Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 271 из 447)

Новый путь. 1904. № 10. С. 66). Эта установка позволяет говорить о сборнике как о цельном и едином произв., главной темой к-рого стала этическая проблематика. Но осуществлялась эта установка различно, в зависимости от философских пристрастий авторов. Др. осн. идея сбор­ника - о возможности научного познания и регулирова­ния социального процесса - рассматривалась в плане ограничения того и другого и отстаивания «необходимо­го разнообразия запросов и задач человеческого духа, для которого наука есть лишь одна из сфер проявления» (Про­блемы идеализма. С. VII). Своеобразной преамбулой осн. содержания сборника можно считать ст. С. Н. Трубецко­го «Чему учит история философии» и Аскольдова «Фило­софия и жизнь». Философия, писал Трубецкой, есть «ве­ликая и могущественная духовная сила», к-рая не только выступает в качестве целостного миропонимания, про­тивостоящего «дроблению и специализации научных дис­циплин», но и обосновывает «идеал человечества, всече­ловеческого братства и всечеловеческого единства». Продолжая эту тему, Аскольдов рассматривал вопрос о соотношении теоретического и практического разума, находя основание для полноправной и гармоничной ко­ординации этих начал в христианстве. Главные статьи можно разделить на критические, пересматривающие нек-рые основоположения материализма и позитивизма, и те, в к-рых дается позитивная разработка осн. проблем сборника. При известной условности этого разделения, к первым можно отнести ст. Е. Н. Трубецкого «К характе­ристике учения Маркса и Энгельса о значении идей в ис­тории», Кистяковского «Русская социологическая шко­ла и категория возможности при решении социально-эти­ческих проблем», Лаппо-Данилевского «Основные принципы социологической доктрины О. Конта», а ко вто­рым - ст. Булгакова «Основные проблемы теории про­гресса», Бердяева «Этическая проблема в свете философ­ского идеализма», Новгородцева «Нравственный идеализм в философии права», Франка «Фр. Ницше и этика «люб­ви к дальнему». Статья Струве как бы соединяет назван­ные группы. При решении нравственной проблемы, по­началу декларируя формальный характер этических пред­писаний (категорического императива Канта), авторы за­тем отступают от формализма кантовской этики, утверждая абсолютную ценность личности как содержа­ния категорического императива и рассматривая об­щественное развитие как средство ее утверждения. Бер­дяев, показывая, что поведение человека определяется соотношением в его сознании эмпирического и норма­тивного «я», считал возможной их гармонизацию при определенном материальном и социальном базисе, дос­тигаемом в ходе правового и политического прогресса. В совершенно метафизическом духе он писал об идее вер­ховного блага, в к-рой соединяются все ценности и с по­мощью к-рой возможен нравственный прогресс личнос­ти. Сходное по своему характеру рассуждение содержит­ся у Новгородцева, увидевшего в этическом примате лич­ности над об-вом основание теории естественного права, в противовес натуралистическому и историческому ее толкованию. Франк, выделяя в качестве основания два моральных принципа - «любви к ближнему», обуслов­ленного инстинктом сострадания, и «любви к дальнему»,т. е. в конечном счете к Абсолюту, решительно отдает свои предпочтения второму, призывая к активной деятельности во имя «сверхчеловека» (как показала эволюция его взгля­дов, им оказался Сын Божий). При рассмотрении др. глав­ных проблем - социального прогресса и природы соци­альной теории - авторы обнаружили сильную зависи­мость от неокантианства (Г. Риккерт), утверждавшего еди­ничный, неповторимый характер исторических событий и потому отрицавшего научный взгляд на них. Если исто­рия в лучшем случае дает только возможность догадки относительно будущего, то тем более неспособна к на­учному прогнозированию социология, опирающаяся на историю. От возможного субъективизма следует спасать­ся признанием Абсолюта как имманентно присущей ис­тории цели и как автора ее «творческого разумного пла­на» (Булгаков). Появление сборника вызвало большую критическую литературу. С ортодоксальных марксистских позиций его критиковала Аксельрод (О «Проблемах идеа­лизма» // Против идеализма. М.; Л., 1935), с позиций мар-ксиствующего позитивизма - Богданов (О «Проблемах идеализма» // Образование. 1903. № 3), Луначарский («Проблемы идеализма» с точки зрения критического реализма // Образование. 1903. № 2), Н. А. Рожков (Значе­ние и судьбы новейшего идеализма в России. По поводу книги «Проблемы идеализма» // Вопросы философии и психологии. 1903. Т. 67). С позиций «новогорелигиозного сознания» к авторам «П. и.» обратился Д. В. Философов, призвав их «решиться перескочить через бездну... пере­стать испытывать Бога и обратиться к внутреннему мис­тическому опыту» (Литературная хроника // Новый путь. 1904. № 7. С. 235). С одобрением отозвались о сборнике православные публицисты, видя в нем свидетельство по­ворота части рус. интеллигенции к религии. Дальнейшая эволюция большинства участников сборника оправдала эти надежды. Так, Бердяев и Булгаков были приглашены в редакцию журн. «Новый путь», став выдающимися публицистами и идеологами «нового религиозного созна­ния». Сб. «П. и.» - заметный этап в движении части рус. интеллигенции «от марксизма к идеализму». Однако под­линное его значение выявилось позднее, в связи с появле­нием сб. «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Пред­принятая в «П. и.» попытка философско-идеалистического обоснования либерализма стала первой в создании особого мировоззрения, сочетавшего в практическо-политической области либеральный консерватизм, а в об­ласти философской - различные варианты религиозной метафизики.

С о ч.Лроблемы идеализма: Сб. статей (1902). М., 2002.

Лит.: Алеев К. М. Возрождающийся идеализм в ми­росозерцании русского образованного общества. Спб., 1906; Богданович А. И. Критические заметки: «Проблемы идеализ­ма» // Мир Божий. 1903. № 2; Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму: Сб. статей, 1896-1903. Спб., 1903; Дживелегов А. Этический идеализм и общественные задачи // Русские ведомо­сти. 1902. 24 декабря. № 355; Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли. Спб., 1914. 4-е изд. Т. 2, гл. 8; Новгородцев П. И. О философском движении наших дней // Новый путь. 1904. № 10; Ратнер М. Б. Проблемы идеализма в русской литературе: К вопросу о смене общественного миро­воззрения // Русское богатство. 1903. № 8-10; Философов Д.

Проповедь идеализма // Новый путь. 1903. № 10; Философские воззрения В. Соловьева: Отчет о лекции С. Н. Булгакова и стенографическая запись прений // Там же. 1903. № 3.

А. А. Ермичев

ПСИХОКРАТИЯ (от греч. psyche» - душа и kratos -власть) - предложенный Федоровым термин, означаю­щий власть духа, духовное родство всех живущих на зем­ле, обретающее способность к действию благодаря со­единению с Богом. Все человечество, в его представле­нии, - союз родственников, людей, т. к. все произошли от одного родоначальника. Отсюда главной задачей является восстановление родства, т. е. воскрешение всех умерших. По Федорову, в этом процессе и возникает П., когда теря­ют значение все внешние факторы, объединяющие человечество, и на место их приходят факторы внутрен­ние, духовные. Как писал Федоров, П. «есть общество, держащееся внутреннею силою, а не внешним законом, как государство или общество юридическое, из которого изгнано чувство, вынута душа. Психократия держится силою, направляющею человека к труду воскрешения; она такое общество, в котором знание определяет как нужды каждого, так и его способности к тому или друго­му делу в общем отцовском деле; и на этом основании определяются как подушная подать каждого (т. е. его служ­ба обществу), так и душевой его надел. Психократия, та­ким образом, есть не царство бестелесных, бесплотных духов, а вложение души во все материальные отправле­ния» (Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 385). При достиже­нии П. человек, по мнению Федорова, будет обладать спо­собностью полного самооткровения и проникновения во внутреннюю глубину др. существа. Но чтобы обрести такую способность, человек должен не родиться, а полу­чить жизнь в процессе воскрешения, он должен воспро­изводить себя из простейших элементов, к-рые были со­ставными частями др. индивидуальностей и несут в себе их характерные черты. Т. обр., общность происхождения, общность составляющих элементов сделают людей как бы взаимопрозрачными друг для друга, у них не будет секре­тов друг от друга, они будут открыты и составлять своего рода единый родственный организм, в к-ром все гармо­нично соединено и подчиняется единому закону. Это есть особый способ жизни в духе, когда дух полностью гос­подствует над материей, одухотворяя ее. Уповая на «чу­дотворчество разума и сознания» («психократию»), Фе­доров, как отмечал Флоровский, остается «до конца в этом безысходном кругу магического и технического натура­лизма» (Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 329).