Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 282 из 447)

Соч.: Избр. пед. соч. М., 1958.

Л и т.: Шимановский М. В. Петр Григорьевич Редкий: Био­графический очерк. Одесса, 1890; Е. О. Здравый идеализм // Вестник Европы. 1889. Кн. 6.

В. А. Малинин

РЕЙСНЕР Михаил Андреевич (1868, Виленская губ. -8.08.1928, Москва) - теоретик права, социальный психо­лог, историк. Окончил юридический ф-т Варшавского ун­та (1893). Преподавал юридические науки в ряде ун-тов, в Парижской высшей школе социальных наук. Рано вклю­чился в революционную деятельность: поначалу был на­родником, с 1905 г. сблизился с большевиками, перепи­сывался с Лениным. После Октябрьской революции 1917 г. работал в органах советской власти, участвовал в разра­ботке первой Конституции РСФСР. Р. - один из основате­лей Комакадемии. Философские взгляды Р. эволюциони­ровали от позитивизма к марксизму. Необходимую яс­ность, полноту и законченность марксизму должны были придать, как он полагал, теория Петражицкого и нек-рые идеи 3. Фрейда. Абсолютизируя и в каком-то смысле доводя до абсурда тезис Маркса и Энгельса о надстроеч­ном характере государства, Р. воспринимал последнее только как определенную форму идеологии. Государ­ственная власть - лишь идея, к-рая входит в сознание че­ловека и становится принципом его политического пове­дения. Осн. масса населения живет вне государственного сознания, потенциально содержит в себе антигосудар­ственный, анархический идеал и только с течением длительного времени начинает ощущать себя связанной с государством, чувствовать необходимость повиновать­ся власти. Но все-таки ядром психологии масс остается анархический идеал, к-рый в конечном итоге и реализует­ся в безгосударственном коммунистическом об-ве. Пос­ле Октября 1917 г. Р. представлял собой типичного левого радикала, ожидавшего скорого отмирания всех атрибу­тов буржуазного об-ва (прежде всего государства и пра­ва) и наступления коммунизма. В основу революцион­ной юстиции он предлагал положить интуитивное право, отвечающее требованиям «правды и справедливости» и способное нейтрализовать процесс перерастания совет­ской власти из пролетарской диктатуры в типично буржу­азное государство.

Соч.: Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. Спб., 1908; Государство. Ч. 1-3: В 2 вып. М., 1911-1912; Буржуазное государство и РСФСР. М.; Пг, 1923; Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л., 1925.

Лиг.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 47. С. 81-132; История философии. М., 1965. Т. 6, кн. 1. С. 304, 488; Психоанализ. Популярная энциклопедия. М., 1998. С. 396-397; История по­литических и правовых учений. М., 2004. С. 788-792.

В. Н. Жуков

РЕРИХ Елена Ивановна (12(24).02.1879, Петербург-5.10.1955, Калимпонг, Индия) - философ, ученый, публи­цист. С 1924 г. жила и работала в Индии. Род. в семье, окружение к-рой составляли известные музыканты, пи­сатели, художники; была одаренной личностью, достигла высокого уровня исполнительского искусства на форте­пьяно, профессионально занималась рисованием, изуча­ла философию, мифологию и религию. Связав свою жизнь в 1901 г. с Н. К. Рерихом, она стала его ближайшим со­трудником и вдохновителем всех начинаний. Большую по­мощь Рерихам в культурной деятельности оказывали сы­новья - Юрий и Святослав. Семья Рерихов - это единое целое, жившее светлой устремленностью к созиданию культуры. Р. принимала самое деятельное участие в осуществлении всех проектов семьи. Важное место зани­мала в них культура Востока с т. зр. ее синтеза с культурой Запада. В этом синтезе особая роль отводилась России в силу открытости и восприимчивости рус. души. В кон­тексте этой идеи Рерихи восприняли Октябрьскую рево­люцию. Наиболее трагические ее страницы рассматри­вались ими как испытание рус. национального духа, допу­щенного провидением для подготовки России к ее гряду­щей миссии по духовному возрождению человечества. «Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, -писала Р., - но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличению - так было, так будет». В том, что так будет, она не сомневалась, ибо обладала даром предвиде­ния. Во время Отечественной войны Рерихи делали все возможное для поддержки рус. народа. После войны они решили осуществить свою давнюю мечту - вернуться на родину. Однако смерть Н. К. Рериха в 1947 г. помешала этому. Это же событие побудило Р. переехать с сыном Юрием в Калимпонг, где прошли последние годы ее жиз­ни. Энергетическое мировоззрение разделялось всей се­мьей Рерихов. Важную роль в его выработке играл ин-т «Урусвати» - «Свет Утренней звезды». Его почетным пре­зидентом стала Р., именем к-рой он был назван. Главной задачей этого научного центра, опиравшегося на меж­дународное сотрудничество, было комплексное изучение человека. С ин-том сотрудничали Н. И. Вавилов, Л. де Бройль, А. Эйнштейн и др. Взгляды Р. формировались под влиянием вост. философии и религии, и прежде всего та­ких трудов, как «Провозвестие Рамакришны», «Бхагавад-гита», «Ламрим Чен-по» и соч. Вивекананды. Все это позволило ей осуществить свою главную жизненную за­дачу, к-рую она усматривала в синтезе сокровенного уче­ния Востока с научными достижениями зап. цивилиза­ции. Эта задача была реализована в 14-томном труде «Жи­вая этика», или «Агни Йога», к-рая явилась итогом сотворчества Р. с Махатмами, назвавшими ее «Матерью Агни Йоги». Стержнем «Живой этики», как подчеркивала Р., выступает практически ориентированное учение о ду­ховно-нравственном совершенствовании человека. В ос­нове всех явлений бытия, с ее т. зр., лежит психическая энергия, пронизывающая все сущее. Человек может использовать эту энергию на созидание или разрушение в зависимости от характера своих нравственных мотивов. Нравственность и энергетические центры человека взаи­мосвязаны через его мысли, сознание. «Мысли управля­ют миром», - писала Р. Отсюда, считала она, человек до­лжен постоянно очищать, дисциплинировать мышление, порождать только чистые и светлые мысли. В этом ему призвано помочь сердце, выступающее «престолом со­знания», «средоточием жизни». Только через сердца, на­полненные любовью и светом, человечество, по мнению Р., способно гармонизировать свои энергии с энергиями космоса и вступить в новый этап космической эволюции.

С о ч.: Агни Йога: В 6 т. М., 1992; Основы буддизма. Спб., 1992; Криптограммы Востока. Рига, 1992; Преподобный Сер­гий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991; Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. Минск, 1992; Письма Е. Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993.

Л и т.: Ключников С. Ю. Провозвестница эпохи огня. Ново­сибирск, 1991; Шапошникова Л. В. Сотрудница Космических Сил. Предисловие ко 2-му изд. кн. «Письма Елены Рерих», 1929-1938: В 2 т. Минск, 1992.

В. В. Фролов

РЕРИХ Николай Константинович (27.09(9.10). 1874, Петер­бург - 13.12.1947, Кулу, Индия) - философ, живописец, археолог, географ, писатель. В 1897 г. Р. окончил Акаде­мию художеств, с 1909 г. стал действительным ее членом, ас 1910 г. - председателем художественного объединения «Мир искусства». Р. взрастил свою любовь к рус. культу­ре, занимаясь раскопками древнеславянских поселений, создавая цикл картин «Начало Руси. Славяне», участвуя в выставках рус. искусства. Вместе с тем он рассматривал рус. культуру в общемировом контексте, разрабатывая идею единства культур России, Востока и Запада. Эта идея получила воплощение в его многочисленных живопис­ных, философских, научных и литературных работах, по­явившихся в результате путешествий по Европе, США и Азии. В 1923-1928 гт. Рерихи совершают уникальную Цен­трально-Азиатскую экспедицию по маршруту Индия -Гималаи - Тибет - Алтай - Монголия - Китай - Тибет -Индия. Для обобщения результатов экспедиции они со­здали в 1928 г. в Кулу (Индия) международный центр Ин-т гималайских исследований («Урусвати»). На его базе изу­чалась культура народов Азии, проводились естествен­но-научные исследования. Практическим результатом изучения культуры явился Пакт о международной охране памятников культуры во время военных действий (Пакт Рериха, 1929). На основе Пакта Рериха была принята «Га­агская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Мировоззрение Р., сложившееся под влиянием трудов индийских философов Рамакришны, Вивекананды, Тагора и др., опирается на представление об энергии космического огня, творящей все сущее. Различные уровни бытия охвачены энергоин­формационными взаимодействиями, регулируемыми космическими законами. Если человек действует в соот­ветствии с указанными законами, он направляет энергию в творчество, созидание. Поступая же вопреки законам, он направляет энергию в разрушительное русло и дегра­дирует. Энергия огня заключена в каждом человеке, кос­мическое предназначение к-рого состоит в ее возжига­нии, что побуждает его к духовному совершенствованию, к созиданию, сотрудничеству с др. людьми. Важную роль в достижении этой цели играет постоянная устремлен­ность его к культуре. Через духовное совершенствование, расширение сознания человек гармонизирует свои взаи­моотношения с космосом, одухотворяет грубую материю, освещает тьму огнем своего сердца, включаясь в беспре­дельную космическую эволюцию. Деятельность челове­ка нравственна в той мере, в какой направлена на осуще­ствление идеала всеобщего блага, к-рый зиждется на кос­мическом законе даяния. Чем больше человек дает миру, тем радостнее, возвышеннее и светлее становится его жизнь. Средством осуществления этого закона является самоотверженный труд и всепрощающая, всевозвышаю-щая любовь. Космос пронизан красотой и беспределен в своей неизведанности. Восприятие красоты и познание космических законов лежит в основе культуры. Знание о законах космоса составляет содержание учения, данного людям Махатмами (великими индийскими философами) для гармонического устроения жизни. Однако человечес­кий разум не в состоянии раскрыть тайны космоса, т. к. его возможности оказались исчерпанными. В наступаю­щую эпоху на это способно человеческое сердце. Поэто­му все, что возникает в разуме, должно быть пропущено через сердце. Культура передается от сердца к сердцу че­рез чувствознание. Но далеко не все люди способны на это. Чтобы чувствознание заработало, нужно усвоить язык сердца и раскрыть последнее навстречу любви и свету. Культура является источником благородства духа, чело­веческого достоинства, взаимного доверия и сотрудниче­ства. Человек, усвоивший культуру, освобождается от стра­ха и предрассудков, понимает важность сотрудничества, продуктивность общего созидания. Она учит его не те­рять времени в праздности и становиться истинным сотрудником безграничных космических энергий, не вре­дить другим и знать, что человек получает в вечном дая­нии. Особое место в культуре занимает искусство, объе­диняющее человечество, просветляющее человеческое сознание и выступающее знаменем грядущей гармонии.