Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 265 из 447)

С о ч.: Суждение. М., 1957; История логики нового време­ни. М, 1960; Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения (в соавт). М., 1974; Развитие логических идей в эпоху Возрождения (в соавт). М., 1983; «Когда я вскоре буду умирать...»: Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928-1940) / Сост. В. В. Гудкова. М., 2003.

Л и т.: Булгаков М. А. Дневники. Письма. 1914-1940. М., 1997; Гудкова В. В. Павел Сергеевич Попов: Личность и судьба // Искусствознание. М., 1998. №1. С. 330-340; Чубарое И. М. История подготовки Словаря художественной терминологии ГАХН (1923-1929 гг.) // Словарь художественных терминов ГАХН. 1923-1929 гг. М., 2005.

А. И. Семёнова

ПОПОВСКИЙ Николай Никитич (ок. 1730, Москва -13(24).02.1760, Москва) - философ, переводчик. Род. в се­мье священника, обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии, откуда в числе десяти лучших уче­ников в 1748 г. был отобран В. К. Тредиаковским для даль­нейшего обучения в Петербургском академическом ун­те. Особенные успехи проявил в изучении философских наук, в 1753 г. получил звание магистра и после открытия Московского ун-та был назначен ректором университет­ской гимназии. В день торжественного открытия Москов­ского ун-та 26 апреля 1755 г. П. прочел на лат. языке речь «О содержании, важности и круге философии», к-рой он начал свой курс лекций по философии. В этом же году она на рус. языке была издана Ломоносовым в «Ежеме­сячных сочинениях». Осн. тезисом речи было утвержде­ние, что «нет такой мысли, кою бы по-русски изъяснить было бы невозможно». В 1756 г. П. был избран проф. элок­венции (красноречия), после чего обратился к одному из основателей Московского ун-та - графу И. И. Шувалову с дидактическим соч. «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества». Особую известность П. приоб­рел как переводчик с древн. и европейских языков: «Пись­мо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам» (1753), «Мысли о воспитании» Дж. Локка (в 2 ч., 1759-1760), «Опыт о человеке» А. Попа (1757). Ряд речей П. не были опубликованы и не сохранились: «Речь о несправедли­вом презрении нравоучительной философии, особливо у древних философов, прежде Сократа бывших» (1753), «Речь о преизяществе красноречия» (1756), «Речь о пре­имуществе монархии пред аристократией и демократи­ей» (1758). В своих лекциях и соч. П. постоянно подчерки­вал всеобщий характер философии уже в силу одного того, что от нее зависят все формы познания, она «мать всех наук и художеств». Особенно озабочен он был определением предмета философии. Таковым, по его мнению, были главные законы всей Вселенной, благода­ря к-рым самые сокровенные от простого понятия вещи в ясном виде показываются, самые отдаленные от очей наших действия натуры во всей своей подробности ус­матриваются и все, «что ни есть на земле и под землею», рассматривается как части чудного и великолепного хра­ма, включающего Вселенную, земную природу и чело­века. Важной проблемой для П. была забота о формиро­вании философской терминологии в России, в к-рой вви­ду огромных земельных пространств нашему любопыт­ству могут открыться «многообразные натуры действия». Если римляне могли заимствовать философскую терми­нологию у греков, то русские, считал он, вполне могут де­лать подобные заимствования и у греков, и у римлян, и у др. философски развитых народов. Важной характеристи­кой философствования П. была попытка «сращения» философских понятий, усвоенных им в Славяно-греко-латинской академии, с комплексом естественно-научных представлений западноевропейской науки.

С о ч.: Речь, говоренная в начатии философских лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Попов­ским; К портрету М. В. Ломоносова // Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. М., 1952. Т. 1; О пользе наук и о воспитании во оных юношества; О воспитании детей // Антология педагогической мысли в России XVIII в. М., 1985.

Лит.: Шевырев С. П. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского ун-та. М., 1855. Ч. 2.

А. И. Абрамов

ПОПУГАЕВ Василий Васильевич (1778/1779, Петербург -ок. 1816, Тверь) - просветитель, публицист и обществен­ный деятель. Сын художника, учился в гимназии Акаде­мии наук. Энциклопедические познания П. (он знал 5 язы­ков, был знаком с основами естественных наук того вре­мени, философии, лингвистики и юриспруденции) оп­ределили привлечение его к работе сначала в цензурном ведомстве, а с 1802 г. в Комиссии по составлению новых законов. В 1801 г. П. познакомился с Радищевым и про­никся его идеями о высоком назначении человека и о необходимости освобождения крестьян. Изучал работы фр. просветителей и переводил их на рус. язык, писал художественные произв. в духе сентиментализма. В 1801 г. по его инициативе было учреждено Об-во любителей изящного, ставшее позже Вольным об-вом любителей словесности, наук и художеств. В своих публицистичес­ких произв. выступал против абсолютизма и порабоще­ния человека человеком, опираясь на идеи переводимых им зап. просветителей. Социальным идеалом П. была древн. Спарта, а его вольнодумные гражданские взгля­ды выражались в речах «О политическом просвещении», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение». В посвященной Александру I рукописи «О благополучии народных дел» П. выдвинул закон соотношения добра и зла: «Когда род человеческий приближается к точке совершенства, ко­личество добра увеличивается, зла - уменьшается; от­даляется - обратно». В связи с этим необходимы и меха­низмы, обеспечивающие приоритет добра; они проявля­ются в форме закона и конституции: «Конституция оду­шевляет закон; закон поддерживает конституцию». Следуя Радищеву и Пнину, П. утверждал,формальное равенство всех перед законом, высокое гражданское на­значение человека. П. придавал большое значение воспитанию, причем общественное воспитание предпо­читал домашнему, на первое место ставил изучение за­конов и истории, к-рую следует преподавать «в фило­софском духе и с нравственной целью», ибо «всякому гражданину необходимо знать отношения и обязаннос­ти, связывающие его с обществом». В работах П. свое­образно интерпретируются идеи общественного дого­вора и положения о естественных правах, неявно осу­ждается крепостничество, прославляется просвещение народов. Отход в 1811 г. от активной деятельности в Об-ве любителей словесности, наук и художеств, связан­ный с неприятием монархически настроенными чле- I нами радикальных идей последнего его трактата «О бла­годенствии народных обществ» (написан в 1805, ано- | нимно опубликован в 1807), означал и прекращение творчества П.

С о ч.: Русские просветители. Собр. произв.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 271-356.

Лит.: Орлов В. П. Русские просветители 1790-1800-х годов. 2-е изд. М., 1953.

И. Е. Задорожнюк

ПОРЕЦКИЙ Платон Сергеевич (3(15). ЮЛ 846, Елизаветград Херсонской губ. - 10(23).08.1907, с. Жоведь Чернигов- I ской губ.) - логик, естествоиспытатель, публицист. В 1870 г. I закончил физико-математический ф-т Харьковского ун- | та. В 1876 г. назначен астрономом-наблюдателем Казанского ун-та, получил степень доктора астрономии и зва­ние приват-доцента сферической тригонометрии. Не­сколько лет был редактором казанской газ. «Телеграф». На основе работы «О способах решения логических ра­венств и об обратном способе математической логики» (Собрание протоколов заседаний секции физико-математических наук при Казанском университете. Казань, 1884. Т.2.С. 161-330) впервые в России читал в Казанском ун-те лекции по алгебре логики. Исходил из различения «количественных форм», изучаемых алгеброй, и «качествен­ных форм», исследуемых логикой. П. усматривал и сходство (до определенных пределов) обеих наук, к-рое объяс­няет возможность модификаций и приспособления ал­гебраических приемов к логике. Результаты своих

исследований П. представил в написанных на фр. яз. рабо­тах «Семь основных законов теории логических равенств» (Poretzky P. S. Sept lois fondamentales de la theorie des egalites logiques //' Известия физико-математического об­щества при Казанском университете. Сер. 2. Т. 8. № 2-4. Казань, 1898-1899), «Некоторые дополнительные законы теории логических равенств» и «Теория логических нера­венств» (Quelques lois ulterienres de la theorie des egalites logiques//Там же. Сер. 2. Т. 10. № 1-3. Казань, 1900; Т. 11. № 1-3. Казань, 1900-1901; Theorie des non-egalites logiques // Там же. Т. 14. Казань, 1904). П. насчитывал семь осн. зако­нов теории логических равенств: 1) форма посылок; 2) за­мещения системы посылок одной посылкой; 3) разложе­ния посылок на элементы; 4) исключения терминов из по­сылок; 5) умозаключений или следствий; 6) сложных оснований; 7) корней. Все эти законы являются усовер­шенствованием и обобщением алгебро-логических при­емов Дж. Буля, У. С. Джевонса и Э. Шредера. Идеи П. по­влияли на проблематику и исследования в области тради­ционной и символической логики в России и на Западе. Так, фр. логик Л. Кутюра считал методы П. кульминаци­онным пунктом в развитии алгебры логики в нач. XX в. Велико значение трудов П. также для проблематики и ис­следований в области традиционной логики в России.

Л и т.: Дубяго Д. И. П. С. Порепкий (некролог) // Известия физико-математического общества при Казанском университе­те. Сер. 2. 1908. № 1. С. 3-7; Слешинский И. В. Памяти Порецкого // Вестник опытной физики и элементарной математики. Одесса, 1909. № 487. С. 145-148; Стяжкин Н. И., Стоков В. Д. Краткий очерк истории общей и математической логики в Рос­сии. М, 1962. С. 41-66.

А. В. Иванов, Н. И. Стяжкин

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652, с. Покровское Мос­ковской губ. - 1 (12).02.1726, Петербург) - социальный мыслитель-самоучка, экономист. Род. в семье зажиточ­ного крестьянина-ремесленника. Был обучен грамоте, различным ремеслам: монетному, пушкарному и строительному делу, вел в Новгороде широкую пред­принимательскую деятельность. В 1697 г. имел личную аудиенцию у Петра I, стал членом его «Ученой дружины», сторонником проводимых им преобразований. Перу П. принадлежит ряд «доношений», проектов и трудов социально-экономического и религиозно-этического харак­тера: «О денежном деле» (1699-1700), «О ратном по­ведении» (1700-1701), «Первая записка Стефану Яворс­кому» (1708), «Вторая и третья записки» (1708-1710), вто­рое «поношение» царю «О новоначинающихся деньгах» (1708). В 1708 г. им написано соч. «Зерцало сиречь изъявление очевидное» против раскольников и лютеран, в 1719 г.окончен трактат «Завещание отеческое к сыну», в 1724 г. завершен главный труд - «Книга о скудости и богатстве».