Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 288 из 447)

B. С. Соловьева, философские построения Булгакова, Франка, Бердяева и др. Хомяков стал первым в России светским богословом, по-новому с философской т. зр. трактовавшим основы православного вероучения. Цент­ральное понятие Хомякова - соборность, впоследствии использовавшееся мн. рус. религиозными философами и вошедшее без перевода в европейские языки (sobornost). Подтверждением живого единства Р. ф. является неоднок­ратное своеобразное повторение в России ходов мысли Чаадаева, основателя рус. историософии XIX в. После революционных событий в Европе в 1830-м, а затем в 1848 г. Чаадаев изменил свои первоначально западнические взгляды. «Незападное» бытие России, казавшееся ранее Чаадаеву главным источником ее бедствий и неустройств, начинает представляться ему источником своеобразного преимущества. «...Нам нет дела до крутни Запада, ибо сами-то мы не Запад... - пишет он и далее замечает: - У нас другое начало цивилизации... Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине. Тогда мы пойдем вперед, и пойдем скорее других, потому что мы пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам» (Поли, собр. соч. и избр. письма. М, 1991. Т. 2.С. 98). Для самых разных течений рус. мысли притягательной оказалась мысль Чаадаева о том, что Россия имеет огромный скры­тый, нереализованный потенциал и что социально-эко­номическая отсталость России может для нее обернуться однажды историческим преимуществом. К. Н. Леонтьев, в определенной степени основываясь на указанной мыс­ли Чаадаева, писал даже о необходимости «подморозить Россию», затормозить ее движение, чтобы она не повто­ряла ошибок далеко зашедшего по пути прогресса Запа­да. Чернышевский и нек-рые др. рус. мыслители в извес­тном смысле разделяли т. зр. Чаадаева при обосновании идеи некапиталистического пути развития России к соци­ализму. Др. доказательством существования внутренне­го единства Р. ф. является несомненное влияние идей на эстетический консерватизм К. Н. Леонтьева. Кри­тика Герценом мещанской потребительской цивилизации Запада, породившей мн. пороки, в т. ч. «веру в пантеизм всеобщей подачи голосов», оказала стимулирующее воз­действие на концепцию «триединого развития» Леонтье­ва (от первоначальной простоты к цветущей сложности и далее - к упростительному смешению). Одна из глав­ных идей Герцена, его рус. социализм, созвучна идей­ным исканиям Достоевского, переосмысленная им в 60-е гг. с позиций почвенничества как иной «русский соци­ализм», не атеистический и не коммунистический, а хри­стианский. По его словам, «социализм народа русского» в том, что «он верит, что спасется лишь в конце концов все­светным единением во имя Христово» (Поли. собр. соч. Т. 21. С. 19). Позднее, в XX в. идеи христианского социа­лизма были развиты в творчестве Булгакова, Свенцицкого, Степуна, Федотова и др. Идейно многообразным течением социалистической мысли (немарксистской) в России оказалось направление, связанное с рецепцией европейского утопического социализма, учениями Ж. Ж. Руссо, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Б. Бауэра, Е. Дюрин­га, П. Ж. Прудона, Ф. Лассаля и др. В его развитии форми­руется течение, восходящее к кружку петрашевцев, Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Шечгунову и др. Продолжило эту традицию народничество, наиболее крупное идейное течение Р. ф., развивавшееся более 40 лет. Мн. идеи и концепции народников, особенно в области социальной и нравственной философии, получили , широкое признание (напр., теория Лаврова о долге ин­теллигенции перед народом). Народники одними из пер­вых в Европе показали, что социальная теория должна строиться на признании роли личности, на «борьбе за индивидуальность» (Михайловский), разработали ценно­стный подход к теории прогресса, показав, что движение к общественному идеалу определяется не степенью раз­витости экономической цивилизации, но уровнем нравственности, взаимной помощи и кооперации (Кропоткин). Крупные философские труды были созданы в XIX в. В. С. Соловьевым. В своем творчестве он решал мн. ключевые проблемы философии, охватывающие онтоло­гию, гносеологию, этику, эстетику, философию истории, социальную философию. Системность философии Со­ловьева - в ее замысле: «Не бегать от мира, а преобра­жать мир». Но, в отличие от Маркса, он понимал измене­ние мира не как его переустройство на новых, революци­онных основаниях, а как возвращение к основам христи­анского учения, идеям античности, софийной традиции (см. Софиология). При этом Соловьев активно использо­вал соч. зап. философов (Декарт, Спиноза, Кант, Шел­линг, Гегель, Конт, Шопенгауэр, Гартман). Его филосо­фия является синтезом «подпочвы» Р. ф., восходящей к античному и христианскому Логосу, с западноевропейс­ким рационализмом Нового времени. Она особенно ярко выражает собой непрекращающийся со времен Сково­роды внутренний диалог между антично-христианским Логосом и новоевропейской рациональностью. Именно в этом содержательном диалоге, ставшем «внутренним вопросом» Р. ф., представители т. наз. религиозно-фило­софского возрождения нач. XX в. - Розанов, Булгаков, Флоренский, Эрн, Лосев и др. видели существенную ори­гинальность Р. ф. Наиболее значительные рус. мыслители в XX в. сами выступали также в роли историков Р. ф., со­здавая обобщающие соч., посвященные ее осмыслению, и рассматривая ее как свое «кровное дело», как предмет любви и национальной гордости (Зеньковский, Н. О. Лос­ский, Франк, Левицкий, Бердяев и др.). Вполне законо­мерным является появление концепций оригинальности Р. ф. именно в нач. XX в. Развитие отечественной культу­ры в этот период, по определению известного амер. ис­следователя России Дж. Биллингтона, было настоящим «культурным взрывом» и «изысканным пиршеством». Появляются различные неохристианские течения, среди к-рых выделяется «новое религиозное сознание», иници­ированное Мережковским и 3. Н. Гиппиус. К ним прим­кнули Бердяев, Розанов, Минский и др. В Петербурге в 1901-1903 гг. было организовано проведение Религиоз­но-философских собраний, на к-рых обсуждались темы духовной свободы, вопросы пола и брака, церковные дог­маты, проекты модернизации исторического христиан­ства и т. п. Большой оригинальностью отличается создан­ное Федоровым учение о преодолении смерти и воскре­шении, названное философией общего дела. Федоровс­кое учение, направленное на преодоление «небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира», было высоко оценено его современниками - Достоевским и В. С. Соловьевым, а затем и мн. видными деятелями рус. культуры - А. М. Горьким, Пришвиным, А. П. Платоно­вым, В. В. Маяковским, Брюсовым и др. Оно явилось су­щественным вкладом в мировую танатологию (иммортологию), т. е. в философскую разработку вопросов о смысле жизни и смерти. Тема оригинальности Р. ф. свя­зана также с философемой русской идеи, обоснованной Достоевским и В. С. Соловьевым. Ее проблематика, воп­реки нек-рым мнениям, вовсе не сводится к «философс­кому национализму». Жанр и философема рус. идеи не чужды «национальной самокритике», к-рая понималась как необходимая часть глубокого изучения и преображе­ния России. Об этом многократно образно писал яркий