Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 270 из 447)

В. И. Кураев

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Василий Петрович (1864-1900)-философ, литературный критик, член совета и соредак­тор журн. «Вопросы философии и психологии». В 1881-1885 гг. учился на историко-филологическом ф-те Мос­ковского ун-та. В 1885 г. защитил кандидатскую диссер­тацию «О реализме Герберта Спенсера». Нек-рое время преподавал философию в Московском ун-те, однако вско­ре отказался от преподавательской деятельности и за­нялся переводом, изданием и пропагандой философс­ких трудов. П. - один из первых членов Московского психологического общества, переводчик, редактор, издатель собр. соч. Лейбница, редактор-издатель «Эти­ки» Б. Спинозы. Его перу принадлежат эссе о теории познания А. Шопенгауэра, философии Ф. Ницше и зна­чительное число статей библиографического характера. Он работал в редакции «Юридического вестника», а так­же возглавлял библиографический отдел журн. «Русская мысль». П. не создал оригинальной системы, однако его взгляды на различные вопросы жизни и духа, зачастую облеченные в блестящую афористическую форму, пред­ставляют интерес. Первый период научной деятельности П. был посвящен изучению трудов представителей позити­вистской мысли и их предшественников. Позднее его фи­лософские симпатии оказались на стороне мыслителей эк­зистенциальной ориентации. Достоинство философских учений П. измерял оригинальностью личности автора, раскрывающейся в них. Это обусловило его влечение к тем мыслителям, к-рые выразили свое мировоззрение в лирической форме дневника, афоризма, проповеди: Ниц­ше, Шопенгауэру, Б. Паскалю, С. Кьеркегору. Будучи да­ровитым филологом, П. практиковал оценку исследуе­мых им текстов, исходя из их архитектоники. П. вошел в рус. философию как первый исследователь и популяриза­тор учения Ницше. Научная строгость очерка «Ф. Ниц­ше. Критика морали альтруизма» (Вопросы философии и психологии. 1892. № 15) имела существенное значение для распространения идей Ницше в России (см.: Ницше в России). Учение Ницше П. трактует как жизнеутверждаю­щий гимн, автор к-рого воспринимает философию как глубоко личное дело. Заслугу «художника-мыслителя» он видит в том, что Ницше впервые поставил саму пробле­му морали, рассмотрев феномен нравственности не с т. зр. исторически преходящих нравственных оценок и воз­зрений, встав по ту сторону добра и зла. Он высоко ценил разрушительную силу, заложенную в критике Ницше дей­ствительности. Сам П. был решительным противником как буржуазного строя жизни и мысли, при к-ром твор­ческая воля людей скована путами косного, незыблемого уклада, так и социалистических тенденций с их идеалом общего, регламентированного благополучия. Имя П., от­крывшего широкому российскому читателю философию Ницше, воспринималось неотрывно от учения нем. мыс­лителя. Так, П. стал прототипом Констрицина - главного героя первого в России ницшеанского романа П. Д. Бо-борыкина «Перевал» (1893).

Лит.: Соловьев В. С. В. П. Преображенский. Некролог// Соловьев В. С. Собр. соч. Спб., 1913. Т. 9. С. 428-430; Трубец­кой С. Н. Памяти В. П. Преображенского // Вопросы философии и психологии. 1900. № 54. С. 481-501; Котляревский Н. Воспо­минания о В. П. Преображенском // Там же. С. 501-538,Герье В. И. Памяти В. П. Преображенского // Там же. С. 731-741 Доборы-кии П. Д. О ницшеанстве // Там же. № 55. С. 539-548.

Ю. В. Синеокая

ПРИШВИН Михаил Михайлович (23.01(4.02). 1873, име­ние Хрущево Елецкого у. Орловской губ. - 16.01.1954, с. Дунино Московской обл.) - писатель, в художественной прозе и дневниках к-рого заключена оригинальная нрав­ственно-философская концепция. Сын купца. За «сво­бодомыслие» исключен из гимназии (г. Елец). Получив специальное образование, служил агрономом. Интере­совался этнографией и фольклором. Ранние произв. П. связаны с впечатлениями от рус. Севера и раздумьями об отечественной истории. Живя в Петербурге, сбли­зился с А. М. Ремизовым, испытал влияние Мережков­ского и Розанова. После революции жил в Ельце, на Смо­ленщине, в Сергиеве Посаде, последние годы - в под­московном с. Дунине, много путешествовал. Писал рас­сказы об охоте и животных (мн. из них для детей), а также повести (наиболее яркая - «Жень-шень»). На первом плане прозы П. - человек в его органической связи с природой. К автобиографическому роману «Кащеев; цепь» примыкает повесть о природе творчества «31 равлиная родина». Едва ли не центральное место в на­следии П. принадлежит дневнику (1900-1954). Опорные понятия философии П. - «родственное внимание к миру: (любовное созерцание всего и вся, устремленность i бескрайне широкому единению людей между собой и ( природой) и «творческое поведение» (оно мыслится i свойство любой деятельности, включая повседневно! общение, и возможный удел каждого человека; как не­разрывно связанное с радостной причастностью миру и с тихим подвигом): «Творческое поведение я понимш как усилие в поисках своего места в общем человеча ком деле и как долг... оставаться самим собой» (Собр. соч.: В 8 т. М., 1982-1986. Т. 2. С. 454). Соборность, щественность, по словам П., составляют «лишь резуль­тат более утонченной личности». Искусство П. поним как одну из равноправных форм творчества: «Все пов дение художника должно быть таким же, как всякого с щества, создающего бескорыстные ценности: это поведение состоит в поисках выхода из неизбежного стра, ния» (Там же С. 458). Для писателя были неприемлем резкое противопоставление «правых» и «неправых культивирование споров, интеллектуальные «схватки». В мироотношении П., свободном от социального ; пизма, органически сопрягались признание ценности исторического прошлого и настоящего с устремленно­стью к будущему, к дальнейшим преобразующим стремлениям об-ва и человечества. Свое творчество он основал как одно из бесчисленных звеньев обогащения че­ловеческого опыта. П., как ранее Григорьев и Достоевский, бережно относился к органике народной жизн «Только я сам, действительно близкий к грубой матери своей родины, - писал он - могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «боль­но», ощупываю в другом месте свой путь» (Там же. Т. 8. С. 158). Писатель осуждал тех представителей интелли­генции, к-рые, пусть даже и во имя свободы, готовы уби­вать «отчее, быт». Отмечая, что в составе «священной протоплазмы» человечества наличествует «бунтующий атом», он утверждал, что с этим атомом поднимаются «тьма и пламя мира», «рычащая злоба, звериная и страшная» (Там же. С. 65). Философия П. являла собой своеобразную философию жизни. Неистребимым ис­точником жизнедеятельности человека и его радост­ного мироощущения для П. служит некое внерациональ-ное начало, объединяющее людей с природой. По сло­вам П., в той глубине бытия, где зарождается поэзия, «нет существенной разницы между человеком и зверем» (Там же. Т. 3. С. 46). Свою философско-культурологическую концепцию П. разработал «в одиночку», коррек­тируя и углубляя усвоенный им в пору молодости опыт рус. религиозных мыслителей, мало обращаясь (или не обращаясь вовсе) к ученым трудам. В 30-50-е гг. он дер­жался в стороне и от литературной среды.

С о ч.: Дневники. 1914-1931. [Т. 1-7]. М., Спб., 1991-2006.

Л и т.: Пришвин и современность. М., 1978; Чурсина Л. К. К проблеме «жизнетворчества» в лит.-эстет. исканиях нач. XX в.: (Белый и Пришвин) // Рус. литература. 1988. № 4;Агеносов В. В. Творчество М. Пришвина и современный философский роман. М., 1988; Гачев Г. Д. Русская душа: Портреты рус. мыслите­лей. М., 1991; Дворцова Н. П. М. Пришвин и русский космизм // Проблемы литературы в ее связях с философией и искусст­вом. Тюмень, 1992.

В. Е. Хализев

«ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА»-сб. статей 12 авторов под общей редакцией Новгородцева, к-рый появился в кон. 1902 г. под эгидой Московского психологического обще­ства. Его выход связан с началом политической органи­зации рус. либерализма (создание в 1901 г. «Союза освобождения» - прообраза партии конституционных демократов), теоретическое обоснование к-рого и стало задачей «П. и.». Особое общественное значение сбор­нику придало участие в нем т. наз. «легальных марксистов», недавних социал-демократов - Бердяева, Булгакова, I П. Б. Струве и Франка. В его статьях идеализм рассматривался и в обыденном понимании этого термина (как стремление к идеалу), и в философском значении (как противовес материализму и позитивизму). Главная особенность «П. и.» - утверждение логической и жизненной связи идеализма и освободительного движения. Идеализм, писал Булгаков, «стремится выполнить относительно социального идеала ту службу, которую в марксизме слу­жит ему экономический материализм; является как бы фундаментом, подведенным под старое здание» (Булга­ков С. Н. От марксизма к идеализму. Спб., 1903. С. VI). Отсюда упор на абсолютной ценности личности как конечной цели социального развития и регулятивного прин­ципа этого развития. Сборник «постоянно подчеркивает и выдвигает принцип личности, ее безусловного достоинства, ее естественных и неотчуждаемых прав...» (Нов­городцев П. И. О философском движении наших дней //