Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 267 из 447)

историография и совр. русистика часто обращаются к широкому кругу почвеннических идей, интерпретируя и характеризуя их как «истинную форму русского духа» и «русского национального самосознания».

Л и т.: Нечаев В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Время», 1861-1863. М, 1972; Журавлева А. «Органическая критика» Аполлона Григорьева // Григорьев А. Эстетика и критика. М., 1980; Абрамов А. И. Почвенничество // История эстетической мысли. М., 1987. Т. 4.

А. И. Абрамов

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - политико-правовая кон­цепция, генетически восходящая к западноевропейским доктринам естественного права и договорного происхож­дения государства, содержащая положения о связаннос­ти власти правом, правовой ответственности государства; развивалась в рамках рус. философии права. Естественно-правовые идеи в России начинают впервые использовать­ся в последней трети XVIII в. в среде либерального дво­рянства (А. Р. Воронцов, Е. Р. Дашкова, Голицын, П. И. и Н. И. Панины) и просветителей (Козельский, Н. Г. Курга­нов, Новиков, А. Я. Поленов, Третьяков, Д. И. Фонвизин), где поднимаются вопросы демократизации обществен­ной и государственной жизни, защиты прав человека. Такой компонент естественно-правовой теории, как пра­во народа на восстание, получает завершенность у Ради­щева. Научно-педагогическая деятельность рус. ученых-юристов (Десницкий, В. Т. Золотницкий, Куницын, Г. И. Солнцев, П. П. Лодий, В. С. Филимонов) в кон. XVIII - нач. XIX в. способствовала изучению и популяризации идей естественно-правовой философии. Так, Куницын, оказав­ший влияние на мн. декабристов, выступал за господ­ство правовых начал в деятельности государства, допускал возможность расторжения или изменения заключенного между властителем и народом договора, отстаивал неотъемлемость прав человека. Движение декабристов, конституционные проекты Пестеля и Н. М. Муравьева стали одним из кульминационных пунктов в развитии естественного права в России. В либерально-консерватив­ных воззрениях Сперанского отразилось стремление вве­сти отдельные зап. демократические институты, умерен­но ограничив самодержавие правом. Дальнейшее разви­тие идей П. г. связано с оформлением в 40-50-х гг. XIX в. рус. либерализма в его западническом (Анненков, Бабст, И. В. Вернадский, Грановский, Кавелин, Чичерин, Ред­кий) и отчасти славянофильском (К. С. Аксаков, Киреев­ский, Самарин, Хомяков) вариантах. На формирование рус. либеральной философско-правовой мысли оказали влияние взгляды Герцена, отличавшиеся в целом обще­демократической направленностью (требования наро­довластия и республиканской формы правления). Одним из истоков становления либерального правопонимания в России явилась философско-правовая концепция Чиче­рина, рассматривающая государство как духовный союз людей, основанный на метафизическом личностном на­чале. При этом верховная власть, олицетворяя высшее единство всех элементов об-ва, не вправе вмешиваться в дела др. социальных союзов (семья, гражданское об-во, церковь). Государство призвано охранять индивидуаль­ную свободу как источник свободы об-ва в целом. Оно должно руководствоваться законом, к-рый, регулируя от­ношения власти и подвластных, объединяет общий инте­рес с личной свободой, нравственный закон с правом. Следовательно, государство, делает вывод Чичерин, явля­ется нравственным настолько, насколько оно управляет­ся законом. В эволюции идей П. г. видную роль сыграла философия В. С. Соловьева. Хотя право и государство в системе его воззрений занимают подчиненное место, выступают средством осуществления идеала абсолютно­го добра, нравственная организация об-ва, считал он, обусловлена действием права, воплощаемого в государ­стве. Лишь сделав своим принципом идею права, об-во способно решать нравственные задачи. Формами миро­воззрения, в рамках к-ро-го складывался правовой идеал либерализма, начиная с 80-х гг., стали юридический и социологический позитивизм. При этом представители социологического позитивизма (Ковалевский, С. А. Му­ромцев, Коркунов) в большей мере, чем сторонники дог­матической юриспруденции, были ориентированы на разработку принципов П. г. По Ковалевскому, право не­посредственно вытекает из факта общественной солидар­ности, «замиренной среды», и потому обязательно для государства. В учении Муромцева возможность созда­ния права помимо или даже вопреки государству обус­ловлена противопоставлением формальной юридической нормы живому правоотношению (реальному праву). Коркунов в своей психологической концепции власти от­стаивал тезис о том, что власть базируется не на воле вла­ствующего, а на сознании зависимости подвластного -истинном источнике как государства, так и права. Поэто­му государство не может произвольно творить право, его законодательная деятельность ограничена запросами об­щественного правосознания. Близкой идеям Коркунова является философско-правовая теория Петражицкого, видевшего в государстве факт правовой, императивно-атрибутивной психики, к-рой свойственна потребность в силовом обеспечении исполнения долга и обязательств, а также в пресечении правонарушений. Отсюда гражда­нам принадлежит право использовать власть для охраны своих законных интересов. На рубеже XIX-XX вв., когда усиливается общественное движение в поддержку кон­ституционных реформ, на смену правовому позитивизму приходит «возрожденное» естественное право. Исполь­зуя идеи естественно-правовой философии, концепцию П. г. в той или иной мере разрабатывали такие рус. право­веды, философы и мыслители, как Бердяев, Булгаков, Вышеславцев, В. М. Гессен, И. А. Ильин, Кистяковский, Котляревский, Новгородцев, И. А. Покровский, П. Б. Струве, Спекторский, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, Франк и др. Согласно Новгородцеву, анализирующему идеи П. г. с позиций неокантианства, естественное право выступает своеобразным посредником между государством и нрав­ственностью, устанавливающей нормы, одинаково обя­зательные для власти и подвластных. Государство призва­но лишь юридически закрепить свободу личности, сущес­твующую как реальный факт и нравственное требование. По Кистяковскому, в конституционном государстве власть перестает быть фактическим господством людей, стано­вясь господством правовых норм. Законность возможна только в государстве, где граждане, наделенные субъек­тивными публичными правами, могут предъявлять к нему правовые притязания. Государству будущего (социаль­но-справедливому государству) будет присуще соедине­ние идеи права с социалистическими ценностями. Отли­чается своеобразием философско-правовая концепция Котляревского, полагавшего, что на протяжении всех эпох, в среде разных культур у подвластных всегда появляется духовный запрос на ограничение власти. Его источник ко­ренится в «неисповедимой и трансцендентной воле Боже­ства». В этом смысле П. г., осн. требованием к-рого высту­пает ограничение власти, есть лишь религиозно-культур­ная идея, недостижимый идеал, к к-рому стремится чело­веческий дух. Теория П. г. получает свое развитие в философии права И. А. Ильина, с т. зр. к-рого государство имеет единую и высшую цель - служить делу Божию на земле, используя для этого свою правовую организацию; оно есть правовой союз лиц, имеющий власть для под­держания права. Существование государства подчинено праву, его полномочия и обязанности носят правовой характер, и поэтому властные отношения становятся пра­воотношениями. Государство, выйдя за пределы права, не сможет поддерживать правопорядок и требовать от граждан повиновения праву. Естественно-правовая фи­лософия занимает немаловажное место в воззрениях Франка, рассматривающего государство как внешнее выражение свободного внутреннего, соборного единства об-ва. Государственная власть ограничена наличием са­мого гражданского об-ва, степенью его свободы. При этом ограничение власти относится не к задаче государства, состоящей в охране свободы, а к его средствам. Философ­ско-религиозные учения Бердяева и Булгакова усматри­вают в государстве двойственность: с одной стороны, го­сударство отражает греховность мира, с другой - борется с ней. Природа власти темна и в корне порочна; государ­ство в любой его форме стремится перейти свои границы и стать «абсолютной монархией, абсолютной демократи­ей, абсолютным коммунизмом». Поэтому человечество пытается преодолеть власть и прийти к боговластию. На этом пути П. г. есть ступень в движении от относительно­го к абсолютному, меньшее из зол, где права личности, связанные с «абсолютной правдой», находят определен­ную защиту. В рамках христианской этики и психоанализа исследует вопросы П. г. Вышеславцев. Власть и право, по его мнению, глубоко антиномичны. Во властных отноше­ниях чужое «я» занимает место в сознании объекта влас­ти, что ведет к потере последним своего «я», превращая его в орудие чужой воли. Право, напротив, есть взаимо­действие свободных и равных лиц, не субординация, а координация. Тем не менее власть и право соединяются в законе, происходит сублимация власти, она становится правовой, законной. П. г., утверждает Вышеславцев, име­ет своим компонентом автономную (общественное и личностное самоуправление) и гетерономную (власть) формы сознания, строится на христианских ценностях, идее индивидуальной и всеобщей свободы и солидарно­сти. В годы советской власти теория П. г. рассматривалась как разновидность буржуазных теорий. Осн. положения данной концепции (разделение властей, верховенство пра­ва и закона, признание прав и свобод человека пределом государственной власти, а самого П. г. надклассовым ор­ганом, служащим интересам всего об-ва) объявлялись буржуазной пропагандой, призванной скрыть господство буржуазии. Несмотря на отрицание теории П. г., советс­кая юридико-политическая доктрина многое взяла себе из ее идеологического арсенала: народ - источник влас­ти, государство есть орган, вырастающий из общества и подчиненный ему, субъективные права человека есть ценность, нуждающаяся в защите со стороны государ­ства. Либеральная по своим истокам и существу концеп­ция прав человека получила классовую, марксистско-ле­нинскую трактовку, согласно к-рой субъективные права граждан представляют собой результат установленной государством нормы и могут быть реализованы и гаран­тируются в той мере, в какой служат делу коммунисти­ческого строительства. В постсоветский период теория П. г. становится официальной доктриной российского госу­дарства, представленной в Конституции РФ 1993 г. В это время появляется большое количество литературы, где преобладает некритическая апологетика П. г. в ущерб его объективной трезвой оценке.