Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 173 из 447)

возмездия» (С. 65). И понимание этой изначальной ви­новности человека объясняет глубокий смысл мысли До­стоевского о важности страдания. Человек несет в себе тяжесть неискупленной вины, и «когда мы испытываем какое-нибудь страдание, искупляется часть нашей винов­ности, нечто преступное выходит из нас, и мы ощущаем свет и радость, становимся более высокими и чистыми. Всякую горесть должен человек благословлять, потому что в ней посещает его Бог» (Там же). Вместе с объясне­нием известной идеи Достоевского это рассуждение не­сет в себе зародыш и будущих идей самого Розанова, о том, что душа входит в человека через зачатие. В последу­ющих работах он через это положение будет доказывать безгреховность, к-рая присутствует в момент сочетания полов. «Легенда о Великом инквизиторе» стала тем тру­дом, к-рый принес Розанову известность. На нее отклик­нулись многие, в т. ч. ценимые Розановым и важную роль сыгравшие в его жизни К. Н. Леонтьев, Страхов, Ю. Го-воруха-Отрок, И. Ф. Романов (Рцы), Шперк. Но вместе с тем здесь, в этой работе, в зачаточном виде содержатся мн. идеи, к-рые в будущем найдут свое развитие в других книгах и статьях мыслителя.

С о ч.: Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. М., 1996.

Л и т.: В. В. Розанов: pro et contra. Спб., 1995. Кн. 1.С.263-281.

С. Р. Федякин

ЛЕКТОРСКИЙ Владислав Александрович (23.08.1932, Москва) - специалист по теории познания и философии науки, д-р филосфских наук, проф. Академик РАН (с 2005). Окончил философский ф-т МГУ (1955). С 1959 г. - в Ин-те философии АН СССР (РАН): с 1969 г. - зав. сектором тео­рии познания, с 1998 г. - зав. отделом эпистемологии и логики. Член Совета директоров Международной феде­рации философских обществ; член Международного ин-та философии (Париж). Главный редактор журн. «Вопро­сы философии» (с 1988). В трудах Л. разрабатывается кон­цепция деятельностного и культурно-исторического ана­лиза познания; критически трактуется натуралистическая интерпретация познания, обосновываются понятие «предмета-посредника» и идея специфически социаль­но-культурной опосредствованности познавательной де­ятельности. Л. развивает идею о взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта в разнооб­разных формах, начиная от «неявного знания» себя и кон­чая развернутыми формами рефлексии над собой и про­дуктами собственной деятельности; исследовал взаимо­связь обоснования и развития знания в процессе рефлек­сии над научными теориями. В его работах дан анализ той интерпретации рефлексии, к-рая сложилась в запад­ноевропейской философии и к-рая во многом определя­ла специфику этой формы философствования в целом, показана ограниченность такого понимания и обоснова­на идея взаимосвязи рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности - рефлексии над знанием, сформулировано положение о включении эпи­стемологического образа науки в реальный познаватель­ный процесс, проанализированы разные способы этого включения. В своих «метаэпистемологических» исследо­ваниях Л. подверг анализу разные подходы к разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм, норма­тивизм, дескриптивизм, натурализм, социологизм) и раз­вил социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ истории науки, культуры и пси­хологии. Важную роль в концепции Л. играет идея су­ществования двух типов субъектов: индивидуального и раз­ных форм коллективного, отношения между к-рыми могут меняться. Л. известен также как специалист по философ­ским вопросам психологии. Он критически рассмотрел нек-рые догматические стереотипы в области теории познания (понятия отражения, ощущения, восприятия, чувственного познания, сознания и самосознания, раз­деление субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и др.). Он делает попытку пересмотреть ряд традиционных проблем и принципов классической эпи­стемологии (проблема «Я», «внутреннее» и «внешнее», субъективное переживание, сознание и деятельность, со­знание и бессознательное и др.) в неклассическом клю­че, используя коммуникационный подход. Вместе с тем он выявляет связь совр. проблем эпистемологии с ря­дом актуальных проблем социальной философии, фи­лософии культуры: гуманизмом, толерантностью, плю­рализмом, критицизмом, судьбами рациональности в совр. культуре, верой и знанием, типами реальности и видами знания и др.