Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 284 из 447)

С о ч.: Соч.: В 2 т. М., 1990; Собр. соч. М., 1994-2007. [Т. 1-24]; Уединенное. М., 1990; Несовместимы контрасты жития: Лите­ратурно-эстетические работы разных лет. М., 1990; Религия. Философия. Культура. М., 1992; «Иная земля, иное небо...». М., 1994; О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. Спб., 1995.

Лит.: Глинка-Волжский А. С. Мистический пантеизм Роза­нова// Из мира литературных исканий. Спб., 1906,БердяевН.А. О новом религиозном сознании (О Розанове в связи с Мереж­ковским) // Бердяев Н. A. Sub specie aeternitatis. Спб., 1907; Мережковский Д. С. Розанов // Мережковский Д. С. Было и будет. Пг., 1915; Голлербах Э. В. В. Розанов. Личность и твор­чество. Пг, 1922; Шкчовский В. Б. Розанов. Пг., 1922; Гиппиус 3. Н. Задумчивый странник. О Розанове // Живые лица.

1925. Вып. 2; Курдюмов М. О Розанове. Париж, 1929; Синяв­ский А. Д. «Опавшие листья» В. В. Розанова. Париж, 1982; Николюкин А. Н. Василий Васильевич Розанов. М., 1990; Он же. Розанов. М, 2001; Фатеев В. А. В. Розанов: Жизнь, творчество, личность. Л., 1991; Он же. С русской бездной в душе: Жизнеописание Василия Розанова. Спб.; Кострома, 2001; Сукач В. Жизнь Василия Васильевича Розанова «как она есть» // Москва. 1991. № 10, 11; 1992. № 1; Настоящая магия слова: В. В. Розанов в литературе русского зарубежья. Спб., 2007; Розановская энциклопедия. М., 2007; История русской фило­софии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 393-399.

С. Р. Федякин

РОЗЕНБЕРГ Оттон Оттонович (Юлиус Карл Оттон) (7(19).07.1888, Фридрихштадт (Яунелгова) (совр. Латвия) -26.09.1919, Петроград) - востоковед, историк буддийской философии. Буддологическую подготовку получил на вост. ф-те Петербургского ун-та под руководством Щер-батского; в студенческие годы стажировался в Бонне у известного санскритолога Г. Якоби. По окончании ун-та Р. - сотрудник кафедры санскритской словесности вост. ф-та; в 1911 г. в течение полугода занимался япон. языком и слушал лекции по япон. культуре в Берлине, в Семина­рии вост. языков. В 1912 г. был направлен на стажировку в Японию, поступил в аспирантуру при Токийском ун-те. В Японии Р. подготовил и выпустил 1-ю ч. работы «Введе­ние в изучение буддизма по японским и китайским ис­точникам» (Свод лексикографического материала. Токио, 1916), представлявшую собой указатель санскрит., кит. и япон. буддийской философской терминологии. По воз­вращении в Россию (1916) Р. преподает в Петроградском ун-те, с 1917 г. - приват-доцент; в 1918 г. защищает магис­терскую диссертацию (по 1-й и 2-й ч. «Введения...»), со­трудничает в Азиатском музее и этнографическом отделе Рус. музея. Главный труд Р. - «Проблемы буддийской философии» (2-яч. «Введения...». Пг, 1918). Его предмет-«Энциклопедия абхидхармы» (санскрит. Абхидхармакоша) - соч. буддийского философа Васубандху (V в. н. э.). Р. называл этот текст «суммой» буддийского философ­ского учения. Центральной темой оказывается теория дхарм как базовая конструкция буддийских теоретиче­ских построений и связанные с ней классификации пред­метов, рассматриваемых учением, способы постановки и структурирования его проблем. Р. указал при этом на такие существенные моменты, как «двойственное значе­ние терминов», допускающих в пределах одного и того же рассуждения как психолого-гносеологическое, так и онтологическое истолкование; внутреннее единство внеш­не различных и часто альтернативных уровней описания одной и той же реальности; наличие у буддистов несколь­ких взаимозаменяемых «картин мира»; разделение «сфер влияния» между т. наз. общебуддийским философским учением и доктринальными построениями различных школ. Р. рассматривал «Проблемы буддийской филосо­фии» как опыт реконструкции философских оснований буддийского учения, выдвинув при этом ряд принципов, важных для буддологии и не потерявших актуальности и в наши дни. Одной из заслуг Р. является последовательная критика европоцентризма в подходе к буддийской, как и вообще к вост. философии, что связано с раскрытием «собственных законов» каждой школы, по к-рым только и можно судить о ней.

С о ч.: Об изучении японского буддизма. О понимании вос­точной души // Буддизм: Проблемы истории, культуры, совре­менности. М., 1990; Труды по буддизму. М., 1991; Die Problemen der buddhistischen Philosophie. Heidelberg, 1924; Die Weltanschauung des modemen Buddhismus im Femen Osten. Heidelberg, 1924; Кусярон кэнкю-ни фу-ситэ нихон гаккай-ни нодзому // Сюке-кэнкю. Токио, 1920. № 12; Нихон букку // Гэндай буккё. 1925. №11. На япон. яз.

Лит.: Алексеев В. М. Возражения О. О. Розенберга на его магистерском диспуте // Алексеев В. М. Наука о Востоке: Ста­тьи и документы. М., 1982; Михайлова Ю. Д. Выдающийся буддолог О. О. Розенберг, 1888-1919 // Проблемы Дальнего Востока. 1987. №3.

Н. Н. Трубникова

РОМАНТИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ - теоретическое ос­мысление и освоение сложнейшего феномена западно­европейской культуры - романтизма и осознание типо­логических особенностей рус. романтизма. Р. возник как литературное, философско-эстетическое движение, охватывающее широкие области духовной жизни (лите­ратура, философия, экономика, история, право). 1810-1820-е гт. XIX в. были ознаменованы широким распрост­ранением в России философии Шеллинга (см. Шеллинг в России), к этому же времени относится становление и формирование осн. принципов рус. Р. Глубокую характе­ристику Р. дал Григорьев, называвший себя последним романтиком в эпоху, когда Р. как философско-зстетичес-кое движение уже исчерпал себя. «Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы выработав­шийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой мо­рального развития... имевшей свой особенный цвет, про­водившей в жизни особое воззрение... Пусть романти­ческое веяние пришло извне, от западной жизни и запад­ных литератур, оно нашло в русской натуре почву, гото­вую к его воспринятию, - и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных» (Литературная критика. М., 1967. С. 233-234). Типологическими особенностями как западноевропейского, так и рус. Р. были три посылки: на­ционализм, индивидуализм и универсализм. Историчес­ки зарождение Р. было связано с становлением самосоз­нания нем. нации. Р. дал собственное прочтение антично­сти и Средневековья, черпая из глубин истории не только темы и сюжеты, но и особенности национальной души. Индивидуализм как конструктивный принцип романти­ческого миросозерцания сформировался из противосто­яния эстетике классицизма с его идеей всеобщности и культу разума эпохи Просвещения. Именно в Р. индивид стал осознавать себя самостоятельной и уникальной лич­ностью, противостоящей миру, а не являющейся его сле­пой и бездушной частицей. В принципе универсализма воплотилась метафизика Р., восходящая к философским основаниям платонизма и шеллингианства. Это не зна­чит, что все вышеперечисленные принципы были осоз­наны представителями рус. Р. или содержались в полном объеме в их теоретических рассуждениях. Как правило, внимание рус. романтиков было сосредоточено на од­ном из принципов. Вследствие этого в рус. Р. можно вы­делить с известной долей условности национализм М. Н. Загоскина, индивидуализм А. А. Бестужева-Марлинского, универсализм Одоевского. Наибольшее влияние на рус. Р. оказали идеи нем. романтиков, активно пропаган­дировавшиеся в рус. романтических журн. «Мнемозина», «Московский вестник», «Атеней». Философско-эстетические позиции нем. Р. разделяли такие романтики, как Жуковский, Галич, И. Н. Средний-Камашев, И. Я. Кронеберг, Веневитинов, Одоевский. Популяризацией идей фр. Р. занимался «Московский телеграф» Полевого, го­рячего сторонника и последователя философских идей В. Кузена. Философия рус. Р. как по форме, так и по содер­жанию развивалась в рамках философской эстетики. Он­тологические проблемы не получили в Р. широкой про­работки, зато гносеологическая проблематика, в связи с осмыслением процесса художественного творчества, за­нимала в соч. рус. романтиков достаточно большое мес­то. Тот факт, что в основании философской эстетики рус. Р. лежала философия тождества и философия откровения Шеллинга, а также философские принципы иенского Р., обусловил его интерес к проблеме интеллектуальной ин­туиции, к иррационалистическому обоснованию приро­ды художественного процесса и природы творчества ге­ния, к символизму художественных форм (принцип фраг­ментарности мира и жизни), к концепции «искусства для искусства». Все эти проблемы романтической эстетики рассматривались сквозь призму отмеченных выше спе­цифических для Р. исходных посылок. В дальнейшем рус. Р. акцентировал осн. внимание на нации как на исходном принципе философствования, что проявилось, в частно­сти, в философских концепциях славянофилов и почвен­ников.