Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 272 из 447)

Л и т.: Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982.

А. Т. Павлов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Возникновение науч­ных психологических представлений в России относится к XVIII в., когда они приобретают теоретические основа­ния, постепенно освобождаясь от сковывающей религи­озной оболочки. Однако зачатки психологических знаний появляются значительно раньше. Предысторию рус. П. I м. составляют взгляды на человека и его душевную жизнь, к-рые складывались в древн. и средневековой Руси до XIV в.

Появление соч., в к-рых поднимались эти вопросы, связа­но с введением в X в. христианства. Их изложение идет в русле богословско-философской мысли. Первоначально это были в основном переводные соч., причем труды как христианских писателей, так и античных мыслителей («Ди­алектика», «Слово о правой вере» и «О страстях» визан­тийского богослова VIII в. Иоанна Дамаскина; «Шестод-нев» Иоанна экзарха Болгарского; «Изборники» 1073 и 1076 гг., и др.). Они включали знания о душе, развивае­мые в рамках христианского вероучения, вместе с тем в них имели место реалистические, основанные на жизнен­ных наблюдениях описания психологических фактов. Пер­вые опыты в создании оригинальной отечественной ли­тературы по вопросам психологии связаны с именем Нила Сорского. Его «Устав», написанный как наставление мо­нахам, включает трактат о человеческих страстях и содер­жит тонкие наблюдения. Выделяются стадии в развитии страстей, даются практические советы по овладению ими на разных этапах их развития. В 1 -й пол. XVI в. в соч. Мак­сима Грека и др. авторов делается шаг в направлении раци­онального освещения проблем сущности души, познавательной деятельности, страстей, воли. В XV-XVI вв. в связи с распространением ересей (стригольников, «но­вого учения» Феодосия Косого и др.) появляются соч., в к-рых в ортодоксально-христианское понимание души вносятся существенные коррективы, а нек-рые авторы доходят до признания ее смертности. В XVII в. психология становится отдельным от богословия предметом препо­давания в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинс­кой академиях. Сохранились рукописи читаемых в Киев­ской академии психологических курсов. Среди них -«Трактат о душе» проф. философии И. Гизеля (1645-1647), «Психология, или Трактат о душе» проф. философии Стефана Яворского (1693) и «Психология, или Трактат о душе» проф. И. Поповского (1702). В ряде идей они со­звучны западноевропейской мысли (напр., взгляды Гизе­ля на роль ощущений как источник разумного познания сходны с учением Дж. Локка и др.). Первые руководители и преподаватели Славяно-греко-латинской академии -братья Лихуды в своих лекциях по психологии выступали истолкователями трактата Аристотеля «О душе» на осно­ве комментариев, написанных Фомой Аквинским. В XVIII в. на базе складывающихся веками воззрений на природу души в связи с развернувшимся в России просветительс­ким движением, с решением практических задач в облас­ти воспитания и обучения формируются достаточно це­лостные психологические представления. Исходя из при­знания зависимости психического развития человека от просвещения и обучения, разрабатывал психологические | идеи Татищев («Разговор о пользе наук и училищ», 1733; «Духовная моему сыну», 1733). Ломоносов, отправляясь от практических нужд своего времени, в работах по физи­ке и риторике дал материалистическую трактовку ощу­щений и восприятий, выдвинул трехкомпонентную тео­рию цветового зрения («Слово о природе света», 1757). Оригинальными являются рассуждения Ломоносова о воображении и страстях, развиваемые им в связи с воп­росами ораторского искусства («Краткое руководство к риторике», 1744 и 1748). Козельский в своих философских и психологических взглядах («Философские предложения,1768) следовал Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К. А. Гельве­цию, нередко критически относясь к ним (в частности, осуждал призыв Руссо к «натуральной простоте»). Нови­ков в своей публицистике отразил наиболее спорные воп­росы о природе души, особенно в связи с рассмотрени­ем психофизической проблемы. В 1796 г. опубликована первая рус. книга, специально посвященная психологии, -трактат И. Михайлова «Наука о душе». Систематизируя психологические знания в духе англ. эмпиризма, он дал описание фактов душевной жизни, охарактеризовал чувст­венное познание, указав на его зависимость от воздей­ствий предметов внешнего мира на органы чувств, от сте­пени их интенсивности. Радищев в своем главном фило­софском соч. «О человеке, о его смертности и бес­смертии» стремился ответить на кардинальный вопрос о том, что по своей природе есть душа и возможно ли ее предсуществование и бессмертие. Большое место в его труде занимают проблемы развития психики, роли вос­питания в развитии разума, специфики психологии чело­века в сравнении с животными, к-рая усматривается не только в телесных различиях (вертикальная походка, раз­витой мозг и т. п.), но связывается прежде всего с особен­ностями человеческого бытия (напр., с взаимоотношени­ями между людьми). На развитие рус. П. м. 1-й пол. XIX в. значительное влияние оказали идеи нем. идеалистической философии, особенно Шеллинга и Гегеля. В это время выходит ряд трудов по психологии: Вечланский Д. М. Био­логическое исследование природы в творящем и твори­мом ее качестве, содержащее основные очертания все­общей физиологии, 1812; Он же. Физиологическая про­грамма о внешних чувствах, 1819; Любовский П. Опыт­ное душесловие, \%\5\Галич А. И. Картина человека, 1834; Новицкий О. Руководство к опытной психологии, 1840, и др. В этих трудах в значительной степени под влиянием идей Шеллинга человек и его качества рассматриваются в антропологическом плане в связи с явлениями физи­ческого мира, а сама душа предстает в единстве всех ее начал - представлений, страстей, воли и др. В них немало фактических данных. И вместе с тем в изложении боль­шое место занимают широкие аналогии, предположения, метафизические размышления. В кн. Галича содержится большой материал по проблемам мотивации, страстей как оснований поступков, в к-рых происходит объектива­ция субъективной жизни человека, обнаруживается эти­ческая направленность его поведения. Галич подчерки­вал оригинальность рус. П. м., высоко оценивая произв. Михайлова, Любовского, Козельского. Во 2-й пол. XIX в. в связи с успехами естествознания, особенно в физиоло­гии нервной системы и органов чувств, психология выде­ляется в самостоятельную науку - область знания о пси­хических явлениях и процессах, получаемого с примене­нием научных методов исследования, возникает экс­периментальная психология. Сложный, неоднозначный процесс оформления психологии в самостоятельную на­уку происходил в России. Влияние на развитие психоло­гических идей оказывали различные направления фило­софской мысли: взгляды как философов-материалистов (Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского, Антоновича), так и представителей религиозной филосо­фии (А-а И. Введенского, Н. О. Лосского, Грота, Лопа­

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

452

тина, Франка и др.) Важным источником философско-этической и психологической проблематики в России была также художественная литература. Под влиянием до­стижений в области филологии и лингвистики (В. И. Даль, Потебня) глубокую разработку получили психологичес­кие проблемы сознания и мышления в их соотношении с языком, продолженные затем в работах Д. Н. Овсянико-Куликовского и Шпета. Благодаря успехам естествозна­ния в России (К. Ф. Рулье, К. М. Бэр, И. И. Мечников, Ти­мирязев, Сеченов и др.; здесь сыграла роль и антрополо­гическая философия Чернышевского) возникает есте­ственно-научное направление в рус. психологии, в наибольшей мере отразившее специфику отечественной П. м. и оказавшее влияние на мировую психологию. В полемических статьях Юркевича, посвященных анализу проблем совр. философии и психологии («Язык физио­логов и психологов», 1862; «Из науки о человеческом духе», 1860), написанных по поводу психологических взгля­дов Чернышевского и ст. Антоновича «Современная фи­зиология и психология» (1862), критикуется материалисти­ческий подход к трактовке психических явлений. В попыт­ке рассматривать психологию по образцу естествознания Юркевич усматривал опасность сведения психологии к физиологии и в противопоставление к этой позиции от­стаивал идею психологии как науки о внутреннем чув­стве. Подобных взглядов на психологию как область зна­ния, основанную на самонаблюдении, придерживались Владиславлев («Современные учения о душе», 1866; «Психология», 1881), Г. Е. Струве («Самостоятельное на­чало душевных явлений», 1870), Кавелин («Задачи психо­логии», 1872). Критикуя умозрительный характер психо­логических построений в духе нем. идеализма и сочувственно относясь к тем, кто, защищая единство психологии и естественных наук, требовал «приноровления к природе духа методов физических наук», Троицкий отстаивал позицию эмпиризма и ассоцианизма («Немец­кая психология в текущем столетии», т. 1 - 1867, т. 2 -1883; «Наука о духе», 1882). По его инициативе в 1885 г. было создано Московское психологическое общество при Московском ун-те, ставшее крупным центром разработ­ки и популяризации психологических знаний в России (зак­рыто в 1922). Об-во развернуло широкую издательскую деятельность, частью к-рой явилось основание в 1889 г. Гро­том журн. «Вопросы философии и психологии» (после­дняя 141/142-я кн. вышлав 1918 г.). В работе «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880), по­священной исследованию проблемы чувств, Грот от­стаивал линию на самостоятельность психологии и вы­двинул теорию психического оборота - новое понима­ние психических процессов как актов, включающих 4 фазы, завершающихся действием во внешней среде. Сеченов выступил с первой в России конкретной программой со­здания психологии как самостоятельной науки, основу к-рой составила его рефлекторная концепция психическо­го. В этой программе, вызвавшей оживленную полемику (Кавелин, Самарин), заложены основы объективного и детерминистского анализа психической деятельности, позволившие разработать новое понимание психическо­го, противостоящего представлению о нем как объекте интроспекции (самонаблюдения). Рефлекс трактовался