Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 169 из 447)

С о ч.: О распространении знаний в России. Спб., 1857; О славянах в Малой Азии, Африке и Испании. Спб., 1859; Наци­ональности итальянская и славянская в политическом и литера­турном отношениях. Спб., 1865; Об историческом изучении Греко-Славянского мира в Европе. Спб., 1865; Три мира Азий-ско-Европейского материка. Спб., 1892 (2-е изд. - Пг., 1916); Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое про­изведение и как исторический источник. Критические заметки. Пг., 1915.

Л и т.: Драганов П. Д. Библиография учено-литературных трудов В. И. Ламанского и материалов для его биографии // Но­вый сб. ст. по славяноведению, составленный и изданный уче­никами В. И. Ламанского при участии их учеников по случаю 50-летия его учено-литературной деятельности. Спб., 1905; Гуд­ков А. Д. Футурологический аспект творчества В. И. Ламанско­го // SCHOLA - 2001. М., 2001; Гудков А. Д., Ширинянц А.А. Политическая мысль России. Творческие портреты: Владимир Иванович Ламанский // Вестник Московского ун-та. Серия 12: Политические науки. М., 2001. № 1; Грот К. Я. В. И. Ламанский. Пг., 1915; Лаптева Л. П. В. И. Ламанский и славянская тема в русских журналах рубежа XIX-XX веков // Славянский воп­рос: вехи истории. М., 1997; Сапрыкина О. В. Славянская идея в трактовке В. И. Ламанского на страницах российских периоди­ческих изданий (60-80-е годы XIX века) // Россия и Европа: по­иск единства и апология самобытности. М., 1999. Вып. 4; Семе­нов- Тян-Шанский В. П. В. И. Ламанский как антропогеограф. Пг., 1915; Шахматов А. А. В. И. Ламанский. Пг., 1914.

А. А. Ширинянц

ЛАНГЕ Николай Николаевич (12(24).03.1858, Петербург -15.02.1921, Одесса) - психолог, философ, мыслитель ши­рокого гуманитарного профиля. В 1878-1882 гг. - студент историко-филологического ф-та Петербургского ун-та. Обучался философии у Владиславлева. Стажировался в Германии и Франции (с 1883). Работал в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге. В 1888 г. защитил ма­гистерскую диссертацию «История нравственных идей XIX века». В 1888-1921 гг. - приват-доцент, проф. (с 1893) кафедры философии Новороссийского ун-та (Одесса). В 1893 г. защитил докторскую диссертацию «Психологичес­кие исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания». Как проф. философии читал философские курсы: «Введение в философию», «История новой фило­софии», «История новейшей философии», «Логика». Ре­дактировал философский отдел в Энциклопедическом словаре «Гранат» и написал ст.: «Вера», «Воля», «Внима­ние», «Идеализм», «Гоббс», «Гегель», «Гераклит», «Душа», «Имманентная философия», «Кант», «О. Конт», «Лейбниц», «Психология», «Психология эксперименталь­ная». Сделал первый рус. пер. «Первой Аналитики» Ари­стотеля (1894), к-рый снабдил ценными комментариями. Л. - один из основателей экспериментальной психологии в России. В 1896 г. организовал психологическую лабора­торию при кафедре философии Новороссийского ун-та -одну из первых в России. Главной экспериментальной работой Л. является его исследование восприятия и вни­мания, к-рое привело его к моторной теории этих процес­сов. В этом обнаруживается влияние Сеченова. Указав на недостаточность самонаблюдения как метода исследова­ния психических явлений, отличающихся неустойчивостью, текучестью, он с помощью экспериментальных методов показал, что восприятие - это процесс последовательной смены стадий и разворачивается как переход от более абстрактного к более конкретному. Описанные стадии сопоставлял с процессом филогенетического развития психики. В моторной теории внимания указал на факт колебания внимания, дал глубокий обзор теорий волево­го внимания, начиная от Августина и кончая У. Джемсом и Дж. Болдуином. В труде «Психология» (опубл. в серии «Итоги науки в теории и практике», т. 8, 1914, имеется обширная библиография с коммент. Л.) дал очерк совр. психологии, критически рассмотрел ее важнейшие те­чения. Состояние психологии, сложившееся к нач. XX в, оценил как кризисное, уподобив психолога Приаму, си­дящему на развалинах Трои. Собственная концепция Л. является вариантом эмпирической психологии. Л. назы­вал свою психологию биологической или реалистичес­кой, примыкающей к естественным наукам. Критикуя взгляды Маха, Авенариуса, Наторпа, признавал первич­ность материального, существование физического мира до всякой психики и сознания, помимо и независимо от него. Развивал объективную т. зр. на психическую жизнь, к-рая подлежит реальному генетическому, т. е. эволюци­онному, объяснению, отрицал эпифеноменализм. Счи­тал, что объективный подход к изучению психики необхо­димо объединить с субъективными данными о ней в со­знании во всей совокупности составляющих ее пережи­ваний (ощущений, воспоминаний, чувств, желаний и знаний). Соединение этих двух точек зрения - субъектив­ной и объективной - называл необходимым постулатом психологии. Кроме связи психологии с естествознанием Л. подчеркивал важность социальных факторов и языка в развитии психики человека, указывал на необходимость связи психологии с науками общественными и истори­ческими. «У психологии, - писал Л., - обнаружились две стороны, два лика: один - обращенный к физиологии и естествознанию, другой - к наукам о духе, к истории, к социологии. Первая есть наука о причинностях психичес­кой жизни, вторая - о ценностях ее». В отличие от живот­ных, преемственность в жизни к-рых обусловлена физио­логической наследственностью органического типа, а индивидуальный опыт каждого существа не передается другим, у человека как существа исторического и обще­ственного появляется новая форма опыта - совокупный опыт, к-рый передается через обучение, подражание от поколения к поколению. Культура образует особую сре­ду, к-рая «слагает душу каждого из нас», вырабатывает новые формы психической жизни. «Через традицию в языке, быте, нравах, искусстве, науке, религии в нашу душу входит колоссальный прошлый опыт всего человечества, к которому каждая отдельная личность присоединяет нич­тожно малую частицу действительно своего. Душа чело­веческой личности в 99% есть продукт истории и обще­ственности». Эти идеи Л. созвучны совр. представлени­ям о человеке. Преемником Л. был С. Л. Рубинштейн.

Соч.: История нравственных идей XIX века: Критические очерки философских, социальных и религиозных теорий нрав­ственности. Спб, 1888; Beitrage zur Theorie der sinnlichen Aufmerksamkeit und der activen Apperception. // Philos. Studien. 1888. Bd. 4; Механизм внимания // Русская школа. 1891. № 1; Душа ребенка в первые годы жизни. Спб., 1891; Психоло­гические исследования. Закон перцепции. Теория волевого вни­мания. Одесса, 1893; Теория В. Вундта о начале мифа: Крити­ческие заметки. Одесса, 1912; Учебник логики. Одесса. 1918; Гельмгольц как психолог //Вопросы психологии. 1963. № 2: Принципы современной психологии // Там же. 1968. №1; Пси­хический мир. Избр. психологические труды. М.; Воронеж, 1996 (есть список трудов Л. и работ о нем).

Лит.: Радлов Э. Л. Николай Николаевич Ланге (Некролог) // Мысль. 1922. № 1. С. 154-155; Рубинштейн С. Л. Николай Николаевич Ланге (Некролог) // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 141-144; Теплое Б. М. Основные идеи в психологических тру­дах Н. Н. Ланге // Там же. 1958. № 6. С. 44-65.

А. Н. Ждан

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич (15(27).01.1863, с. Удачное Екатеринославской губ. -7.02.1919, Петроград) - историк, социолог. Окончил исто­рико-филологический ф-т Петербургского ун-та (1886). Защитив магистерскую диссертацию (1890), стал преподавателем ун-та. В 1902 г. он был избран экстраор­динарным академиком, а затем - действительным чле­ном Российской Академии наук, в 1916 г. был удостоен звания д-ра прав Кембриджского ун-та. Л.-Д. много сде­лал для организации архивного дела в стране, неоднок­ратно представлял рус. науку на международных истори­ческих конгрессах, занимался подготовкой и изданием сб. документов «Памятники русского законодательства», «Россия и Италия», «Письма и бумаги Петра Великого» и др. Сферой научных интересов Л.-Д. была историко-куль­турная проблематика. Главным аспектом изучения исто­рии культуры он считал развитие народного самосозна­ния, к-рое проявляется при сравнении своего националь­ного «я» с окружающей его средой. Причем осн. руслом развития национального самосознания, по его мнению, является заимствование идей от более развитой культу­ры. Он исследовал развитие рус. культуры в XVI-XIX вв., особенно XVIII в. Его осн. труд «История политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики» при его жизни не был опубликован. Введение к этому труду, представляющее самостоятель­ное исследование, вышло в свет только в 1990 г. под назва­нием «История русской общественной мысли и культу­ры XVII-XVIII вв.». Своеобразным итогом его исследо­вательской деятельности стало 2-томное соч. «Методоло­гия истории», опубликованное в 1910-1913 гг. и выдержавшее 4 издания. Л.-Д. принадлежал к государственно-юридической школе в историографии и в своем идейном развитии прошел путь от позитивизма к неокантианству. Он рассматривал человека как субъек­та исторического процесса, ориентирующегося на обще­ственно полезные цели и реализующего ценности куль­туры. Понятие «культура» воспринималось им как сово­купная духовная мощь человечества, нарастающая в ходе истории и составляющая ее смысл. История человечества выступает в конечном счете как «мировое целое», «исто­рический универсум», составной частью к-рого являют­ся отдельные исторические события, поэтому они не могут быть поняты и объяснены в отрыве от целого. Л.-Д. считал невозможным изучать историю к.-л. народа вне ее связи с историей др. народов, вне взаимного влияния культур. Ведущая тенденция исторического процесса определяется им как нарастание единения человечества. «По мере объединения своего сознания человечество все более становится «великой индивидуальностью», - утвер­ждал он. Исходя из такой философско-методологической посылки, он рассматривал рус. культуру как неотъемле­мую часть общеевропейской культуры и обращал вни­мание на влияния, испытываемые ею в процессе своего развития. Поэтому он изучал с особым вниманием дея­тельность российских учебных заведений как центров культуры, через к-рые зап. идеи проникали в рус. среду и распространялись в ней.