Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 266 из 447)

В августе 1725 г. П. за антидворянские политические убеждения, выраженные в этой книге, был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где и скончался. Проекты экономических и административных преобра­зований, выдвигаемые П., расходились с идеями дво­рянских идеологов «просвещенного абсолютизма». В сво­их экономических и социальных взглядах он исходил из того, что «не то царственное богатство, еже в царской казне лежащия казны много... но то самое царское богат­ство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самым и домовыми внутренними своими богатствами» (Книга о скудости и богатстве. С. 13-14). Производство и торговлю П. считал жизненным нервом государства, защи­щал интересы отечественной индустрии, с горечью от­мечал, что огромные богатства России мало исследова­ны и плохо используются. Большую роль в стране, по его мнению, должно играть купечество, без к-рого никакое «царство состояти не может». П. рассчитывал при помо­щи государства достигнуть гражданского мира, эко­номического преуспевания и «общего блага». Все сосло­вия должны «служить» «царскому интересу» с целью приносить общегосударственную пользу, царь же, со сво­ей стороны, заботясь об «общем благе» - поддерживать все сословия, лишь тогда наступят новые порядки: и бога­тые, и бедные будут жить между собой в мире. П. высту­пал за смягчение крепостного права и «упорядочение» его государством. Его идеал - благоустроенная и просве­щенная деревня. Все беды России он видел в потере ду­ховности, в церковном «веротворческом» разладе, в граж­данском, «поселянском» (крестьянском), воинском, судей­ском, купеческом, всеобщем «порочном состоянии». Сред­ствами улучшения жизни П. считал распространение грамотности среди населения, благонравие, благоверие. В этой связи он высоко ставил роль церковнослужителей в об-ве: «Священство - столп и утверждение всему человеческому спасению». Идеи П. направлены на обосно­вание идеала гражданина - «достойного человека», созна­ющего свой гражданский долг, а также таких социальных порядков, при к-рых существуют уважение к личности, не­терпимость к праздности и роскоши. Ему была свойствен­на вера в то, что разумные указы устранят «неисправы» в государстве, утвердят «прямую правду» и водрузят «лю­бовь и беспечное житие народное». П. защищал прогрес­сивную идею равенства всех перед законом. Для выработ­ки осн. закона - «Судебной книги» - он рекомендовал со­здать «общесоветие» с участием представителей от кре­стьян. Политико-правовые взгляды об-ва представлялись ему как борьба добра со злом, правды с неправдой. Поэто­му, предлагая проект реформы судопроизводства, П. соот­носил правовые нормы с этическими постулатами право­славия. Для него характерны опора на народный здравый смысл и философско-богословскую традицию, берущую начало от отцов церкви (особенно Иоанна Дамаскина). В его взглядах прослеживаются элементы своеобразного де­мократизма и гуманизма, не отрицавшие догматов право­славия и принципов самодержавного правления.

Соч.: Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951; Зерцало очевидное. Казань, 1895-1900. Вып. 1-2; Заве­щание отеческое к сыну. Спб., 1893; Сборник писем к митропо­литу Стефану Яворскому. Спб., 1900.

Лит.: Брикнер А. Иван Посошков. Спб., 1876; Царевский А. А. Иван Тихонович Посошков в истории русского прогресса. Спб., 1883; Он же. Посошков и его сочинения. Обзор сочине­ний Посошкова, изданных и неизданных со стороны их религи­озного характера. М, 1883; Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. 2-е изд. М.; Л., 1951; История филосо­фии в СССР. М., 1968. Т. 1. С. 298-301.

Т. Л. Мазуркевич

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (10(22).09.1835, с. Гавриловка Роменского у. Полтавской губ. - 29.11 (11.12). 1891, Харьков) - философ, культуролог, лингвист. В 1851 г. П. поступил в Харьковский ун-т на юридический ф-т, за­тем перевелся на историко-филологический ф-т, к-рый окончил в 1856 г. Сдал магистерский экзамен по славянс­кой филологии и был оставлен при ун-те. В 1862 г. был отправлен для стажировки за границу. Учился в Берлине, где брал уроки санскрита у А. Ф. Вебера. Во время поез­док по славянским странам изучал чешский, словенский и сербохорватский яз. До защиты докторской диссерта­ции («Из записок по русской грамматике», ч. 1 и 2) П. был доцентом, потом - экстраординарным и ординарным проф. по кафедре рус. языка и словесности Харьковского ун-та. На формирование политических воззрений П. боль­шое влияние оказала трагическая судьба его брата - Анд­рея Потебни - активного члена «Земли и воли», погиб­шего во время польского восстания 1863 г. Демократи­ческие симпатии П., к-рых он не скрывал, служили при­чиной настороженного отношения к нему со стороны официальных властей. Главный научный интерес П. ле­жал в сфере изучения соотношений языка и мышления. По П., «язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее», т. е. мысль может осуществляться лишь в стихии языка. Слово по своей структуре представляет со­бой единство членораздельного звука, внутренней фор­мы слова и абстрактного значения. Внутренняя форма слова связана с наиболее близким его этимологическим значением и служит, в качестве представления, каналом связи между чувственным образом и абстрактным зна­чением. Слово с его внутренней формой - это средство «перехода от образа предмета к понятию». Мн. мысли и идеи, высказанные П. в общей форме, легли в основу ряда совр. областей гуманитарного знания. П. был создателем или стоял у истоков рождения исторической грамматики, исторической диалектологии, семиотики, социолингвис­тики, этнопсихологии. Философско-лингвистический под­ход позволил ему увидеть в мифе, фольклоре, литературе различные знаково-символические системы, производ­ные по отношению к языку. Так, миф, с т. зр. П., не суще­ствует вне слова. Решающее значение для возникновения мифов имела внутренняя форма слова, выступающая посредником между тем, что объясняется в мифе, и тем, что он объясняет. Миф есть акт «объяснения неизвестно­го (х) посредством совокупности прежде данных призна­ков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом (а)». Большое значение для философских взгля­дов П. имеют категории «народ» и «народность». Оттал­киваясь от идей В. Гумбольдта, П. считал народ творцом языка. Вместе с тем он подчеркивал, что именно язык, раз возникнув, обусловливает дальнейшее развитие куль­туры данного народа. По П., нигде так полно и ярко не проявляется дух народа, как в его традициях и фольклоре. Именно здесь создаются те ценности, к-рые затем питают профессиональное искусство и творчество. П. сам был неутомимым собирателем рус. и украинского фолькло­ра, много сделал для доказательства единства базовых фольклорно-мифологических сюжетов двух славянских народов. Сформулированная им проблема «язык - на­ция» получила развитие в трудах Д. Н. Овсянико-Куликов­ского, Д. Н. Кудрявцева, Н. С. Трубецкого, Шпета. Иссле­дования П. в области символики языка и художественно­го творчества привлекли в XX в. пристальное внимание теоретиков символизма. Многочисленные переклички с идеями П. содержатся в работах В. И. Иванова, А. Белого, Брюсова и др. символистов.

С о ч.: Из записок по теории словесности (Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое). Харь­ков, 1905; О некоторых символах в славянской народной по­эзии. 2-е изд. Харьков, 1914; Из лекций по теории словесности. 3-е изд. Харьков, 1930; Из записок по русской грамматике. 3-е изд. М., 1958. Т. 1-2; Из записок по русской грамматике. 2-е изд. М., 1968. Т. 3; Эстетика и поэтика. М., 1976; Слово и миф. М., 1989.

Лит.: Белый А. Мысль и язык (философия языка А. А. Потебни) // Логос. 1910. Кн. 2; Он же. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 13\-142;Булахов-скийЛ. А. А.. А. Потебня. Киев, 1952; Пресняков О. П. Поэтика познания и творчества: Теория словесности А. Потебни. М., 1980.

А. В. Иванов

ПОЧВЕННИЧЕСТВО - литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., представителей к-рого объединяли определенные идейно-философские концепции, взгляды на социальное устройство об-ва, на­уку, искусство, политику. Генетически П. восходило к на­правлению «молодой редакции» журн. «Москвитянин» (1850-1856), осн. его принципы были сформулированы на страницах журн. «Время» (1861—1863) и «Эпоха» (1864-1865). Во взглядах главных представителей П. (Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские, Страхов) основопо­лагающей была идея о «национальной почве» как основе и форме социального и духовного развития России. «Рус­ское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент», - писал Достоевс­кий. В философском плане П. было консервативной фор­мой философского романтизма. Григорьев сам называл себя «последним романтиком», большое влияние фр. ро­мантизма (В. Гюго) испытал Достоевский. Три исходные, специфические для романтизма посылки - индивидуум, нация и универсум получили в П. своеобразное развитие, Центр философских размышлений был смещен в сторо­ну «национальной почвы», нация осмыслялась как ис­ходный принцип философствования. При этом шеллин-гианство Григорьева, гегельянство Страхова хотя и сопри­касались с кругом почвеннических идей, оформляя их в виде теории «органической критики» у первого или «ра­ционального естествознания» у второго, но по отноше­нию к П. были чем-то внешним. Осн. идеи П. сложились в полемике с журн. «Современник» Чернышевского и «Рус­ское слово» Писарева по вопросам революции, прогрес­са и искусства. Достоевскому и Григорьеву была очень близка романтическая идея о превосходстве искусства над наукой. Они полагали, что наука аналитична, тогда как искусство синтетично и потому полнее угадывает потреб­ности эпохи и дух народа. Для неакадемического образ­но-художественного философствования Достоевского было характерно сопряжение философии и искусства, «Философию не надо полагать простой математической задачей, где неизвестное природа... Поэт в порыве вдох­новения разгадывает Бога, следовательно, исполняет на­значение философии, - следовательно, поэтический во­сторг есть восторг философии... Следовательно, филосо­фия есть тоже поэзия, только высший градус ее». Про­фессиональный философ Страхов в «Письмах о философии» выразил свое отношение к философии стро­же: «Философия не есть верование, чаяние или мнение, а понятие и наука о Божественном» (Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 1(16). С. 790). В философском трак­тате «Мир как целое. Черты из науки о природе» Страхов развил идеи антропологии П. в духе христианского персо­нализма. В человеке заключены величайшая загадка и величайшее чудо мироздания. Человек занимает централь­ное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в одно целое. Мир, как организм, есть иерархия со­ставляющих его частей - отношение между ними вклю­чено в общую гармонию целого, в к-ром нет ничего лиш­него и бесполезного. Религиозно-христианская ориентированность философских построений была од­ной из важнейших черт П. Напр., Достоевский, чуткий к социальной жизни своей эпохи, предпринял попытку по­строения религиозно-социальной утопии, воплощенной в рае Христа. «Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремле­ние и достижение этой цели» (Достоевский Ф. М. Поли, собр. соч.: В 30 т. Л., 1980. Т. 20. С. 172). Религиозное чув­ство смирения, самоотречение, стремление к царству Божьему сочетались у представителей П. с идеей об осо­бой миссии рус. народа, призванного спасти человече­ство. В письме к М. П. Погодину от 26 августа 1859 г. Гри­горьев писал: «Под православием разумею я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, кото-I рому суждено еще жить и дать новые формы жизни, ис­кусства... на почве славянства, и преимущественно вели-I корусского славянства, с широтою его нравственного захвата - должно обосновать мир» (Григорьев А. Воспо-1 минания. Л., 1980. С. 301). П. претендовало на создание 1 «нейтральной» идейной платформы: с одной стороны, реформаторские требования отмены крепостного права («кошмарного прошлого»), с другой - неприятие строя буржуазной демократии («чумы буржуазной»). На ос­нове «нейтральной» идеологической позиции П. стре­милось объединить все общественные течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство П. со славянофилами не мешало признанию целого ряда зас­луг и за зап. культурой. Обличение «гнилого Запада» -его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революционных, социалистических и материалистичес­ких идей сочеталось в П. с высокой оценкой «европейс­кой культуры». Социологическая концепция П. включала утопическую идею сближения западничества, славяно­фильства, «официальной народности» и православия. Высшей целью социального реформаторства П. была программа «постепенства и малых дел», призывающая к «слиянию» всего «просвещенного общества» с народом в традиционно устоявшиеся формы рус. быта - общину и \ земство. П. было постоянным объектом резкой критики 1 со стороны идеологов радикальных и революционно-I демократических слоев рус. об-ва. Западноевропейская