Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 170 из 447)

Соч.: Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. М., 1902; Методология исто­рии. М., 1910-1913. Вып. 1-2; История русской общественной мысли и культуры XV1I-XVI1I веков. М., 1990.

Лит.: Малинов А. В. Александр Лаппо-Данилевский: исто­рик и философ. Спб., 2001.

А. Т. Павлов

ЛАПШИН Иван Иванович (11(23). 10.1870, Москва -17.11.1952, Прага) - философ, ученик и последователь А-а И. Введенского. Учился на историко-филологическом ф-те Петербургского ун-та, по окончании к-рого был ко­мандирован за границу. С 1897 г. - приват-доцент, с 1913г.— экстраординарный проф. Петербургского ун-та, препо­давал логику в Александровском лицее. В 1922 г. выслан вместе с группой философов из России. Поселился в Че­хословакии, был проф. Русского юридического ф-та в Праге. Главным трудом Л. является кн. «Законы мышле­ния и формы познания» (Спб., 1906), за к-рую он получил степень доктора философии. В ней он занимает позицию кантовского критицизма, провозглашает полный отказ от метафизики, к-рая своими догматами стесняет свободу мысли. Метафизический дуализм «вещей в себе» и «познающего субъекта» он считает «фальшивым». «Мы отказываемся переносить законы мышления на вещи вне всякого отношения к нашему сознанию», - пишет Л. (За­коны мышления и формы познания. С. 135). Для Л. позна­ваемы лишь те предметы, к-рые обладают чувственным содержанием, оформлены временем, пространством и др. категориями, т. е. в опыте. Большую роль отводит Л. применению к познаваемым предметам закона противо­речия, к-рый находится в необходимой связи с формой времени и пространства. Объект может иметь противо­речивые свойства в разное время, но это невозможно в одно и то же время. Этот закон неприменим к «вещам в себе», и о них нельзя сказать, существуют они или нет. Отвергая все виды догматической метафизики, Л. тем не менее рассматривает их как «рабочие гипотезы», имею­щие в руках наиболее даровитых мыслителей известную эвристическую ценность, «определенный коэффициент полезного действия». Изучая проблему «чужого я», Л. пришел к выводу, что последнее есть гипотетическая кон­струкция, что «трансцендентная реальность чужого я недоказуема» и можно говорить лишь об имманентной реальности чужого я (благодаря представлению о «плю­рализме сознаний»). Несомненный интерес представля­ет работа Л. «Философия изобретения и изобретение в философии» (Пг.,1922, т. 1-2; 2-е изд. Прага, 1924), в к-рой он всесторонне разбирает внешние и внутренние усло­вия творчества. При этом он исходит из следующих идей, в к-рых выражается его общая философская система:

1) философия есть особая наука, не совпадающая по своему содержанию ни с одною из положительных наук;

2) прогресс философии теснейшим образом связан с эво­люцией специальных областей научного знания; 3) изу­чение научного, технического и философского творче­ства может оказывать полезное влияние на сам процесс изобретения. Л. отграничивает философское творчество от религиозного. Философия есть научная область духов­ной деятельности, сфера познавательного, а не эмоцио­нального мышления. В силу этого нельзя, по Л., говорить о философии и как об искусстве. По мере восхождения к более высоким и тонким потребностям человека, како­выми являются религия, искусство, наука и философия, формы изобретения углубляются, но механизм изобре­тательности в осн. чертах остается тем же. Исходным пун­ктом для философской изобретательности (творчества) является «великая философская страсть удивления» че­ловека перед фактом его бытия, перед загадками позна­ния и деятельности, перед вопросом о сущности мира и цели бытия. Л. выявляет «философскую потребность» в изобретении. Она состоит в том, чтобы дать разумные ответы на 3 вопроса, поставленные в древности Пирро-ном и повторенные в измененном виде И. Кантом: «Из чего состоят вещи?», «Какое отношение мы должны себе к ним усвоить?», «Какую выгоду получат те, которые выполнят это?» (по Канту: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?»). «Подтал­кивающим импульсом» к поискам новой концепции мыс­ли является для Л. страдание, недовольство «привычной стороной ранее принятого мировоззрения». Кроме «подталкивающего импульса», в процессе изобретения играет роль и «притягивающий мотив» - «тяга к интел­лектуальной гармонии, смутное прозрение в сферу но­вого миропонимания, более истинного». Изобретение, по Л., осуществляется за счет «комбинаторики фактов», «комбинаторики мыслей», «комбинаторики точек зре­ния» и «комбинаторики форм выражения» (т. е. экспери­ментов в области стиля, с тем чтобы выработать «ясную и отчетливую терминологию для передачи своих совер­шенно новых мыслей»). Все 4 типа комбинаторики (или «поля испытаний») действуют в творческом духе учено­го или философа под «непрестанным контролем мысли». Творчество для Л. есть сочетание «упорного труда и сво­бодной и непринужденной игры».

С о ч.: О трусости в мышлении (этюд по психологии метафи­зического мышления) // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 5 (55); Проблема «чужого я» в новейшей философии. Спб., 1910; О вселенском чувстве. Спб., 1911; Гносеологические ис­следования. Вып. 1: Логика отношений и силлогизм. Пг., 1917; Художественное творчество. Пг., 1922; Мистический рациона­лизм С. Л. Франка // Мысль. 1922. № 3; Философские взгляды Радищева. Пг., 1922; Эстетика Достоевского. Берлин, 1923; Умирание искусства // Воля России. Прага, 1924. № 16-17; О двух «планах» реальности - житейском и художественном // Там же. 1926. №10; Бессознательное в научном творчестве // Там же. 1929. №1-3; Опровержение солипсизма // Учен. зап. Науч. ин-та в Праге. 1924. Т. 1, вып. 1; Творческая догадка историка // Сб. Русского ин-та в Праге. 1929. Т. 1; Эстетика Пушкина// Там же. 1931. Т. 2; О значении моделей в научном творчестве / / Науч. труды Рус. народного университета в Праге. 1931. Т. 4; О схематизме творческого воображения в науке // Записки Рус­ского науч. ин-та в Белграде. 1931. Вып. 5; Феноменология. Прага, 1937; Философия изобретения и изобретение в филосо­фии. М., 1997.

Лит.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 1.С. 236-243.

В. В. Ванчугов

ЛЕВИЦКИЙ Сергей Александрович (15(28).03.1908, Либава - 24.09.1983, Вашингтон) - философ, писатель, пуб­лицист и литературовед. Род. в семье офицера российс­кого флота. После революции вместе с родителями ока­зался за пределами России в Прибалтике. Окончил Кар­лов ун-т в Праге, где учился под руководством Н. О. Лосского. В 1941 г. получил степень доктора философии за диссертацию «Свобода и познание». В годы 2-й миро­вой войны Л. вступил в ряды Национально-трудового со­юза (НТС) - организации российских солидаристов, к-рая в оккупированной немцами Европе работала в подполье. После войны в числе перемещенных лиц он оказался в Германии, где в 1947 г. в изд-ве «Посев» вышел его пер­вый большой труд «Основы органического мировоззре­ния». В 1950 г. переселился в США, где сначала работал преподавателем рус. языка, а затем редактором на радио­станции «Свобода». В 1958 г. в Германии изд-вом «Посев» была выпущена его книга «Трагедия свободы» (2-е фототипическое изд. 1984), предисловие к к-рой написал Лосский, оценивший Л. как «достойного преемника той линии философии, начало которой положил Соловьев». С 1965 по 1974 г. Л. преподавал рус. литературу и филосо­фию в ун-те Джорджтауна, а по выходе на пенсию много работал в области истории рус. философской и обществен­ной мысли до конца своей жизни. На Западе Л. считают одним из главных идеологов рус. «солидаризма» направ­ления социально-философской мысли, лежащего в осно­ве политической программы НТС, но не укладывающе­гося лишь в эти рамки. Начатки солидаристского мышле­ния можно найти не только у В. С. Соловьева, но и у А. С. Хомякова и Киреевского, народников, в мироощущении земских деятелей и «почвенников» кон. прошлого и нач. нынешнего века. Бесспорно, философия Соловьева не­мало дала Л. Но он принимает ее гл. обр. в рамках того развития, к-рое было придано ей С. Н. и Е. Н. Трубецкими и Франком. Взгляды этих мыслителей он своеобразно сочетает с персонализмом Лосского. Подчеркивая важ­ность проблемы солидарности, Л. писал: «Утверждение солидарности в качестве первичного фактора развития может вызвать возражения в форме указания на мощ­ную роль факторов борьбы. Борьба за существование является как будто основным феноменом как природно­го, так и социального мира. «Война есть отец и царь всех вещей», - говорит Гераклит. «Противоречие есть душа развития», - вторит ему Гегель. Взгляд этот подкрепляет­ся широкой популярностью культивирующих его учений -дарвинизма в биологии и марксизма в социологии, и нужно без обиняков признать, что в нем есть значитель­ная доля истины. Ограничению подлежит лишь абсолю­тизация фактов противоречия и борьбы, которая столь характерна для марксизма. Ибо не они, сами по себе взя­тые, являются основными силами развития» (Редлих Р. (сост.). С. А. Левицкий - философ-солидарист. С. 16). По его мнению, «борьба возможна на основе солидарности, но не наоборот», ибо «предполагает включенность обеих борющихся сторон в некое объединяющее их единство». Если, напр., классовая борьба приобретает «антагонис­тический» характер, об-ву грозит опасность превратить­ся из «органического целого» в «механический агрегат», что означает его самоуничтожение, или сведение высших социальных законов к низшим, биологическим, вытесне­ние первых последними. Социальное бытие, считает Л., есть особая область бытия. Подобно душевной жизни, оно невыводимо из бытия биоорганического, хотя и по­коится на нем. Но социальное бытие нельзя сводить к бытию психическому, хотя в нем есть своя психическая сторона, ибо здесь мы имеем дело со взаимодействием не только личностей, но и общественных групп. Соци­альные взаимодействия носят чрезвычайно сложный ха­рактер. В социальной жизни действуют многочисленные и многообразные факторы, начиная от факторов чисто ; механических, биологических, психологических, собствен­но социальных и кончая духовными. Отсюда научная со­циология может основываться лишь на плюрализме фак­торов, но при этом должна руководствоваться стремле­нием понять социальную жизнь прежде всего из нее са­мой, т. е. из факторов собственно социальных (из социальных актов и их проводников). Рассматривая взаи­моотношения об-ва и личности, Л. пишет: «Личность орга­нически включена в общество, как в органическое целое объемлющего порядка, подчиняя часть своего бытия слу­жению обществу. Вне этой включенности в общество само бытие личности не полно. Отношение между личностью и обществом в принципе есть отношение взаимодопол­нения, а не изначального антагонизма, сглаживаемого лишь в порядке компромисса. Если, с одной стороны, личность есть часть общества, то в более глубоком смыс­ле общество есть часть личности» (Там же. С. 32). Нельзя не обратить внимание при этом на своеобразное пони­мание свободы и той социально-философской призмы, через к-рую он рассматривает все остальные проблемы. В кн. «Трагедия свободы» он усматривает в ней «шанс и риск творческого пути человечества» и подробно ис­следует осн. ее «составляющие»: свободу действия, сво­боду выбора, свободу хотения. Свобода, по Л., неотъем­лемый атрибут как человеческой личности, определяю­щий внутреннюю природу ее «я», ее сущность, так и бы­тия вообще. Но если понимать свободу лишь в негативном смысле, как абсолютное отсутствие детерми­низма, то необходимо признать, пишет Л., что никакое частное бытие не может быть свободным уже в силу сво­ей обусловленности как предшествующим ходом собы­тий, так и мировым целым. При таком понимании свобо­ды «перед нами, следовательно, стоит дилемма: свобода присуща или Господу Богу, актом чистого произвола со­здавшему мир, или же свобода присуща небытию» (Тра­гедия свободы. Франкфурт-на-Майне, 1958. С. 123). Ос­тается, по словам Л., «только один путь»: найти то, что обще бытию и небытию. Этим общим может быть лишь возможность. Вслед за Соловьевым он очерчивает сферу свободы категорией сущего, а не категорией бытия. «Сво­бода, - пишет Л., - лежит в сущем, а не в бытии. Бытие свободно лишь поскольку оно «может быть иным», то есть свобода предшествует бытию» (Там же. С. 125). Боль­шое место в наследии Л. занимает анализ творчества и отдельных произв. рус. писателей. Одна из самых обшир­ных глав в «Очерках истории русской философской и об­щественной мысли» (Франкфурт-на-Майне, 1968) посвя­щена Достоевскому, в к-ром Л. усматривает «залог оп­равдания и возрождения русской культуры» (с. 129). Глав­ная проблема Достоевского есть и главная проблема рус. философии: проблема добра и зла. Достоевского и Соловьева, по его мнению, объединяла прежде всего приверженность христианскому миропониманию в пе­риод, когда большинство рус. интеллигенции пережива­ло увлечение материализмом и атеизмом. Из писателей XX в. внимание Л. привлекали А. Белый и Б. Л. Пастер­нак. Рассматривая первого как «наиболее спорную и сумбурную фигуру русской литературы XX в., он вме­сте с тем отмечал: «...его творчество и его жизненный путь долго будут еще являться предметом изучения для историков, литераторов, философов. А. Белый - неза­бываем. Если его трудно любить, то нельзя не ценить и не помнить его» (Грани. 1965. №59. С. 167). Что касается Пастернака, то Л. считал его творчество подтверждени­ем правильности того направления, в к-ром развивалась рус. философия и вообще вся рус. мысль с кон. XIX в.