Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 261 из 447)

Соч.: Труд человека и его отношение к распределению энергии. М., 1991.

Лит.: Чесноков В. С. Сергей Александрович Подолинский. М., 2001.

А.Г. Гачева

ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus - положительный) - одно из наиболее распространенных в России XIX-XX вв. на­правлений европейской философии. П. стал известен рус. мысли уже в 30-40-х гг. XIX в. в связи с опубликованием 6-томного «Курса позитивной философии» О. Конта (1830-1842). Почву для восприятия «Курса», тяготевшего к универсализму, широкому охвату мн. проблем, от фи­зики и математики до социологии и философии истории, подготовило более раннее увлечение рус. интеллигенции гегелевским энциклопедизмом. Одна из первых оценок П. принадлежит Белинскому, в 30-е гг. прошедшему через увлечение гегельянством. В письме к Боткину от 17.02.1847 г. он дал следующий отзыв о О. Конте: «Этот человек - замечательное явление, как реакция теологи­ческому вмешательству в науку, и реакция энергическая, беспокойная и тревожная» (Поли. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 329). Определенный интерес к П. проявляли петра­шевцы, изучавшие соч. Конта: «Наследники сильно воз­бужденной умственной деятельности сороковых годов, они прямо из немецкой философии шли в фалангу Фу­рье, в последователи Конта» (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 10. С. 344). Петрашевец Майков был одним из первых слушателей домашних лекций Конта. Ряд суждений о П., его философии и социологии Майков высказал в работе «Общественные науки в России» (1845). Здесь он впер­вые в рус. литературе упомянул имя Конта и призвал к созданию «единой общественной науки», способной воз­выситься над фр. «безверием XVIII века» и «спекулятив­ным воображением» немцев. По его мнению, новая кон­цепция знания должна синтезировать в одно целое про­мышленность, науку, искусство и религию как «формы общественной деятельности». Во 2-й пол. XIX в. влия­ние П. достигает своего апогея, широкую известность приобретают труды Дж. Льюиса, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, Э. Литтре, И. Тэна, Г. Т. Бокля и др. По определе­нию В. С. Соловьева, влияние П. приобрело характер «идолопоклонства». Антипозитивистская магистерская диссертация Соловьева «Кризис западной философии» была защищена в 1874 г. в Петербургском ун-те - цитаде­ли российского П. В специальном приложении к ней, по­священном Конту, содержалось опровержение претензии П. «быть всеобщим мировоззрением», тогда как он «сво­дится к известной системе частных эмпирических наук безо всякого универсального значения». Защита стала важным академическим и общественным событием. Нео­фициальными оппонентами выступали известные сто­ронники П. - Де-Роберти и Лесевич. Специальную бро­шюру, направленную против диссертации, выпустил Ка­велин (Априорная философия, или Положительная наука? (По поводу диссертации г. В. Соловьева). Спб., 1875). Одоб­рительные отзывы последовали от Страхова, Толстого, А. С. Суворина. Впоследствии Соловьев пересмотрел и дополнил свои ранние суждения о П. В докладе «Идея человечества у Августа Конта», прочитанном 7.03.1898 г. по случаю 100-летней годовщины фр. философа, он дал высокую оценку его «положительной религии». Интерес к П. проявляли и в светских, и в религиозно ориентиро­ванных философских кругах. Наряду с Чернышевским, Серно-Соловьевичем, Антоновичем, Шелгуновым, Лав­ровым, Ткачевым идеи П. использовались Данилевским, Гротом, Троицким и др. Критически отзывались о П. Юркевич, Гогоцкий, Новицкий, Кудрявцев-Платонов, Никанор (Бровкович). Представители духовно-академи­ческой философии, как правило, не видели принципиаль­ных различий между П. и философским материализмом. Сторонники последнего, в свою очередь, критиковали П. за чрезмерный эмпиризм и социальный реформизм (Гер­цен, Огарев, Чернышевский, Писарев, М. А. Бакунин). Другие считали, что после освобождения П. от опреде­ленного налета теологизма и спекулятивности он сам по себе может выступать как разновидность реалистическо­го миропонимания (Танеев, Филиппов, И. И. Мечников). Т. наз. «второй П.» связан в России с теоретической дея­тельностью Лесевича, Грота, Оболенского, Де-Роберти (ср. с деятельностью Ш. Ренувье, А. Пуанкаре во Фран­ции; В. Ф. Оствальда и Й. Петцольда в Германии; Р. Авена­риуса в Швейцарии, Э. Маха в Австрии). Эта фаза в раз­витии П. характеризуется тенденцией к синтезу различ­ных направлений его: физического, физиологического, химического, правового, исторического и др. В оппози­цию «второму П.» становились такие рус. ученые, как А. Г. Столетов, Умов, к-рые наряду с М. А. Корню и Л. Больцманом отвергли отрицание Оствальдом и его рус. пос­ледователями (Н. Шишкин, А. Бачинский, А. Щукарев и др.) объективной реальности микромира. К концу XIX в. П. стал одним из ведущих направлений университетской и академической философии. На рус. язык был переве­ден главный труд Конта под названием «Курс положитель­ной философии» (Т. 1-2. 1899-1900), изданы работы мн. представителей П. на Западе, а также его рус. последова­телей - Ковалевского, Петражицкого, Сорокина, Кареева и др. Идеи П. развивал Лесевич в своих многочислен­ных соч.: «Очерк развития идеи прогресса» (1868), «По­зитивизм после Конта» (1869), «Новейшая литература по­зитивизма» (1870) и др. Понимая П. как «верхний этаж философского мироразумения», Лесевич отождествлял науку и философию, используя термин «научная фило­софия». Как отметил Зеньковский, «по существу, фило­софия у него растворяется в научном мировоззрении». Предметом этой философии, считал Лесевич, становится «действительность в теснейшем смысле этого слова, т. е. та часть Вселенной или Космоса, которая в какой-либо мере может во времени и пространстве подлежать наше­му наблюдению и опыту» (Собр. соч. М., 1915. Т. 1.С. 56). Испытав значительное влияние со стороны Лаврова и Михайловского, Лесевич разрабатывал проблематику субъективного метода в социологии. Идейно он был так­же близок к Вырубову, издававшему в Париже с 1867 г. совместно с Литтре журн. «Позитивная философия». «Ре­алистическое» истолкование Лесевичем П. с кон. 70-х гг. сменяется постепенно «субъективистским»: «Опыт кри­тического исследования основоначал позитивной фило­софии» (1877), «Этюды и очерки» (1886), «Что такое науч­ная философия» (1891). Уже после смерти Лесевича выш­ла его кн. «Эмпириокритицизм как единственно-научная точка зрения» (1909). В работе Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» он был назван «первым и крупней­шим русским эмпириокритиком». Позитивистско-народнические установки разделял также Оболенский, перу к-рого принадлежат работы «Личность и прогресс» (1880), «Свобода воли» (1883), «Изложение и критика идей нео­марксизма» (1899) и др. Их автор эволюционировал от увлечения «первым позитивизмом» до собственной фи­лософской системы, возникшей на основе критики взгля­дов Конта под влиянием Спенсера, Петцольда, Маха и Авенариуса. В ст. «Основные ошибки современного материализма и позитивизма» (Русское богатство. 1890. № 1-3) Оболенский высказал концепцию т. наз. «панфилософии» («всефилософии») - синтеза критической, на­учной и умозрительной философии, основанной на со­единении «чистого опыта» и достоверно познаваемых «пе­ремен» в природе и общественной жизни. Наряду с Лесе­вичем и Оболенским идею «чистого опыта», идущую от Авенариуса, разрабатывал также физик Шишкин, истолковывавший физику и механику в духе витализма и «физиологического идеализма». Одной из наиболее вли­ятельных и распространенных в России форм социологи­ческого П. стала психологическая школа (Петражицкий, Кареев, Хвостов, Сорокин и др.). Хвостов указывал, напр., что в «историческом процессе главную роль играет психи­ческая сторона, как в отдельных личностях, так и во взаи­модействии их» (Теория исторического процесса. 1910. С. 26). Сорокин утверждал, что социологическая теория неизбежно опирается на «психологическую точку зре­ния» (Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова // П. Л. Лавров. Пг., 1922. С. 287). К психологической школе примыкали также психиатры и криминалисты (Д. А. Дриль, А. П. Лихачев, Е. Н. Тарнавский, В.Ф. Чиж, А. А. Токар-ский, Н. Н. Баженов и др.). Ее становлению способство­вали идеи «психологии народов» (М. Лацарус, В. Вундт, Г. Штейнталь), основанные, в свою очередь, на положе­ниях В. Гумбольдта и И. Ф. Гербарта, а также взглядах И. Тэ-на, Т. Рибо, Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ч. Ломброзо и др. В разви­тии психологической школы в рус. П. большую роль сыг­рали труды П. Ф. Лилиенфельда, Михайловского, Кабли-ца, Ковалевского, Грота - руководителя Московского пси­хологического общества и редактора журн. «Вопросы философии и психологии». Последний высказал мысль о необходимости перестройки всей социальной науки на психологическом основании. Философия, по Гроту, дол­жна «стремиться примирить мысль и чувство, науку и религию» (О направлении и задачах моей философии. М.. 1886. С. 14-15). Ковалевский, разрабатывавший историко-сравнительный метод и «генетическую теорию» в соци­альных науках, опирался в основном на первых позитиви­стов, что не мешало ему искать контакты с марксизмом и дарвинизмом. Широкую известность в России и за рубе­жом получили его исследования по истории семьи и бра­ка, культуре первобытного об-ва, социальной статистике и др. С психологической школой Ковалевского сближало подчеркивание огромного значения психического фак­тора, творческого потенциала личности в создании го­сударства, права, религии, искусства (см.: Социология. Спб., 1910. Т. 2. С. 215). О широте распространения идей П. в России свидетельствует также их применение к об­ласти «философии техники», своеобразной отрасли зна­ния, разработанной Энгельмейером. В советское время П. стал едва ли не единственной разновидностью немар­ксистской философии, более или менее свободно рас­пространявшейся в книгах, журналах, переводах с инос­транных языков. Этому способствовала поначалу увле­ченность П. ряда известных теоретиков большевизма (Луначарский, Богданов и др.). Философские дискус­сии в 20-нач. 30-х гг. также в значительной степени про­ходили под воздействием духа П. (см. «Диалектики» и «механисты»).