Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 274 из 447)

Лит.: Соколов М. В. (ред.). Из истории русской психологии. М., 1961; Он же. Очерки истории психологических воззрений в России в XI-XVIII веках. М., 1963; Сеченов И. М. Избр. произв.: В 2 т. М., 1958; Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М., 1950. Т. 8-10; Ланге Н. П. Психологические исследования. Одесса, 1893; Онже. Психология. М., 1922; Павлов И. П. Поли, собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Двадцатилетний опыт. 2-е изд. М: Л,, 1961; Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философ­скую психологию. М., 1917; Он же. Реальность и человек. М., 1997; Челпанов Г. И. Введение в экспериментальную психоло­гию. М., 1915; Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии. М., 1923; Онже. Объективная психология. М., 1991;Лазурс-кий А. Ф. Очерк науки о характере. Спб., 1917; Возвращая забытое: Библиографические материалы по педологии (1917-1990). М., 1990; Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984; Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков. М., 1947; Он же. Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1980; Басов М. Я. Избр. психологические произв. М., 1975; Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976; Леон­тьев А. П. Избр. психологические произв.: В 2 т. М., 1983; Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989; Теплое Б. М. Избр. труды: В 2 т. М., 1985; Петровский А. В. Вопросы тео­рии и истории психологии. М., 1984; Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959-1960; Смирнов А. А. Развитие и совре­менное состояние психологической науки в СССР. Л., 1915;Яро-шевскийМ. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. Спб., 1993; Московская психологическая школа: история и совре­менность: В 3 т. М., 2004; Ждан А. И. История психологии. От античности до наших дней. 7-е изд. М., 2007.С. 158-16 197-206, 401-470; Психология в Московском университете, 1755-2005 / Под ред. А. И. Ждан. М., 2007.

А. Н. Ждан

ПУСТАРНАКОВ Владимир Федорович (5.05.1934, с. Вое кресенское Мелеузовского р-на Башкирской АССР -6.02.2001, Москва) - историк рус. философии, д-р фило софских наук. В 1958 г. окончил МГЙМО. С 1959 г. работа! в Ин-те философии АН СССР (РАН). Защитил докторск диссертацию «Капитал» К. Маркса и домарксистская фи­лософская мысль в России» (1982). Осн. темы исследований П.: становление философской мысли в пределах религиозной формы общественного сознания Древней Руси; философия классического рус. просвещения; фи лософские взгляды идеологов народничества; рус. либе­рализм и философия; распространение в России XIX i философии марксизма; модели истолкования марксист­ской философии в российской социал-демократии; спе­цифика развития философской мысли в Советской Рос сии; рус. философская мысль в ее международных свя­зях. Собственную позицию П. условно определял как уме­ренно «западническую», сформировавшуюся на противостоянии попыткам изобразить русскую филосо­фию как якобы превосходящую любую западноевропей­скую философию. С т. зр. П., все предпринимавшиеся с 30-х гг. XIX в. попытки создать оригинальную, принципи­ально отличную от зап., национально-рус. религиозную философию закончились неудачей, ибо эти концепции вступали в противоречие как с закономерностями разви­тия мировой философии, так и с идеей наднациональной по природе христианской философии, с ценностными ус­тановками православной доктрины. Рус. философия, счи­тал П., развивалась по общемировым законам; по пред­мету, содержанию, методам она в принципе не отличает­ся от западноевропейской; есть лишь специфические осо­бенности ее становления и темпов развития, круга изучаемых проблем, места в культуре.

Соч.: «Капитал» К. Маркса и философская мысль в России (кон. XIX - нач. XX в.). М., 1974; Г. В. Плеханов и диалектика Гегеля // Гегель и философия в России. М., 1974; Общественно-политические и философские идеи Н. Г. Чернышевского в до­революционной историографии русской мысли // Н. Г. Чер­нышевский в общественной мысли народов СССР. М., 1984; Вве­дение христианства на Руси (в соавт.). М., 1987; М. А. Бакунин // М. А. Бакунин: Избр. филос. соч. и письма. М., 1987; Познава­тельное и ценностное в мировоззрении молодого Петра Кро­поткина // Труды комиссии по научному наследию П. А. Кро­поткина. М., 1992. Вып. 1; Михаил Бакунин против Иммануила Канта // Кант и философия в России. М., 1994; Либерализм в России (в соавт). М., 1996; Основные вехи истории и особенно­сти развития российского шеллинговедения и историографии «русского шеллигианства» в XIX столетии // Философия Шел­линга в России XIX в. Спб., 1998; Фихте и университетская философия // Философия Фихте в России. Спб., 2000; Идеи Фихте в неакадемической философии // Там же; Философия Вольфа и русская «вольфиана» в отечественной историографии // Хрис­тиан Вольф и философия в России. Спб., 2000; Либерализм в России. Казань, 2002; Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. Спб., 2003.

А. Г. Мысливченко

«ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ» - труд Флоровского, опубликованный в Париже в 1937 г. Написан на ос­нове лекций, прочитанных в Православном богословс­ком ин-те в Париже; он содержит анализ не только бого­словских, но и религиозно-философских идей, начиная с крещения Руси и вплоть до 1917 г. Он дает представление о тех идейных исканиях и утратах, к-рые сопутствовали развитию богословских и мировоззренческих идей на Руси в течение десяти веков. По Флоренскому, все осн. понятия и термины «истинного» христианства выработаны отцами вост. церкви в полемике с еретическими взгля­дами и потому именно в их учениях раскрыта первичная правда Евангелия. Отсюда отрыв от патристики и византизма был, по его мнению, главной причиной всех пере­боев и в развитии рус. мысли. Всю историю последней он рассматривает сквозь призму борьбы вост. христианства, т. е. православия, против зап. влияний. Особо опасными для православия Флоровский считает идеи «латинства» и «лютеранства» как искажающие христианские ценности. В любом отклонении от богословских идей вост. отцов церкви ему видится влияние зап. «романтизма», «рацио­нализма», а поскольку мн. православные богословы и философы испытывали в той или иной степени влияние западноевропейской мысли, то критический и полеми­ческий настрой превалирует в книге. Недаром Бердяев писал, что ее точнее было бы назвать не «Пути...», а «Бес­путство русского богословия», а еще более точно «Бес­путство русской мысли» или рус. духовной культуры, поскольку в ней рассматривается не одно только бого­словие. При этом автор «П. р. б.» не ставит вопроса, соответствуют ли сами писания вост. отцов Священному писанию, ведь и между самими византийскими богосло­вами полного единства взглядов не было. В предисловии ко 2-му изд. книги (Париж, YMCA-Press, 1983) прот. И. Мейендорф отмечает, что она является выражением церковно-исторического мировоззрения и отвержением софиоло-гии во всех ее видах. Рус. софиология трактуется Флоровским как разновидность нем. идеализма, как своеобраз­ный гностицизм и отход от святоотеческого предания, т. е. как несовместимая с православием. Сам Флоровский не­задолго до своей кончины так оценивал свой труд: «Пути...» не представляют собой единства. Книга была сделана на основе моих лекций в Свято-Сергиевом институте. Неко­торые из них я переработал, другие нет. Некоторые темы я развивал, другие - нет. Много сейчас устарело. Писа­лась-то она больше сорока лет назад. Угол зрения теперь другой, он стал шире. Сегодня нельзя, например, рассмат­ривать Пушкина и Тютчева в том же свете. У нас теперь много нового материала - особенно это касается ранне­го периода, о котором у меня идет речь в первой главе. В то время, например, у нас ничего не было по Максиму Гре­ку, а теперь материалов много. Расширились также знания и по 17-му веку. То, что мной было написано об Александ­ре I и его времени, было ново и оригинально, и это остает­ся в силе. Однако последняя глава не завершена - история с тех пор продолжалась» (Блейн Э. Завещание Флоровского // Вопросы философии. 1993. № 12. С. 83). Несмотря на та­кую самокритичную оценку, а так же критические замеча­ния в адрес книги со стороны нек-рых историков рус. фи­лософии, труд Флоровского остается до сего времени од­ним из самых фундаментальных исследований истории рус. богословской и религиозно-философской мысли. Книга представляет собой также основательный библиографи­ческий справочник, ибо все главы сопровождаются под­робным указателем литературы с авторскими замечания­ми и рекомендациями по каждому вопросу.