Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 292 из 447)

Д. А. Силичев

РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИ­ЖЕНИЕ (РСХД) - объединение православной рус. моло­дежи в эмиграции, носящее преимущественно религиоз­но-просветительский характер; возникло в 1923 г. Еще до оформления РСХД практически во всех европейских цен­трах рус. эмиграции существовали подобные объедине­ния; в Белграде в нем участвовали братья Зёрновы, Зеньковский. К. Э. Керн, С. С. Безобразов, Н. Н. Афанасьев, Н. М. Терещенко; в Праге кружок был организован деятеля­ми дореволюционного студенческого движения в России Л. Н. Липеровским, А. И. Никитиным, М. Л. Бреге и но­сил интерконфессиональный характер; в Париже моло­дежь группировалась вокруг о. А. Калашникова, в Берли­не - вокруг Франка и И. А. Ильина. Уже в 1921 г. на съезде Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в Пекине оформилась ее рус. ветвь. С 1 по 8 ок­тября 1923 г. при финансовой поддержке ВХСФ и YMCA (Young Men's Christian Association) в Пшерове (Чехосло­вакия) прошел первый съезд рус. студентов в Европе, по­ложивший начало движению и заявивший о его право­славной ориентации. На этом съезде произошла встреча двух поколений: деятелей рус. религиозного возрождения, в полный голос заявивших о себе еще в России, и моло­дых людей, пришедших в православную церковь большей частью в послереволюционные годы. Как сказал Булга­ков секретарю движения Зандеру, «по сравнению с на­шими религиозно-философскими собраниями пробле­матика съездов движения довольно элементарна; но в них есть нечто, чего у нас не было: живое соборование цер­ковных людей, страстно и упорно ищущих правых путей» (Вестник РСХД. 1962. № 66/67. С. 26). Провозглашая себя стоящим вне политики и допуская в свои члены людей полярных идейных убеждений (от монархистов до со­циалистов), РСХД отказалось от интерконфессиональности и избрало церковно-православный характер, притом что официально не подчинялось никакой церковной вла­сти и не подпадало ни под какую юрисдикцию. Централь­ной его идеей была идея оцерковления культуры и жизни, а осн. организационной формой должно было стать пра­вославное братство, но, кроме братства преп. Серафима в Белграде, эта форма достаточного распространения не получила. Важным событием в жизни РСХД стала дис­куссия на съезде в Аржеронне (Франция) в 1925 г. вокруг докладов Бердяева и епископа Вениамина, давших поляр­но противоположное видение христианского призвания. Бердяев понимал христианство как деятельную религию преображения мира, а епископ Вениамин, видя в подоб­ном подходе утопическое стремление рус. интеллиген­ции спасти мир внешними средствами, ставил на первое место аскетический путь личного спасения. По решению съезда в Аржеронне осенью 1925 г. в Париже был открыт Сергиевский православный богословский ин-т, ставший одним из духовных центров рус. эмиграции. В июне 1926 г. Собор рус. епископов в изгнании в Карловцах объявил протестантские организации, поддерживающие РСХД, масонскими и враждебными православию и потребовал от студенческих кружков порвать всякую связь с ними, что противоречило духу открытости движения. РСХД поддержал митрополит Евлогий, стоявший у его истоков, единственный канонически назначенный рус. митрополит в Европе. Раскол между митрополитом Евлогием и епис­копами собора в Карловцах, вышедшими из подчинения Московской патриархии, окончательно определился в январе 1926 г. и существенно изменил характер РСХД, заставив его отмежеваться от консервативно-монар­хического крыла рус. церкви. Осн. формами де­ятельности РСХД было участие в литургической жизни церкви и миссионерская деятельность: организация чет­верговых и воскресных школ при православных прихо­дах, летних студенческих лагерей, социальная работа в больницах и тюрьмах, организация студенческих хрис­тианских кружков во всех странах рассеяния (включая Польшу, Чехословакию, страны Балтии). Важной состав­ляющей деятельности было издание печатного органа -«Вестника РСХД» (название с 1973 г. - «Вестник Русско­го Христианского Движения») (выходит с 1925 г., кроме 1939- 1945 гг., первоначально ежемесячно, затем еже­квартально). Публикации о жизни РСХД появлялись в издаваемом Бердяевым журнале «Путь» (1925-1940). Бессменным председателем и вдохновителем РСХД с 1923 по 1962 г. был Зеньковский (в 1942 г. принял священ­ство). В «Очерках идеологии РСХД» он отмечал, что в движении «отвергается тот христианский спиритуализм, который отделяет правду Церкви от правды жизни и ис­тории, отдавая их в полную власть всяческого натура­лизма, но в нем отвергается и та формальная абсолюти­зация Церкви, которая ярче всего сказалась в средневе­ковой теократии и которая не видела в мире, в натура­льном порядке ничего светлого, ценного. Против этого отвержения и гнушения жизнью Православие всегда выдвигало идею преображения жизни в духе Церкви... В философской терминологии эта сторона христианства может быть выражена как принципиальный космизм, вера в то, что в Христе не отвергается, а спасается и преоб­ражается мир» (Вестник РСХД. 1929. № 5. С. 23-24). В 1959г. был принят новый устав РСХД, оговаривающий, что дви­жение «имеет своей основной целью объединение веру­ющей молодежи для служения православной церкви и привлечение к вере во Христа равнодушных к вере и неве­рующих. Оно стремится помочь своим членам вырабо­тать христианское мировоззрение и ставит своей задачей подготовить защитников церкви и веры, способных вести борьбу с совр. атеизмом и материализмом.

Лит.: Зеньковский В. В. Зарождение РСХД в эмиграции// Вестник РХД. 1993. № 168. С. 5-40; Онже. Очерки идеологии РСХД // Там же. 1929. № 5. С. 20-24; Зёрнов Н. М. За рубежом. Париж, 1973; Он же. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974; Назаров М. В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992; Татаринова О. В. Воспоминания о В. В. Зеньковском // Континент. 1993. № 79. С. 243-260. Отчеты о съездах РСХД регулярно печатались в журн. «Путь» {1925— 1940), «Вестник РСХД» (с 1973 г. - «Вестник РХД»).

А. П. Козырев

«С ТОГО БЕРЕГА» - работа Герцена, написанная в 1847-1850 гг. под влиянием свежих впечатлений от предрево­люционных и послереволюционных событий в Европе. Она содержит 8 статей-глав, 5 из к-рых впервые были из­даны отдельной книгой на нем. языке в 1850 г. Рус. изд. вышло в Лондоне в 1855 г., англ. - в 1856 г. Это страстная, насыщенная горестными размышлениями по поводу рух­нувших надежд на скорое решение «социального вопро­са» книга. Диалогический способ изложения различных, порой противоположных т. зр. на революцию, на исто­рию, на перспективы решения социальных проблем сви­детельствует о том, что Герцен болезненно расставался со своими иллюзиями относительно возможностей уста­новления в Европе справедливых общественных отноше­ний, каковыми он считал отношения социалистические. Порой бывает очень сложно разобраться, в чьи уста Гер­цен вкладывает собственную т. зр., и возникает предполо­жение, что он лишь рассуждает о возможных решениях (в обращении к сыну): «...не ищи решений в этой книге». В письме П. Ж. Прудону от 27 августа 1849 г. Герцен отме­чает, что написанную им книгу «можно было бы назвать философией революции 48 г.». Ссылаясь на факты исто­рии, он приходит к выводу: нет никаких убедительных до­казательств, что идеалы, вырабатываемые человеческим разумом, должны осуществиться. С его т. зр., никакие идеальные конструкции в жизнь не воплощаются; «жизнь имеет свою эмбриогению, не совпадающую с диалекти­кой чистого разума». Однако Герцен не утверждает, что законы исторического развития противоположны законам логики. Пути истории не совпадают с путями мысли, но тем не менее прогресс в истории существует, он выража­ется в постепенном совершенствовании людей, в накоп­лении знаний; прогресс, пишет он, не цель истории, а ее следствие. Герцен проводит мысль, что народы живут не по предначертаниям пусть даже гениальных людей, а по привычке. Эти привычки изменяются очень медленно, так же медленно, как происходят изменения в природе. Поэтому надо присматриваться к жизни народных масс, изучать ее, и только тогда можно будет понять, куда идет человечество, и способствовать этому развитию жизни. «В истории все импровизация, все воля, все ex tempore...», не наука, не разум, а именно стихийная деятельность масс определяет в конечном счете характер исторического раз­вития. Но это не значит, что деятельность каждой отдель­ной личности, ее сознательное участие в исторических процессах не оказывают влияния на протекание этих