он примирился с революционным терроризмом и стал сотрудничать с организацией «Народная воля». Его взгля­ды на государство были во многом анархистскими, однако он не соглашался с М. А. Бакуниным относительно необхо­димости немедленного разрушения государственного ап­парата. Так же, как и К. Маркс, он считал, что государство является полезным временным оружием в руках револю­ционеров; однако он опасался той концентрации власти, к-рая сосредоточена в государстве, и выступал за возможно более быстрое устранение государства после революции. Л. представлял социалистический мир будущего как со­единение автономных общин, из к-рых в случае необходи­мости образуются свободные федерации. В своих поздних социалистических взглядах, близких взглядам Маркса, Л. больше внимания уделял классовым конфликтам и про­цессу производства, но вместе с тем никогда полностью не соглашался с марксистским взглядом на историю и обще­ственное развитие. Он сохранил свой моралистический и индивидуалистический подход с его акцентом на развитие свободной деятельности критически мыслящей личности. Л. не был сторонником фаталистического истолкования законов социального развития, считая их законами вероят­ностными и связанными с влиянием моральных факторов.