Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 168 из 447)

С о ч.: Задачи понимания истории. Спб., 1903 (псевд. С. С. Арнольди); Собр. соч. М., 1917-1920; Избр. соч. на социаль­но-политические темы: В 4 т. М., 1934-1935; Философия и со­циология. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965.

Л и т.: Книжник-Ветров И. С. П. Л. Лавров. М., 1930; Га­лактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народ­ничества. Л., 1966; Богатое В. В. Философия П. Л. Лаврова. М., 1972; Пантин И. К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. М., 1973; Володин А. И., Итенберг Б. С. Лавров. М., 1981; Антонов В. Ф. Революционное творче­ство П. Л. Лаврова. Саратов, 1984; Scanlan J. P. Peter Lavrov: An Intellectual Biography // Lavrov P. L. Historical Letters. Berkely and Los Angeles, 1967; Pomper Ph. Peter Lavrov and the Russian Revolutionary Movement. Chicago, L., 1972.

Дж. П. Скенлен (пер. с англ. М. А. Маслина)

ЛАМАНСКИЙ Владимир Иванович (26.06(8.07). 1833, Пе­тербург - 9.11 (22.12). 1914, Петербург) - историк, созда­тель исторической школы рус. славистов, отстаивавшей славянофильские и панславистские идеи, академик (с 1899). Учился на историко-филологическом ф-те Петербургско­го ун-та. За студенческое соч. о языке «Русской Правды» награжден серебряной медалью. По окончании ун-та слу­жил в Губернском правлении, Публичной библиотеке, Го­сударственном архиве Министерства иностранных дел. В результате публичной защиты диссертации (1860) «О сла­вянах в Малой Азии, Африке и Испании», удостоенной Демидовской премии Академии наук, Л. получил степень магистра. В 1865 г. стал доцентом, а с 1871 г., после защиты докторской диссертации «Об историческом изучении гре­ко-славянского мира в Европе», - проф. Петербургского ун-та по кафедре славянской филологии. Преподавал так­же в Петербургской духовной академии и Академии Гене­рального штаба. Долгое время Л. работал в Рус. географи­ческом об-ве (секретарь, председатель этнографического отделения). Основал журн. «Живая старина» (1890), редак­тором к-рого был до 1912 г. Л. - один из организаторов Славянского съезда в Москве (1867), петербургского отде­ления Московского Славянского комитета, преобразован­ного в 1876 г. в Славянское благотворительное об-во. Начи­ная с вызвавшей общественный резонанс статьи в «Совре­меннике» «О распространении знаний в России» (1857) Л. своими трудами стремился способствовать развитию «са­мопознания и самосознания русского народа». В 60-70-е гг. он прокомментировал многочисленные архивные доку­менты и материалы по политической и культурной исто­рии XVIII в., события к-рой оценивал сквозь призму борь­бы «рус.» и «нем.» элементов во внутренней и внешней политике России. Ряд работ посвятил Ломоносову, редак­тировал академическое издание его трудов. В работе «Сла­вянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое про­изведение и исторический источник» (1903-1904) он пред­принял пересмотр ряда ключевых вопросов истории сла­вянства в IX в. Рассматривая обстоятельства т. наз. хазарской миссии славянских просветителей Константина Философа и Мефодия, Л. доказывает, что это была рус. миссия, в ре­зультате к-рой состоялось крещение Руси. В докторской диссертации он выдвинул теорию о греко-славянском мире как объекте самостоятельного исторического изучения, подверг критике воззрения зап. ученых на славянство и Рос­сию как на нечто низшее по сравнению с романо-германскими народами, предсказал «близкую борьбу России с новой Германской империей, когда последняя благополуч­но окончит свои дела на Романском Западе». Развернутое обоснование взгляды Л. получили в трактате «Три мира Азийско-Европейского материка» (1892) - о германо-ро­манском, греко-славянском и азиатском «мирах культур­ного человечества, имеющих географические, этнографи­ческие и культурные основы самостоятельного бытия». Известное строение континента, условия морских берегов, климат производят первоначальные группировки на нем человечества. Эти группы развивают оригинальные цивилизации. Цивилизации, наслаиваясь на известных тер­риториях, создают 3 крупных типа - «миры», «средний» из к-рых - «не настоящая Европа и не настоящая Азия». Есте­ственным постоянным центром культурно-географического и политического тяготения этого разнообразного в этнографическом отношении мира площадью св. 24 млн км2 является Российская империя. Азиатская граница Рос­сии большей частью совпадает с границей между Азией и «средним миром» (к-рую, т. обр., Л. отодвигает далеко на восток от Уральского хребта), а граница последнего - с «соб­ственно Европой» (романо-германским миром) идет от Данцига (Гданьска) на Триест и дальше, обозначая терри­тории Вост. Европы, Греции, Турции (включая Константи­нополь), приморья Сирии и Малой Азии, а также Кавказа, населенные славянскими и «древнехристианскими» наро­дами. Миры, географически смежные друг с другом, вхо­дят во взаимные столкновения. Со 2-й пол. XIX в. претен­зию на культурно-политическую гегемонию в Европе предъявила Германия, желая одновременно задавить и гре­ко-славянский мир. Поэтому, считал Л., мировой крова­вый конфликт неизбежен. Евразийские геополитические построения Л. дополняет идея деления России на 13 осо­бых антропо-политико-географических зон («Набросок плана будущего Русского этнографического музея», 1901), предвосхитившая теоретические разработки его ученика В. П. Семенова-Тян-Шанского, вместе с к-рым он участво­вал в многотомном издании «Россия. Политико-географи­ческое описание нашего отечества» (1899-1914). Геополи­тические идеи Л. оказали заметное влияние на формиро­вание ряда положений евразийства. Нек-рые идеи «поли­тико-географической» концепции Л. (идея «срединности», тезис о «молодых и старых культурах», положение о роли коммуникаций в цивилизационном процессе и др.) пе­рекликаются с высказанными позже идеями Ф. Ратцеля, И. Парча, Ф. Наумана, X. Макиндера, к-рых принято назы­вать классиками геополитики.