Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 275 из 447)

С о ч.: Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991); 2-е изд. - Париж, 1983.

Л и т.: Берд Т. Отец Г. Флоровский // Новый журнал. 1980. № 138. С. 208-213; Бердяев Н. Ортодоксия и человечность (Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия) // Путь. 1937. № 53. С. 33-65; Н. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 2. С. 205-216; Блейн Э. Завещание Флоровского // Вопросы философии. 1993. № 12. С. 80-86; Лот-Бородина М. И. Прот. Георгий Флоровский «Пути русского богословия» // Современ­ные записки. 1938. № 66. С. 461^-63; Мейендорф И. Ф. «Пути русского богословия» о. Г. Флоровского // Вестник РХД. 1980. № 132 (III—IV). С. 42^6; ФотиевК. В. Памяти прот. Г. Флоров­ского // Вестник РХД. 1979. № 130 (IV). С. 26-28; Георгий Фло­ровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995.

А. Т. Павлов

«ПУТЬ» - орган рус. религиозной мысли при религиоз­но-философской академии в Париже. С сентября 1925 по март 1940 г. вышли № 1-61 журнала. Редактором его был Бердяев, соредакторами Вышеславцев и Г. Г. Кульман. Ближайшими сотрудниками журнала, как сообщалось в его № 1, числились Арсеньев, С. С. Безобразов, Булгаков, И. П. Демидов, Б. К. Зайцев, Л. А. Зандер, Зеньковский, А. В. Ельчанинов, П. К. Иванов, В. Н. Ильин, Карсавин, Карташев, Н. О. Лосский, А. М. Ремизов, Савицкий, Сувчинский, Г. Н. и Н. С. Трубецкие, Флоренский, Франк, С. И. Четвериков. В дальнейшем состав сотрудников ме­нялся, привлекались также фр., нем. и англ. корреспон­денты (Ж. Маритен, П. Тиллих, С. Оллард и др.). В про­граммной редакционной ст. «Духовные задачи русской эмиграции» в качестве осн. задачи издания выдвигалось сохранение преемственности рус. духовной культуры, подчеркивалась высокая роль последней в совр. об-ве: «Путь мысли входит в путь жизни, как один из ее опреде­ляющих моментов. Познанию принадлежит творческая роль в жизни. Русским в эпоху всеобщего смешения нуж­но повышение умственной и духовной культуры» (Путь. 1925. № 1). Общее философское умонастроение журнала характеризуется ориентацией на творческие традиции та­ких представителей рус. религиозной мысли, как А. С. Хомяков, Достоевский, В. С. Соловьев, Бухарев, Несме­лое, Федоров. Православная платформа журн. «П.» стала удобным местом для теоретических встреч католиков и протестантов, католиков-модернистов и католиков-томи­стов в лице их ведущих представителей. Поэтому выход журнала был значительным явлением не только рус, но и общеевропейской культуры. Полную библиографию жур­нала можно найти в парижском издании каталога YMCA-Press за 1921-1956 гг.

Лит.: Оболенский А. П. Указатель авторов, предметов, ре­цензий к журналу «Путь» (Париж, 1925-1940). Нью-Йорк, 1986; Абрамов А. И. «Путь» (№ 1-61) - орган русской религи­озной мысли при религиозно-философской академии в Париже // Путь. Кн. I (1-6). М., 1992.

А. И. Абрамов

«ПУТЬ К ОЧЕВИДНОСТИ» - произв. И. А. Ильина (изд. посмертно в Мюнхене в 1957 г.), подводящее итог его многогранной философской деятельности. Совр. челове­чество, утверждает Ильин, переживает глубочайший кри­зис; в своей основе это кризис духовный, т. е. разрушение коренных духовных начал человеческого бытия. Важней­шая задача состоит в том, чтобы восстановить и обновить эти начала, для чего необходимо глубоко проникнуть в их подлинную природу, а также понять особенности усвое­ния и трансляции духовных ценностей в об-ве, роль раз­личных социальных ин-тов (семьи, нации, государства и т. д.) в данном процессе. Осн. внимание в книге уделяется ос­мыслению природы духовности, строения и закономер­ностей творческого акта, созидающего культуру, что по­зволило бы дать совокупность рекомендаций и правил, помогающих человеку осуществить прорыв к первоос­новам его бытия. Ключевую роль в решении указанных проблем призвана сыграть, полагает Ильин, философия как неистребимое стремление человека достичь «ясного для всех понимания в делах высшей и последней важнос­ти». А для этого философы должны отказаться от конст­руирования универсальных систем и осознать простую мысль: настоящий философ выражает только то, что ста­ло содержанием его собственного духовного опыта. Так, нравственное не может быть постигнуто, изображено в отвлеченных построениях, оно должно быть реально пе­режито и прочувствовано. Философ, рассуждающий о любви, радости, добродетели, долге, добре и зле, силе воли, свободе, о характере и др. подобных предметах по чужим книгам или понаслышке, не познает ничего. Духовно-нрав­ственный опыт требует всего человека, нельзя написать «Этику», не имея за собою живой опыт любви, борьбы и страданий. Только тому, кто по-настоящему переживет это, откроется нравственное измерение вещей и людей. Точно так же обстоит дело, считает Ильин, и при анализе др. сфер деятельности духа, этого подлинного и единствен­ного предмета философии. Каков бы ни был объект, в к-ром так или иначе «просвечивает» духовное начало бы­тия, философ должен, во-первых, вызвать в себе реаль­ные переживания этого объекта; во-вторых, напряженно всматриваться в сущность своего опыта, связанного с эти­ми переживаниями; в-третьих, попытаться выразить в очевидной для всех форме пережитое и усмотренное со­держание. Настоящий философ, утверждает Ильин, дол­жен руководствоваться следующим осн. правилом: сна­чала - быть, потом - действовать и лишь затем философ­ствовать. Важнейшая его задача в том, чтобы развивать свой духовный опыт, совершенствовать и обогащать ме­тоды работы с ним. Только сам став орудием духа, он может познать сущность духа и на этой основе попытать­ся очертить путь, ведущий к постижению подлинного смысла явлений, причем в разумной для каждого разви­того человека, отчетливой форме. В этом смысле фило­софия призвана стать деятельностью, придающей чело­веческому бытию предельную предметность и очевид­ность. Т. обр., путь к очевидности, как его понимает Иль­ин, т. е. к разумному и отчетливому постижению высших ценностей существования, лежит через накопление и ос­воение духовного опыта личности. Этот путь человек может пройти только сам, философ же призван пояснить, что такой путь не бессмыслен, и расчистить нек-рые пре­граждающие его завалы. Самый серьезный из последних - феномен, к-рый Ильин назвал интеллектуализмом, по­нимая под последним преувеличенное представление о возможностях мышления и рациональности. В результа­те главные духовные способности человека - сердце и разум, - превратились постепенно в отвлеченный рассу­док, в сухое наблюдающее и анализирующее мышление. Чтобы возвратить себе все то прежнее богатое и глубокое содержание, к-рым философия обладала вплоть до Геге­ля включительно, и к-рое она в значительной мере утра­тила в последующий период, философская мысль вновь должна стать созерцающей, интуитивной, повинующей­ся сердцу так, что все пути будут идти к сердцу, исходить из сердца. Ибо сердечное созерцание, совестная воля и верующая мысль, суть три великие силы нашего будуще­го. См. также Очевидность, Предметность, «Аксиомы религиозного опыта», И. А. Ильин.

С о ч.: Путь к очевидности. М., 1993. С. 289-403; Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 381-557.

Л и т.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 129-133; Полторацкий Н. П. И. А. Ильин: жизнь, труды, мировоззрение. Нью-Йорк, 1989; Кураев В. И. Философ волевой идеи // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 497-509.

В. И. Кураев

ПУШКИН Александр Сергеевич (26.05 (6.06). 1799, Моск­ва - 29.01 (10.02). 1837, Петербург) - поэт, прозаик, исто­рик, публицист, создатель совр. рус. литературного языка как основы развития самобытной национальной культу­ры, воплотивший в своих соч. ее важнейшие особенно­сти. Наследие П. оказало большое воздействие на рус. философскую мысль XIX-XX вв., темы к-рой были во многом развитием пушкинского понимания человека, его свободы и творчества, философии рус. истории и культу­ры. В Царскосельском лицее П. слушал лекции Куницына, Галича, изучал логику, эстетику, нравственную фило­софию, здесь он увлекся просветительством XVIII в. Вли­яние просветительства, включавшее элементы республи­канизма и «площадного вольнодумства» (А. И. Тургенев), было впоследствии преодолено П. Ранний романтизм («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Бахчисарайский фон­тан», «Кавказский пленник») сменился преобладанием реалистической тенденции, что выразилось в создании П. масштабных картин рус. действительности («Евгений Оне­гин») и истории («Борис Годунов»). Вышеславцев в кн. «Вечное в русской философии» (1955), уделяя особое вни­мание П. как мыслителю, представил поэта певцом сво­боды (вольности). П., по его мнению, выразил «всю многозначительность свободы, все ее ступени»: от сти­хийной, природной, гражданской и правовой до высшей, духовной, «свободы пророческого слова, не боящегося ни царства, ни священства». Однако вольность П. не была повторением ни революционной проповеди Радищева, ни политического радикализма декабристов. Человек должен быть свободен, считал он, «в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом». Осуждение тирании, отстаивание прогрессивных измене­ний существующего строя П. мыслил «без насиль­ственных потрясений политических, страшных для чело­вечества». В его «Путешествии из Москвы в Петербург» (1833-1835) рассказчик путешествует в обратном радищевскому порядке и излагает иной образ мыслей. Тече­ние, поднявшее П. на вершину рус. культуры, соединяло , в себе различные потоки - от древнерус. летописей, бы­лин и сказаний до Ломоносова, Жуковского и Карамзина и от Шекспира и Мольера до Вольтера, Гёте и Байрона.