Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 285 из 447)

Соч.: Галич А. И. Опыт науки изящного. Спб., 1825; Сред­ний-Камашев И. Н. О различных мнениях об изящном. м., 1829; Кронеберг И. Я. Амалтея. Харьков, 1825; Одоевский В. Ф. Рус­ские ночи. Л., 1975; Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза. М., 1980; Бестужев-Марлинский А. А. Соч.: В 2 т. м., 1958.

Лит.: Замотин И. И. Романтизм двадцатых годов XIX сто­летия в русской литературе. Спб., 1911; История романтизма в русской литератур». м., 1979. Т. 1-2; На путях к романтизму. Л., 1984; Проблемы романтизма. м., 1971. Вып. \-2;Абрамов А. И. Романтизм // История эстетической мысли. М., 1986. Т. 3.

А. И. Абрамов

«РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и полити­ческие отношения славянского мира к германо-романс­кому» - историософский труд Данилевского. Впервые опубликован в журн. «Заря» (1869), а в 1871 г. - отдельной книгой. Если 1-е его изд. (1871) реализовывалось в тече­ние ок. 15 лет, то 2-е (1888) - менее чем за год. Последую­щие издания: 1889,1895 гг. После этого почти вековой пе­рерыв. «Р. и Е.» была опубликована в 1991 (с сокращени­ями) и в 1995 гг.; в последние годы также выдержала не­сколько изданий. Кн. Данилевского обрела известность не только в России, но и в Европе (фр. изд. - 1890 г., нем. -1920 г., англ. - 1966 г.). Названная Страховым «катехизи­сом или кодексом славянофильства», в концентрирован­ном виде выразившем всю силу «славянофильской идеи», «Р. и Е.», по его словам, «книга совершенно самобытная.

отнюдь не порожденная ранним славянофильством в тес­ном, литературно-историческом смысле этого слова». Это оригинальное произв., ставящее новые цели и достигаю­щее новых результатов, в к-ром «славянофильские поло­жения содержатся как частный случай». Данилевский не был простым популяризатором учения славянофилов. Зна­чение его книги состоит прежде всего в том, что в ней осн. положения философии славянофильства преобразованы в теорию культурно-исторических типов. Предпосылки этой теории обозначились еще у А. С. Хомякова. Именно культурно-исторические типы, а не все человечество - дей­ствительный объект истории. Жизненные циклы, к-рые они проходят в своем развитии, во многом аналогичные осн. периодам жизни любого организма живой природы, в «Р. и Е.» были положены автором в основу мирового истори­ческого процесса. Это первое в рус. философии осмысле­ние исторического процесса с т. зр. цивилизационного под­хода, отрицающего единую линию развития человечества. Формулируя идею приоритета национального над об­щечеловеческим, Данилевский отнюдь не является апо­логетом национализма. По его мнению, господство к.-л. одного культурно-исторического типа неизбежно ведет к утрате разнообразия. Именно в этом контексте следу­ет понимать его важный тезис о ложном превосходстве германо-романского типа и о том, что Европа враждебна России. В «Р. и Е.» обосновывается идея государственного объединения всех славян путем образования всеславянс­кой федерации от Адриатического моря до Тихого океана и развития на этой основе всеславянской цивилизации, в к-рой России должна принадлежать ведущая роль. В этом, по Данилевскому, заключается единственно верное реше­ние Вост. вопроса, к-рый у него не сводится к борьбе Евро­пы с Азией, как, напр., полагал С. М. Соловьев. Непреходя­щий научный интерес представляет в книге постановка и решение проблемы взаимовлияния различных цивилиза­ций. Цикличность и линейность их развития в кн. «Р. и Е.» часто выступают как антиномии, обогащающие теорию культурно-исторических типов. Считая православие един­ственно истинной религией, мыслитель между тем ставит под сомнение возможность замены всеславянской циви­лизацией, основывающейся на православии, к.-л. иной ци­вилизации. Автор «Р. и Е.» выдвинул идеи, ценность к-рых сохраняется в наст. вр. Он предостерегал от надвигающей­ся угрозы денационализации культуры, навязывания Запа­дом всему миру одного-единственного пути цивилизаци­онного развития, собственных духовных ценностей, выда­ваемых за общечеловеческие. Книга Данилевского призы­вает к тому, чтобы Россия отказалась от подражательства и сохранила свою самостоятельность и самобытность. Ли­шая Запад статуса единственного носителя общечелове­ческих ценностей, «Р. и Е.» была направлена против разно­го рода европоцентристских теорий не только в Европе, но и в России. Это, конечно, породило дискуссию вокруг кни­ги Данилевского, в к-рой приняли участие мн. отечествен­ные мыслители. Страхов, К. Н. Леонтьев, Розанов, К. Н. Бестужев-Рюмин и др. в целом позитивно встретили «Р. и Е.». В. С. Соловьев, Михайловский, Кареев, налротив, от­неслись к ней весьма критично. Особенно острой была многолетняя дискуссия на страницах периодических изда­ний между Страховым и Соловьевым.

Соч.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на куль­турные и политические отношения славянского мира к герма­но-романскому. М, 2003.

Лит.: Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997; Балуев Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилев­ский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001;/7>>шкын С. Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Н. Новго­род, 1998; Султанов К. В. Социальная философия Н. Я. Дани­левского: конфликт интерпретаций. Спб., 2001.

С. Н. Пушкин

РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич (15(27).06.1878, Мос­ква - 3.04.1953, Москва) - философ, психолог, педагог. В 1905 г. окончил философское отд. Фрейбургского ун-та. В 1912 г. - приват-доцент, с 1918-го - проф. Московского ун-та. Читал лекции по философии и психологии в ун-те Шанявского и на Высших женских курсах. Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского ун-та в Иркутс­ке (1918-1 920). С 1923 г. вел преподавательскую работу в вузах Москвы. В 1943-1951 гг. - проф. кафедры психоло­гии в Московском государственном педагогическом ин-те им. В. И. Ленина. Философию Р. понимал как учение о мире в широком смысле слова. Это есть миросозерца­ние, охватывающее все вопросы личности в их живой, конкретной полноте - как относящиеся к тому, что есть, так и к тому, что должно быть. Центральное место в фи­лософском учении занимает жизнепонимание, к-рое означает отказ от идеала чистого созерцания или умоз­рения, от философствования ради него самого. Умозре­ние жизненно необходимо, но оно не самоцель. Исторический «грех» философии заключается в том, что средство - умозрение - обратили в цель, в фетиш, побу­дивший философов оторваться от живых запросов жиз­ни. Для философии же есть только один истинный путь -это мудрость, учение о мире и жизни во всей их широте. Несомненный интерес представляют суждения Р. о «спе­цифике» рус. философии, высказанные им в статьях «Философия и общественная жизнь в России» (Русская мысль. 1909. Март) и «Очерк конкретного спиритуализ­ма Л. М. Лопатина» (Логос. 1911/12). В последней он отметил, в частности, что интересы самобытной фило­софской мысли не требуют разрыва с зап. философией, как считают нек-рые приверженцы «русской филосо­фии». Связь с классической философией Германии, Франции, Англии является, по мнению Р., надежным за­логом «самостоятельного сотрудничества России в твор­честве философской мысли».

Соч.: Идея личности, как основа мировоззрения. М., 1909; Очерк педагогической псхологии в связи с общей педагогикой. 4-е изд. М., 1920; История педагогических идей в ее основных чертах. 3-е изд. Иркутск, 1922; Проблема «Я», как исходный пункт философии // Сб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского ун-та. Иркутск, 1923. Вып. 5; Половое воспитание сточки зрения культуры. М., 1926; О смысле жизни. Ч. 1. Л., 1927; Ч. 2: Философия человека. Л., 1927.

Л и т.: Никольская А. А. Некоторые аспекты научного твор­чества. М. М. Рубинштейна // Вопросы психологии. М., 1978. №5.

В. В. Ванчугов

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (6( 18).06.1889, Одес­са - 11.01.1960, Москва) - психолог и философ. Получив высшее философско-психологическое образование в Гер­мании и защитив докторскую диссертацию по филосо­фии в Марбурге («Исследование проблемы метода», на нем. языке, 1913), Р. преподавал логику, философию и пси­хологию в гимназиях Одессы. В 1921 г. был избран проф. кафедры психологии Новороссийского (Одесского) ун-та. В 1930 г. стал заведующим кафедрой психологии Ленин­градского педагогического ин-та им. Герцена, с 1942 г. -зав. кафедрой психологии Московского ун-та и директо­ром Ин-та психологии Академии педагогических наук, а с 1945 г. - зав. сектором психологии и зам. директора Ин-та философии АН СССР, но в кон. 40-х гг. лишился этих и всех др. постов (по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории). В 1956 г. восстанов­лен в должности зав. сектором психологии Ин-та филосо­фии. Главные принципы психологического исследования, согласно Р., исходят из философских оснований теории субъекта и заключаются в единстве сознания и деятель­ности, в соответствии с к-рым человек и его психика фор­мируются и проявляются в деятельности (изначально прак­тической), и детерминизме, в соответствии с к-рым вне­шние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Р. создал философски-психоло­гическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса. С опорой на нее он исследовал и такие категории, как бытие (несводи­мое к категориям объекта и материи), а также системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятель­ность, поведение и созерцание; материальное и идеаль­ное; природное и социальное; психическое и физиологи­ческое. Субъект, по Р., - это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объек­тивировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования — это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практи­ческая деятельность; сознание же включает в качестве осн. момента соотнесение индивида как его носителя с др. людьми, с продуктами их прошлой и даже будущей дея­тельности. Р. писал: «Всякое психическое явление - это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его» (Основы общей психологии. М., 1946. С. 412). Согласно Р., психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, но главное - в ходе исторического развития человечества, выражаю­щегося и в индивидуальной жизни человека. В учении о человеке Р. считал, что через личность выявляется не толь­ко связь сознания и деятельности, но и организация всех психических процессов, качеств и свойств; она обладает и особым измерением процесса своего развития (и саморазвития) в форме жизненного пути. При объясне­нии психических явлений личность выступает как целост­ная система внутренних условий, через к-рые преломля­ются все внешние воздействия. Тем самым, по мысли Р., детерминизм предстает как историзм, характеризуя об­щее, особенное и единичное в развитии личности. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводи­мо непосредственно из внешних условий. Законы внеш­не обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение проблем развития и обучения, развития и воспитания» (Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 251). Для пони­мания учения Р. о человеке, об активности как модусе субъекта, личности большое значение имеет вышедшая уже после его смерти работа «Человек и мир». Тезисы Р. о том, что человек и его психика формируются и выявля­ются через практическую деятельность, во взаимосвязи с др. людьми, что их проявления характеризуются особен­ностями различных видов деятельности - трудовой, игро­вой, обучающей, - имеют общефилософский смысл. Особо значим анализ им такого качества деятельности, как ее социальность, осуществляемость через субъекта различной степени общности - личности, группы, всего об-ва. В учение о мышлении вошли мн. положения Р. о предметности деятельности, а не только ее символичес­ком и оперантно-поведенческом характере. Для социоло­гии важны его идеи о многослойности личности: нали­чии у нее общих с др. психических свойств или чувств и ощущений; индивидуализированных социопсихических характеристик, напр., мотивации; социально-обусловли­ваемых свойств. Р. доказывал возможность объективного изучения психики как субъективного феномена, т. е. при­надлежащего человеку как субъекту, тем самым он рас­ширял горизонты научного познания в целом, преодоле­вая установку редукционизма, согласно к-рому объек­тивному изучению подвержено лишь материальное. Ис­следуя проблему свободы, Р. видел ее суть в самоопределении субъекта по отношению к действитель­ности, к-рое является необходимым звеном в обуслов­ленности действия. Благодаря сознанию человек может предусмотреть последствия своих действий; в силу этого действительность, еще нереализованная, определяет дей­ствия, посредством к-рых она реализуется. «Это обраще­ние обычной зависимости - центральный феномен со­знания в его соотношении со свободой, с ним непосред­ственно и связана свобода человека» (Бытие и сознание. М., 1957. С. 284). Р. трактовал также свободу как достиже­ние и удержание нравственных позиций в противоре­чащих этому условиях. Тем самым свобода - вектор жиз­недеятельности личности, ориентирующий на ее нрав­ственное совершенствование и одновременно на ее спо­собность изменять соотношение добра и зла в окружающем мире. Такая свобода, по Р., достигается не умозрительным путем, не психологической самонастрой­кой, а организованной субъектом деятельностью.