Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 178 из 447)

Соч.: Этюды и очерки. Спб., 1886; Эмпириокритицизм как единственная научная точка зрения. Спб., 1909; Собр. соч.: В 3 т. М., 1915-1917.

Л и т.: Кареев Н. Памяти В. В. Лесевича // Современность. 1906. № 1; Ганейзер Е. В. В. Лесевич в письмах и воспоминани­ях//Голос минувшего, 1914, Ns %; ШкуриновП. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.

В. Н. Жуков

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis - свободный) - ценнос­тная и социокультурная основа Л. - индивидуализм, про­явившийся в экономике (право частной собственности), политике (право личного участия в осуществлении го­сударственной власти посредством прямой и представи­тельной демократии), религии (свобода совести), идеоло­гии (плюрализм мнений), праве (равенство и правовая защищенность граждан). В России Л. имел существен­ные особенности, ограничивающие его влияние в об-ве. В период, когда на Западе зарождался и утверждался Л., все сословия в России (включая дворянство) находились в полной зависимости от абсолютистского государства. Аристократия не отличалась свободомыслием. Право­славная церковь была прочной опорой рус. консерватиз­ма. Даже окрепшая в кон. XIX - нач. XX в. национальная буржуазия, будучи тесно связанной с монархией, не про­являла самостоятельной политической инициативы. От­сюда - важнейшая черта либеральной идеологии в Рос­сии - ее отстаивали представители небуржуазных слоев об-ва: образованные дворяне, государственные чиновни­ки, университетская профессура, журналисты, литерато­ры, разночинная интеллигенция. В кон. XIX в. либераль­ные идеи развивали народники, отказавшиеся от револю­ционных методов борьбы. Своеобразные либеральные идеи обосновывали В. С. Соловьев и его последователи. Зап. либеральные идеи воспринимались сквозь призму сознания зачастую субъективно далеких от интересов буржуазии социальных групп, приобретая искаженные формы. Для рус. Л. характерны эклектизм и синкретизм. Организационная и идейная слабость, неустойчивость и маргинальность, склонность к компромиссам подталки­вали либеральное движение к союзу с монархией. Зачатки либеральных идей в России можно встретить еще во 2-й пол. XVIII в. у Екатерины //, просветителей (Десницкий. Козельский, Новиков), в 1-й пол. XIX в. - у Александра I, в более последовательной форме - у чиновников-рефор­маторов Н. С. Мордвинова и Сперанского, декабристов, славянофилов. Но Л. как теория и как общественное дви­жение зарождается в 40-50-е гг. XIX в. в среде западни­ков и проходит в своем развитии 3 этапа: 1) дворянский (сер. 50-х - сер. 70-х гг.), 2) земский (сер. 70-х гг. - 1905 г.), 3) буржуазный (I905-I9I7 гг.). Такое деление, конечно, весьма условно, поскольку мн. либералы эволюциони­ровали в своих взглядах и были активными участниками либерального движения на разных его стадиях. Этап дво­рянского Л. начинается примерно после смерти Николая I (1855). Окончание эпохи николаевского деспотизма выз­вало в рус. об-ве ожидание реформ. Обсуждавшиеся в кружках западников идеи либерализации страны посте­пенно становятся достоянием широких дворянских сло­ев, а само дворянское сословие стремится играть само­стоятельную политическую роль. На данном этапе дво­рянство было осн. носителем либеральной идеологии. Главными формами деятельности либерального дворян­ства были официальные послания («адреса») царю от гу­бернских дворянских собраний с просьбами о проведе­нии преобразований и выступления в печати. К видным идеологам дворянского Л. следует в первую очередь от­нести Грановского, Боткина, Анненкова, Кавелина, ран­него Чичерина. Мн. представители этого течения пози­тивно оценивали развитие капитализации в Европе, виде­ли в буржуазии новый прогрессивный класс, связывали с ним защиту прав личности и собственности, установле­ние правового порядка. Либералы желали скорейшей ев­ропеизации России, ликвидации крепостного права, раз­вития промышленности и торговли, ограничения сослов­ных привилегий дворянства, выступали за введение пред­ставительных органов власти (без ограничения самодержавия), установление законодательных начал в де­ятельности государства, равный для всех суд и ответствен­ность должностных лиц. Вместе с тем дворянскому Л. было свойственно отсутствие четких требований свободы про­мышленности и торговли. Вместо этого предлагался прин­цип отеческой опеки над национальной промышленнос­тью. Дворянский Л. еще ясно не формулировал идею «все-сословности» (уравнение сословий в правах). Боясь ре­волюции, он выступал за постепенное приобщение народа к демократическим процедурам, ограничение участия масс в управлении общественными делами. Ли­беральное дворянство отличалось готовностью идти на уступки абсолютизму. Следующий этап развития Л. в Рос­сии связан с деятельностью земств - органов местного самоуправления. Дворянство продолжало оставаться осн. силой либерального движения, но, в отличие от дворянс­кого этапа, земский Л. включал в себя значительное чис­ло представителей разночинной интеллигенции. Внутри его не было идейного единства. В нем условно можно вычленить 3 направления: 1) умеренно-либеральное, груп­пировавшееся вокруг журн. «Вестник Европы» во главе с К. К. Арсеньевым, 2) консервативно-славянофильское (Д. Н. Шипов; осн. положение - сохранение монархии), 3) конституционалистское (В. А. Гольцев, С. А. Муромцев), наиболее последовательное в своем требовании консти­туции. В земском движении преобладали умеренно-ли­беральные и консервативные умонастроения, мн. земства были политически индифферентны. Земские либералы говорили о необходимости единения царя с народом на основе развитого местного самоуправления, выступали за представительство земств в Государственном совете, боролись за расширение прав земских органов, усматри­вая в них ростки будущего российского парламентариз­ма. Новый этап в развитии Л. связан с созданием после Манифеста 17 октября 1905 г. 2 крупных либеральных партий: конституционных демократов (П. Д. Долгоруков, Муромцев, Д. И. Шаховской, Милюков) и октябристов (Н. И. Гучков, М. В. Родзянко, Шипов). По своим програм­мам данные политические объединения были во многом типично буржуазными, но лишь с течением времени у них установилась непосредственная связь с «третьим со­словием» России. Рус. Л. нач. XX в. (если сравнивать его с предшествующими этапами) был более последователь­ным, объективно отражавшим интересы буржуазии и отстаивавшим капиталистический путь развития страны. И кадеты, и октябристы провозглашали полный набор прав и свобод человека в духе зап. Л., четко заявляя о необходимости установления конституционной монар­хии. Правда, кадеты вне своей официальной программы ставили вопрос о возможности ликвидации монархии и созыва Учредительного собрания, к-рое должно было бы определить будущую судьбу российской государствен­ности. Октябристы в своих требованиях не шли дальше положений царского Манифеста. Вместе с тем либераль­ная идеология периода т. наз. думской монархии - это не классический Л. эпохи свободной конкуренции, а Л., сло­жившийся в условиях господства монополий, острой клас­совой борьбы между буржуазией и рабочим классом, империалистической борьбы за передел мира. Буржуаз­ный Л. в России включал в себя элемент этатизма; рус. либералы заявляли о необходимости поддержки со сто­роны государства национальной промышленности и сель­ского хозяйства, о борьбе с монополиями. Он отличался заметным демократизмом. Идея всесословности (равен­ства граждан перед законом) приняла ясный и отчетли­вый вид. Кадеты выступали в защиту прав национальных меньшинств, за снятие ограничений в правах поляков и евреев, за отмену паспортной системы. Либералы требо­вали всеобщего, прямого и равного избирательного пра­ва при тайном голосовании, отстаивали идею правового государства. Но при этом они обосновывали положе­ния о «непросвещенности» рус. народа, его неподготов­ленности к реальному участию в управлении об-вом, опасались социальных последствий революции. Буржу­азный Л. вместе с тем отличался нек-рой социальной ори­ентированностью (наделение крестьян землей, право ра­бочих на объединения и стачки, социальное страхование и 8-часовой рабочий день и т. д.). Либералы выступали за признание права всех членов об-ва на «достойное чело­веческое существование», имея в виду материальную за­щищенность личности, «равенство исходных шансов» (минимальный гарантированный набор материальных благ). Русско-японская и Первая мировая войны придали буржуазному Л. национальную окраску. Возникший на почве войны патриотический подъем повернул мн. ли­бералов к национальным ценностям. Рус. либералы нач. XX в. пытались соединить либеральные идеи с нацио­нальными политико-правовыми традициями. Правые бур­жуазные либералы (их идеологом был П. Б. Струве) при­зывали помещиков и крестьян, капиталистов и рабочих, власть и интеллигенцию пойти на взаимный компромисс и сплотиться во имя национального единства и сохране­ния исторической государственности (т. е. монархии). Они утверждали, что правовая государственность России может быть создана только в рамках национальной идеи, на основе национальных ценностей.

С 0 ч.: Боткин В. П. Письма об Испании. Л., 1976; Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989; Бердяев Н. А. Филосо­фия неравенства. М., 1990; Булгаков С. Н. Христианский соци­ализм: Споры о судьбах России. Новосибирск, 1991; Выше­славцев Б. П. Соч. М., 1995; Новгородцев П. И. Соч. М, 1995; Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социа­лизм. М, 1997; Гессен С. И. Избр. соч. М., 1998; Кистяковс-кий Б. А. Философия и социология права. Спб., 1998; Чичерин Б. Н. Философия права. Спб., 1998.