Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 287 из 447)

Нигилизм в лице большевизма восторжествовал в Рос­сии, но именно в силу радикализма рус. духа большевики оказались ближе к народу, чем либеральные интеллиген­ты. Отсюда большевизм есть рус. судьба, ее часть. Упова­ния на его свержение - тот же материализм, т. к. по-насто­ящему коммунизм должен быть побежден не материаль­но, а духовно, медленным процессом религиозного по­каяния и возрождения. Последнее начнется не в попятном направлении, в смысле возвращения к гуманизму, утверждавшемуся, но не состоявшемуся в России. Нуж­но движение вперед, к эпохе Святого Духа, к новой ком-мюнотарности (общественности). Характерным и новым качеством бердяевского анализа метафизики рус. нацио­нального духа было восприятие рус. интеллектуальной истории как целостности, без изъятий и искусственных перерывов ее органического развития. В 10 гл. своей «Рус­ской идеи» Бердяев вместил и Петра I, и декабристов с Радищевым, Белинского и Пушкина, Достоевского и Гоголя, славянофилов и Тютчева, Соловьева, Толстого, Герцена, Розанова, Чернышевского, Писарева и Ленина, Кропоткина и Бакунина, Михайловского, Леонтьева, Федорова, культурное возрождение нач. XX в. Конечно, Бердяев во многом субъективен, и его оценки отражают собственные метафизические вкусы и пристрастия. Но все указанные фигуры суть элементы Р. и., к-рые не мо­гут быть выброшены из ее органического состава. Работа Бердяева, так же как и в свое время одноименное соч. Соловьева, несомненно, стала новаторской. Это было пер­вое после 2-й мировой войны обобщающее произв., це­ликом посвященное анализу истории рус. мысли. Моно­графическая «История русской философии» Зеньковского появилась позже и не сразу могла быть адаптирова­на к уровню зап. читателя, практически не знакомого с азами рус. философской культуры. Более популярная кн. Бердяева уже в 1947 г. появилась в англ. переводе и стала настоящей сенсацией, руководством по изучению Рос­сии для всех послевоенных поколений зап. ученых. Она имела многочисленных подражателей. Значительной ча­стью зап., а впоследствии и российских историков и пуб­лицистов кн. Бердяева была воспринята как своего рода «приглашение к субъективизму» в оценке рус. мысли, в т. ч. и Р. и. Параллели, образы и сравнения, имевшие в контек­сте книги специфическую метафизическую нагрузку, нек-рыми авторами стали пониматься буквально, превращаться в сциентистские политологические или футурологические конструкции, не соответствующие подлинному историографическому объему понятия «Р. и.». Религиозная философема «Р. и.» несет на себе печать своеобразия метафизического духа ее классических раз­работчиков - от Соловьева до Бердяева и И. Ильина и отражает более чем столетний опыт философских дискус­сий вокруг нее, не прекращающихся и поныне.

Л и т.: Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. Кри­тика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1955; О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Лосский Н. О. Характер русского народа // Лосский Н. О. Условия абсолют­ного добра. М., 1991; Русская идея. М., 1992; Русская идея и современность. М., 1992; Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность. М., 1993; Россия между Европой и Азией: Ев­разийский соблазн. М„ 1993; Сербиненко В. В. Владимир Со­ловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994; Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994; Н. А. Бер­дяев: pro et contra. Антология. Спб., 1994. Кн. 1; Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 1995; 2003; Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека/Пер. с фр. Спб., 2006; BillingtonJ. М. The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Culture. N. Y., 1966.

M. А. Маслин

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ - органическая часть всеоб­щей истории философии, являющаяся специфическим отображением многовековой истории развития рус. са­мосознания, выраженная в идеях, взглядах и концепциях, отражающих национально-своеобразное осмысление универсальных философских проблем. Следует различать объективное существование рус. философской мысли, подтверждаемое источниками и восходящее к XI в., и ее научное описание, насчитывающее немногим более 150 лет (см.: Историография рус. философии). Этот временной разрыв породил особое разнообразие мнений о Р. ф., обусловленных различными мотивациями: методологи­ческими, идеологическими, ценностными и др. Своеоб­разие Р. ф. в том, что она создавалась не только на рус. языке, но и на церковнославянском (XI-XVII вв.), лат. (XVIII в.), фр., англ., нем. (XIX-XX вв.), славянских язы­ках. Носителями ее идей выступали представители как рус, так и др. народов, связанных с Россией общностью исто­рических судеб, - грек Михаил Триволис (Максим Грек), хорват Крижанич, украинцы Сковорода и Феофан Про-копович, молдаванин Кантемир, евреи Гершензон, Шес­тов, Франк и др. Кроме того, Р. ф. формировалась не толь­ко на территории России, но и за ее пределами. Мн. рус. философы в силу разных обстоятельств, гл. обр. полити­ческих, покидали Россию и за рубежом создавали свои сочинения - Герцен, Огарев, М. А. Бакунин, Лавров, Бер­дяев, И. А. Ильин, Франк, Булгаков, Плеханов, Ленин и др. Цельное представление о Р. ф. может быть получено лишь в результате осмысления всей ее истории от Киевской Руси до наших дней. С т. зр. такого интегрального подхода выделяют следующие этапы в ее развитии: 1. Средневеко­вый период (XI-XVII вв.); 2. Философия Нового времени (XVIII в.); 3. Философия 1-й пол. XIX в.; 4. Философия 2-й пол. XIX в.; 5. Совр. Р. ф. (XX - нач. XXI в.). Возникнове­ние рус. философской мысли связано с христианизацией Руси, с ее приобщением к духовной культуре православ­ной Византии. После Крещения Руси в 988 г. на этапе сво­его становления рус. культура выступает как органичес­кая часть славянской православной культуры, на разви­тие к-рой большое влияние оказали славянские просвети­тели Кирилл и Мефодий. Весьма плодотворное воздействие на древнерус. мысль имело болгарское вли­яние X-XIII вв., при посредстве к-рого в Киевской Руси получили распространение такие богословские соч., как «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского, «Сборник царя Симеона», известный на Руси как «Изборник 1073 г.», и др. (см. Философская мысль на Руси в XI-XVII вв.). Глав­ное внимание на Руси уделялось «внутренней филосо­фии», нацеленной на богопознание и спасение души и восходящей к учениям вост. отцов церкви. Высоким об­разцом древнерус. мысли является «Слово о законе и бла­годати» (сер. XI в.), принадлежавшее митрополиту Ила-риону. «Московский период» отечественной истории (XIV-XVII вв.) ознаменован собиранием и утверждени­ем Рус. государства во главе с Москвой, развитием наци­онального самосознания (идея монаха Филофея «Моск­ва - Третий Рим», XVI в.). В словах Филофея «два Рима пали <Рим и Константинополь>, а третий <Москва> сто­ит, а четвертому не бывать» не содержится никакой мыс­ли о каком-то особом превосходстве и мессианистском призвании рус. народа. Мессианизм Филофея был рели­гиозным, церковным, связанным со средневековым эсхатологизмом. Следует иметь в виду, что идея «вечного Рима» была чрезвычайно распространена в средневеко­вой Европе. Она была известна, помимо рус, и в лат., и в византийской версиях, а также во Франции, Испании, Сер­бии, Болгарии (Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эво­люция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998. С. 51-57). Историософский смысл был придан данной концепции лишь в XIX-XX вв. в работах Ключев­ского, Тютчева, В. С. Соловьева, Булгакова, Бердяева, Флоровского и др. Господство церкви в рус. культуре не исключало наличия противоречий и разногласий среди духовенства. В кон. XV - нач. XVI в. возник конфликт меж­ду иосифлянами и нестяжатетями. Иосифляне высту­пали за неукоснительную регламентацию церковной жиз­ни в соответствии с разработанным Иосифом Волоцким «Уставом», ратовали за сближение церкви с государствен­ной властью. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским за­нимали противоположную позицию, выдвигая на первый план идею духовного подвига, сочетавшуюся с призы­вом к труду не во имя обогащения, а во имя спасения. Нестяжательство имело глубокие корни в народном со­знании, поскольку оно выступало защитником реально­го, а не показного благочестия. Великим нестяжателем был Сергий Радонежский, основатель Троицкого мона­стыря. Нестяжательскую позицию разделял Максим Грек, афонский ученый монах, прибывший на Русь для учас­тия в переводах и сверке богослужебных книг. Он был крупнейшим мыслителем московского периода, оставив­шим большое наследие, включающее св. 350 оригиналь­ных соч. и переводов. Максим Грек был знатоком антич­ной философии, включал в свои соч. мн. переводы ан­тичных авторов. Особо ценил он философию Платона, предвосхитив тем самым славянофилов и др. рус. религи­озных мыслителей, считавших, что в России философия идет от Платона, а на Западе от Аристотеля. Подъем Р. ф. на новый уровень, характеризующийся появлением про­фессиональной философии и философского образова­ния в России, связан с открытием Киево-Могилянской (1631) и Славяно-греко-латинской академий (1687), где 1 читались философские курсы. С кон. XVII - нач. XVIII в. I наступил новый этап в истории России. В XVIII в. Россия начинает испытывать вместе с Западом, можно сказать, синхронно влияние идей Просвещения. Однако назвать эту эпоху рус. истории «веком Просвещения» нет ос­нований. С одной стороны, в об-ве распространяются идеи новоевропейской рационалистической философии (Декарт, Локк, Гердер, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др.), с др. - происходит подъем православной богословско­философской мысли, представленной школой митропо­лита Платона. Публикуется осуществленный Паисием Ве-личковским перевод «Добротолюбия», сб. творений вост. отцов церкви, утверждаются традиции православного старчества, открывается знаменитый монастырь Оптина пустынь, куда совершали паломничество мн. рус. мыс­лители XIX в. В этот период происходит секуляризация, «обмирщение» культуры в целом, начинается становле­ние философствования светского типа. Философ-ские курсы читаются в ун-те при Петербургской академии наук (1724) и в Московском ун-те (1755). Впоследствии, в XIX в., университетское философское образование стало раз­виваться также в Казани, Харькове, Киеве, Одессе, Вар­шаве, Томске и Саратове. Университетская философия становится особой отраслью рус. философской культу­ры. Она сформировалась при решающей роли рус.-нем. связей и под влиянием философии Г. Лейбница и X. Воль­фа. В России работали в качестве проф. философии нем. ученые Шад, И. М. Шаден, Ф. X. Рейнгард, И. Ф. Буле и др. Модернизация России, осуществлявшаяся Петром I и Екатериной II, вызывала реакцию со стороны консерва­тивных идеологов дворянско-аристократической оппози­ции. Особенно яркую - в творчестве Щербатова, крити­ка просвещенного абсолютизма, автора острого памфле­та «О повреждении нравов в России». Значительное рас­пространение среди дворянства получили идеи европейского мистицизма. Соч. Ф. Парацельса, Я. Бёме, Э. Сведенборга, К. Эккартсгаузена, Л. К. Сен-Мартена широко обсуждались в кругах рус. масонства, имевшего своих представителей практически во всех известных дво­рянских фамилиях (А. Ф. Лабзин, Лопухин, П. И. Голени-щев-Кутузов, М. М. Херасков, И. Н. Болтин, А. П. Сумаро­ков и др.). Мыслителем, олицетворяющим переходный характер Р. ф. XVIII в., является Сковорода, творчество к-рого вместило в себя 2 типа философской культуры - тра­диционный, восходящий к самым ранним проявлениям Р. ф., и светский, обращенный к мирским, нецерковным темам и проблемам. Он создал своеобразную нравствен­но-антропологическую философию жизни, подчеркива­ющую приоритет сердца, нравственного начала в челове­ке и об-ве, пронизанную идеями любви, милосердия и сострадания. Идеи Сковороды, ставшие по-настоящему известными лишь в XX в., более чем через столетие после его смерти в различных вариациях и как бы независимо от их источника многократно воспроизводились в Р. ф. и в XIX, и в XX вв. (см. Сердца метафизика). Это указывает на внутреннее единство Р. ф., иллюстрирует ее особен­ность, открытую Эрном: «Русские мыслители, очень час­то разделенные большими промежутками времени и не­знанием друг друга, перекликаются между собой и, не сговариваясь, в поразительном согласии подхватывают один другого» (Соч. М., 1991.С. 98). Характерную для Р. ф. «перекличку идей» не следует понимать, однако, в узком смысле, как перманентно присущее ей воспроизведение фиксированного одного и того же круга проблем на про­тяжении всей ее истории. Подобным образом интерпре­тируется порой концепция Зеньковского, содержащаяся в его «Истории русской философии». Однако наличие в Р. ф. таких черт, как антропоцентризм, историософичность (нацеленность на осмысление истории) и повышенный интерес к социальной проблематике, вовсе не означает, что все рус. философы занимались гл. обр. только этими особо выделенными Зеньковским проблемами. Сковоро­да, напр., вовсе не интересовался историософской про­блематикой. Равным образом нацеленность Р. ф. на онто­логию, философское осмысление бытия вовсе не означа­ет игнорирование рус. мыслью проблем логики (см. Ло­гическая мысль в России) и теории познания. Не случайно «История русской философии» Н. О. Лосско-го, напротив, отдает предпочтение гносеологической про­блематике в Р. ф. Своеобразие переходного характера Р. ф. XVIII в. наглядно иллюстрируется поразительным со­вмещением в творчестве ряда мыслителей (Новиков и др.) разнородных мировоззренческих тенденций. Основате­лем светского философского образования в России явил­ся Ломоносов. Он подготовил плеяду ученых, способство­вавших развитию естествознания и философии в России, предложил вести преподавание в Московском ун-те на 3 ф-тах: юридическом, медицинском и философском. Фи­лософские идеи европейского Просвещения XVIII в. на­шли отражение в творчестве Радищева. Получив обра­зование в Лейпцигском ун-те, он был хорошо знаком с трудами нем. просветителей Гердера и Лейбница. Однако политическая философия Радищева сформировалась на основе анализа рус. жизни. Задолго до О. Тьерри и ро­мантической школы фр. историков, обратившихся к на­родной жизни фр. об-ва, сосредоточенной в истории «тре­тьего сословия», Радищев в центр отечественной исто­рии поставил «народ преславный», наделенный «муже­ством богоподобным», народ, перед к-рым «ниц падут цари и царства». Понятие «человек» - центральная кате­гория в его философии. Преимущественно в «человечес­ком измерении» рассматривал он проблемы бытия и со­знания, природы и об-ва. В духе идей Просвещения напи­сана кн. Вяземского «Наблюдения о человеческом духе и его отношении к миру», опубликованная на нем. языке в Германии (1790) и получившая высокую оценку в нем. печати. XIX век открывает новый этап в развитии Р. ф. Возрастает роль профессиональной философской мыс­ли. Число персоналий, имеющих отношение к универси­тетской философии, составляло более 500 (см.: Пустар-наков В. Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. Спб., 2003. С. 281-745). В XIX в. в России существовали различные идейные тече­ния (славянофильство, западничество, народничество, почвенничество и др.). Они являлись философскими лишь отчасти, т. к. включали в себя значительный слой нефило­софской - богословской, исторической, социально-поли­тической, экономической и др. проблематики. Идейные течения имели больший общественный резонанс по срав­нению с университетской и духовно-академической фи­лософией. Это было замечено Белинским: «Журнал важ­нее кафедры». Ун-ты и ученые стояли за автономию ака­демической жизни, но действия правительства в области высшего образования и науки, напротив, были охрани­тельными в смысле защиты от «революционной заразы» из Европы. Отсюда - правительственные притеснения, ограничения преподавания философии в ун-тах, особен­но после европейских революций 1848 г. Работы, не про­ходившие цензуры, публиковались за рубежом, напр. соч. A. С. Хомякова и В. С. Соловьева. Более благополучной была судьба духовно-академической философии, посколь­ку чтение философских курсов в духовных академиях Москвы, Казани, Киева и Санкт-Петербурга не прерыва­лось (в отличие от ун-тов). Первое описание истории Р. ф. принадлежало перу архимандрита Гавриила (1840). Го-гоцкий опубликовал первые в России философские лек­сиконы и словари; первые рус. учебники по философии были написаны Сидонским, В. Н. Карповым, Кудрявце­вым-Платоновым, первым переводчиком Платона на рус. язык был Карпов. Наиболее известными идейными тече­ниями 30^10-х гг. были западничество и славянофильство. Славянофилы (Киреевский, А. С. Хомяков, Самарин, К. С. и И. С. Аксаковы) акцентировали внимание на нацио­нальном своеобразии России, западники больше тяготе­ли к восприятию опыта Европы. Славянофилов объеди­няла приверженность к христианской вере и ориентация на святоотеческие источники как основу православной культуры, западничество же характеризовалось привер­женностью к секулярным воззрениям и идеям западноев­ропейской философии. Однако и те, и др. страстно жела­ли процветания своей родине, поэтому их спор назван «спором двух различных видов одного и того же русско­го патриотизма» (Анненков). Центром славянофильства стала Москва, а его приверженцами - выпускники Мос­ковского ун-та. Родоначальниками этого идейного тече­ния были Хомяков и Киреевский. Его представители, на­зывавшие себя «московским» или «православным» на­правлением (в противоположность «петербургскому»), получили публицистическую «кличку» славянофилы, зак­репившуюся в ходе журнальных дискуссий 40-х гг. и с той поры вошедшую в общее употребление. Среди славяно­филов существовало «разделение труда»: Киреевский за­нимался собственно философией, Хомяков - богослови­ем и философией истории, Самарин - крестьянским воп­росом, К. С. Аксаков - социально-философской пробле­матикой и т. д. Славянофильство - своеобразный синтез философских, исторических, богословских, экономичес­ких, эстетических, филологических, этнологических, гео­графических знаний. Теоретическим ядром этого синте­за стала специфически истолкованная «христианская фи­лософия», к-рая по праву считается крупным направле­нием оригинальной Р. ф., оказавшим заметное влияние на концепции Данилевского и К. Н. Леонтьева, систему