Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 276 из 447)

Энциклопедические знания П. в области рус. истории, по оценке Ключевского, «сделали бы честь любому ученому-историку». Без них было бы немыслимо написание «Истории Пугачева», «Арапа Петра Великого», «Капитанской дочки», «Полтавы». Для П. характерно це­лостное и объективное восприятие рус. истории: она со­стоялась так, как состоялась, и негодование, осуждение ее «неправильного» хода или, напротив, восторги в ее оценке неуместны. П. не отрицает, в определенных пре­делах, роль провиденциального фактора в делах челове­ческих. Однако «провидение не алгебра», в истории, со­гласно П., невозможна формула: «Иначе нельзя было быть». Ум историка «не пророк, а угадчик», ибо невозмо­жно предвидеть роль случая в ходе исторических событий («Наброски третьей статьи об «Истории Русского Народа» Н. А. Полевого, 1830-1831). П. считал, что объяснение рус. истории требует «другой формулы», нежели история хри­стианского Запада. Здесь он близок к Чаадаеву. Однако конечные выводы у П. и Чаадаева совершенно разные. По­лучив от Чаадаева оттиск его «Философического письма», П. написал автору письмо, содержавшее более тонкий и перспективный анализ отечественной философии исто­рии. Высокую оценку этого письма дал Гершензон, пока­завший, что если бы из всего наследия П. до нас дошли только эти строки, то и этого «было бы достаточно, чтобы признать его замечательнейшим человеком тогдашней России» (Грибоедовская Москва. П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989. С. 190). Если первое из «Философи­ческих писем» Чаадаева содержало аргументы в пользу принципиального разделения истории России и Запада, использованные впоследствии западничеством, то П. утверждает, что при всем ее своеобразии история России есть пример служения не частным, а всеобщим европей­ским интересам и особенно это проявлялось «в тот мо­мент, когда человечество более всего нуждалось в един­стве» (в период нашествия Орды, во время наполеонов­ских войн и т. д.). Даже трагические переломы истории, к-рые, казалось, ставили Россию вне Европы (татаро-мон­гольское нашествие), П. истолковывал в духе ее высокого христианского предназначения: «Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возврати­лись на степи своего востока. Образующееся просвеще­ние было спасено растерзанной и издыхающей Россией» («О ничтожестве литературы русской», 1834). В записке «О народном воспитании» (1826), адресованной импера­тору, П. предвосхитил позднейшую мысль Гоголя о необ­ходимости налаживания в нашей стране россиеведения. Он предлагал учреждение специальных кафедр - рус. ис­тории, статистики и законодательства, целью к-рых долж­но было бы стать широкое изучение России, подготовка молодых умов, «готовящихся служить отечеству верою и правдою». П. признавал самобытность рус. культуры, ибо «климат, образ правления, вера дают каждому народу соб­ственную физиономию». Особое внимание поэт уделял исследованию рус. языковой «стихии, данной нам для сооб­щения наших мыслей», ратуя за максимальное использо­вание всех языковых выразительных средств. Он считал (в отличие от А. С. Шишкова) малоперспективным заняти­ем конструирование философских терминов-славяниз­мов, отыскание славяно-рус. эквивалентов латино-греч. метафизическим понятиям. Поскольку «метафизического языка у нас вовсе не существует», то в области «ученос­ти, политики и философии» отнюдь не зазорно использо­вать терминологию иностранного происхождения. П. кри­тиковал многочисленные язвы и грехи России, кому бы они ни принадлежали, в т. ч. представителям царствую­щего дома Романовых: «азиатское невежество», обитав­шее при дворе (о допетровской эпохе), «жестокая деятель­ность деспотизма», «ничтожность в законодательстве», «отвратительное фиглярство в сношениях с философами» (об Екатерине II). В то же время П. не терпел «безумных и несправедливых» нападок на отечество. По его словам, можно понять, если не оправдать предвзятость тех евро­пейцев, кто не хочет «любить ни русских, ни России, ни истории ее, ни славы ее»; в целом отношение Европы к России всегда было «столь же невежественно, как и неблагодарно». Но нельзя прощать «клеветников России», особенно ту категорию людей, к-рая в ответ на «русскую ласку» способна «клеветать русский характер, мазать гря­зью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев» («Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений», 1830). Нападки на праотцев П. воспринимал как оскорбление народа, нравственного достоинства нации, составлявшего осно­ву патриотизма. А. А. Блок, считая, что «лучшие наши художники были мыслителями и философами», отводил II. особое место в этой плеяде. Особенное значение име­ет П. как вдохновитель всех поколений рус. философов, разрабатывавших тему национального своеобразия рус. мысли начиная с 30-х гг. XIX в. Белинский стоит у истоков традиции, представляющей поэта ярчайшим выразителем рус. характера, его национально своеобразных и общече­ловеческих устремлений: «Пушкин был выразителем со­временного ему мира, представителем современного ему человечества, но мира русского, но человечества русско­го» («Литературные мечтания», 1834). Эту традицию продолжил Григорьев, к-рому принадлежит знаменитое высказывание «Пушкин - наше все» (т. е. не только худо­жественный гений, но и выразитель «всех обществен­ных и нравственных наших сочувствий»). Достоевский в своей речи на пушкинском празднике в 1880 г. провозг­ласил на примере творчества П. тезис о всемирной от­зывчивости рус. культуры. Он был направлен на пре­одоление идейного противостояния славянофильства и западничества и послужил основой для последующего развития жанра русской идеи всеми его разработчика­ми, от В. С. Соловьева до Бердяева, так или иначе обра­щавшимися к идее духовного универсализма, воплощен­ной в творчестве П. Особую позицию в отношении к «всемирной отзывчивости» занял К. Н. Леонтьев, счи­тавший, что Достоевский абсолютизировал пушкинскую «всемирную любовь» к человечеству, отрицая т. обр. самобытность рус. культуры. Отношение к П. было важ­ным пунктом полемики представителей нигилизма и почвенничества в 60-е гг. XIX в. В противоположность

Григорьеву и его последователям, представлявшим соч, П. эталоном высокого творчества и христианской люб­ви, Писарев объявил П. «знаменем неисправимых ро­мантиков и литературных филистеров». Творчество П. рассматривается также в качестве основы для преем­ственной связи между золотым и серебряным веками рус. литературы и гуманитарной культуры XIX и нач. XX в. (Пушкин в русской философской критике. Конец XIX-первая половина XX в. М., 1990. С. 6). В этот пери­од поэзия П., особенно его стихотворение «Пророк» (1826), стала непременным компонентом художественно-философских дискуссий, характерных для религиозно-философского возрождения нач. XX в. и нашедших про­должение в послеоктябрьском зарубежье. Большинство их участников соглашались с тезисом о религиозном гуманизме П., обосновывая его по-разному. Мереж­ковский утверждал о сочетании языческого и христи­анского начал у П.; Булгаков писал о «софийности» его поэзии; В. Н. Ильин, вслед за Вяч. Ивановым и А. Белым, раскрывал тему борьбы «аполлонического» и «дионисийского» в творческом наследии поэта. Спе­циально посвятили П. свои произв. также Зеньковский, И. А. Ильин, Федотов, П. Б. Струве, Флоровский. Наи­более интенсивными и обширными были исследова­ния о П., принадлежавшие перу Франка, к-рый выска­зал актуальную и поныне мысль о необходимости ре­конструкции «феноменологии пушкинского духа» и создании «толкового «философского» словаря» П.

С о ч.: Поли. собр. соч.: В 17 т. М.; Л., 1937-1959.

Лит.: Белинский В. Г. Статьи о Пушкине // Поли. собр. соч. Т. 7. М., 1955; Киреевский И. В. Нечто о характере поэзии Пуш­кина // Критика и эстетика. М., 1979; Гершензон М. О. Муд­рость Пушкина. Томск, 1997; Григорьев А. А. Взгляд на рус­скую литературу со смерти Пушкина // Соч.: В 2 т. М, 1990. Т.2; Достоевский Ф. М. Пушкин; Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине // Поли. собр. соч.: В 30т. Л., 1984. Т. 26; Леонтьев К. Н. О всемирной любви // Собр. соч. М., 1912. Т. 8; Франк С. Л. Пушкин как политический мысли­тель. Белград, 1937; Асмус В. Ф. Эстетика Пушкина // Знамя. 1937. № 2; История эстетической мысли: В 6 т. М., 1986. Т.З С. 344-350; Волков Г. Н. Мир Пушкина. М., Ш9;МалжинВ.А. Пушкин как мыслитель. Красноярск, 1990; Пушкин в русской философской критике. Конец XIX - нач. XX век. М., 1999; А. С. Пушкин: pro et contra: В 2 т. Спб., 2000.

М. А. Масин

РАЕВСКИЙ Владимир Федосеевич (28.03(8.04). 1795, с. Хворостянка Курской губ. - 8(20).07.1872, д. Малышевка, ныне Усть-Удинского р-на Иркутской обл.) - декаб­рист, поэт, социальный мыслитель. Учился в Благород­ном пансионе при Московском ун-те. Участвовал в Бо­родинском сражении и заграничных походах. Член тай­ных обществ, начиная с Союза благоденствия. В 1822 г. был привлечен к суду, а в 1827 г. сослан в Сибирь; после краткосрочного приезда в Центральную Россию в 1856 г. вернулся в Иркутск. Считается одним из первых идеоло­гов декабризма, осуждавших крепостничество и требо­вавших его отмены в интересах развития России (ст. «О рабстве крестьян», «О существе законов Монтескье», «О политике» и др.). Испытал влияние просветительской идеологии, считал, что мир познаваем, а человек - су­щество животного происхождения, но обладающее умом и душой и способное разгадывать самые глубокие тай­ны мироздания. Утверждал, что опора на ум - это и необходимая предпосылка грядущего переустройства об-ва, вследствие чего обвинялся в «вольнодумстве со­вершенно необузданном». Придерживался позиций деизма, высмеивал Библию и соотносил религию с не­вежеством. Оказал влияние на молодого Пушкина (с к-рым встречался во время его ссылки в Кишиневе). Налажи­вал преподавание по ланкастерской системе (когда стар­шие ученики под контролем наставника обучают млад­ших) на юге Российской империи, исходя из убеждения, что просвещение - путь к свободе, вел антимонархиче­скую агитацию. Требовал жесткого соблюдения осно­ванных на разуме правил нравственности, за что был прозван в молодости спартанцем. Р. являлся одним из создателей жанра гражданской поэзии; он воспевал на­циональную самобытность России, где постоянно пы­лали очаги свободы - начиная с древн. городов Новго­рода и Пскова. Призывал содействовать освобождению народов - греч. и славянских - от турецкого ига. Спо­собствовал культурному развитию Сибири, с к-рой свя­зывал будущее России.