Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 289 из 447)

сторонник русской идеи Розанов: «Сам я постоянно ру­гаю русских. Даже почти только и делаю, что ругаю их». Однако, по Розанову, «может быть, народ наш и плох, но он - наш, наш народ, и это решает все. От «своего» куда уйти? Вне своего - чужое. Самым этим словом решается все» (Уединенное. М., 1990. С. 48, 127). Одним из самых глубоких аналитиков проблемы национального своеоб­разия Р. ф. был Франк, разработавший концепцию «рус­ского мировоззрения», изложенную в работах, посвящен­ных философскому творчеству Пушкина, Достоевского, Тютчева, Гоголя, В. С. Соловьева и др. Как и Достоевс­кий, Франк считал символом рус. культуры творчество Пушкина. Его идея духовного «самостояния» человека, по Франку, - это не только вершина и цель творчества, самовыражения поэта, но и указание на то, что он был также «убежденным почвенником» и имел собственную «философию почвенности». Пушкинская «любовь к род­ному пепелищу, любовь к отеческим гробам» иллюст­рирует исконную онтологическую направленность Р. ф., т. е. ее коренную связь с родной жизнью. Беспрецедент­ные переломы российского бытия в XX в. не могли не отразиться и на состоянии философского сознания. В 1922 г. мн. известные философы и деятели культуры (Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, Булгаков, Франк, Сорокин и др.) были высланы из Советской России. За рубежом они продолжали выступать как представители религиозной Р. ф., к-рую невозможно было развивать в условиях гоне­ний против религиозных деятелей, ггролеткультовских тен­денций в области культурной политики, идеологического диктата, не признававшего права на разномыслие даже внутри марксизма. Наиболее известным представителем Р. ф. за рубежом стал Бердяев. Большинство его сочине­ний переведено на осн. европейские, а также на нек-рые вост. языки. Он был одним из тревожных провозвестни­ков грядущей глобализации, критиком совр. культуры, ана­литиком всех главнейших явлений XX в. - капитализма и коммунизма, революций, мировых и гражданских войн. За рубежом Бердяев выступал как патриот, представи­тель рус. культуры, противник русофобии. Его перу при­надлежали глубокие исследования, посвященные мн. представителям рус. мысли. Большое значение имела его кн. «Русская идея» (1946), оказавшая влияние на фор­мирование интереса к России у нескольких поколений зап. исследователей. Недооценка роли и значения креп­кого государства как основы существования России, свойственная мн. рус. мыслителям до 1917г., сменилась в эмиграции на «государственнические» настроения. Крупным государственником-монархистом был И. А. Ильин. Он не являлся сторонником реставрации само­державия в его прежнем «дофевральском» состоянии, отстаивал идею «органической монархии», полагая, что сама рус. жизнь со временем выработает необходимую форму монархии. Демократия, считал он, вполне соче­таема с монархией, но формы демократии, пригодные для России, должны быть не импортированными, а при­сущими своей «органической демократии». Ильин выс­тупал за реабилитацию ценностей народного консерва­тизма, рус. национализма и патриотизма, понятых, од­нако, не как политико-идеологические, а как духовные явления. Будучи представителем философии права, Ильин дал глубокую трактовку феномена тоталитаризма, задол­го до X. Арендт, признанной на Западе классиком дан­ной темы. Анализ тоталитаризма Ильиным - философ­ский, а не политологический или социологический. Тота­литаризм определяется им как духовное подавление, как потеря «духовного достоинства народа». В отличие от Ильина, стоявшего на «дореволюционной» т. зр. и счи­тавшего, что вся рус. культура «нереволюционна и доре­волюционна», представители евразийства (Н. С. Трубец­кой, Савицкий, Флоровский, Сувчинский, Г. В. Вернадс­кий и др.) выступили в качестве выразителей «пореволю­ционного сознания». В противоположность тем мыслителям эмиграции, к-рые считали Октябрьскую ре­волюцию 1917 г. случайным явлением или «наказанием России за ее грехи», евразийцы доказывали ее закономер­ность. Октябрь знаменует собой завершение целого пе­риода в рус. истории, восходящего к началу европеиза­ции России в эпоху реформ Петра I. С одной стороны, это завершение европеизации России, а с др. - ее «выпаде­ние» из рамок европейского опыта. Это подтверждает, что Россия - особенная страна, органически соединив­шая в себе элементы Востока и Запада. В рамках евра­зийства был высказан ряд перспективных идей, имею­щих совр. значение. Это целостный подход к осмысле­нию рус. истории, без изъятий ее наиболее драматичес­ких периодов (нашествие Орды, рус. революция). Важным достижением была также мысль о необходи­мости комплексного полидисциплинарного изучения России как своеобразного евразийского типа цивилиза­ции и о создании новой теоретической дисциплины, к-рую евразийцы назвали россиеведением. Некоторое вре­мя после Октябрьской революции (до 1922 г.) филосо­фию в ун-тах продолжали преподавать старые кадры. Так, в Московском ун-те работали Бердяев, Челпанов, Ф. Ф. Бережков, И. А. Ильин, Вышеславцев. Высылка философов в 1922 г. заметно снизила качество препода­вания и изучения философии. Однако нет оснований утверждать, что философия в СССР (за исключением религиозно-философских течений) была полностью «по­давлена». Хотя в советский период и произошел суще­ственный разрыв с отечественными философскими тра­дициями и наблюдался нигилизм по отношению ко мно­гим (преимущественно религиозным) течениям рус. философской мысли, все же философия продолжала существовать и развиваться. В довоенный период фило­софская подготовка велась в Московском ин-те филосо­фии, литературы и истории (МИФЛИ). В 40-е гг. были воссозданы философские ф-ты в Московском и Ленинг­радском ун-тах, где велось достаточно обширное препо­давание истории философии, прежде всего философии античности, Средневековья и Нового времени. Начиная с 60-х гг. в СССР сложились новые философские дисцип­лины - философия науки, этика, эстетика, философская антропология и др. (см. Философия в советской и по­стсоветской России). В свое время даже эмигрантские историки философии -Зеньковский, Н. О. Лосский,Лковенко при всем критическом отношении к советской философии все же включили соответствующие разделы в свои работы по истории Р. ф. Характерно, что в 1931 г. в эмигрантском журн. «Путь» (№ 27) Бердяев опубликовал рецензию (в целом положительную) на кн. Асмуса «Очерки истории диалектики в новой философии» (1929). Р. ф. в советский период впервые стала предме­том университетского преподавания, однако судьба ее была сложной. Единственная в СССР кафедра истории Р. ф. в МГУ, образованная в 1943 г., в 1955 г. была пере­именована в кафедру истории философии народов СССР и просуществовала с таким названием до кон. 80-х гг. Целью создания данной дисциплины была демонстра­ция разнообразных «национальных по форме» философ­ских идей нерус. народов СССР, что отражало господ­ствовавшую тогда политику «двойных стандартов» по отношению к национальным культурам. Национальные элиты союзных и автономных республик получали пра­во легитимизировать в качестве философских и религиоз­ные, и социально-политические, и литературные, а также мифологические, в т. ч. бесписьменные, источники. К истолкованию Р. ф. применялась, напротив, процедура «зауживания», ограничивавшая ее содержание гл. обр. идеями, связанными с «освободительным движением», материализмом и социализмом (хотя отношение и к ним было весьма избирательным). В постсоветской России истолкование предметной области истории Р. ф. претер­пело существенные изменения. Прежние «зауживания» и ограничения ушли в прошлое, широкое распростра­нение получили плюралистические версии Р. ф., осно­ванные на различных объяснительных моделях.