Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 296 из 447)

С о ч.: Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

Л и т.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 198-226; Посети Н. О. История русской философия. М., 1991. С. 220-268; Хоружий С. С. Вехи фило­софского творчества о. Сергия Булгакова // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 416-^26.

В. Н. Жуков

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ - наследие учителей вост. христианской церкви, выработавших догматические ос­новы православной философии и обусловивших ориги­нальные черты рус. религиозной мысли. Святоотеческие труды получили известность на Руси уже с момента зарождения в ней философской мысли. Так, в Изборниках 1073 г. и 1076 г. содержатся отрывки из произв. Василия Великого, Афанасия Великого, Максима Исповедника, Нила Синайского и др. Интерес к этим авторам обуслов­ливался преимущественно потребностями духовного просвещения, особенно его внутренней стороной, пред­полагающей синергическую (см. Синергизм) свободу религиозного опыта. Отсюда проистекал строго конфес­сиональный и аскетический характер освоения святооте­ческого наследия, призванного способствовать личност­ному совершенствованию в среде просвещенных мона­хов. Исихастская традиция (см. Исихазм), обязанная сво­им появлением последнему восточнохристианскому отцу церкви Симеону Новому Богослову, выделила в С. у. саму возможность оригинального отношения к православным догматам, и Нил Сорский наиболее ярко осуществил эту возможность в своем учении. Дальнейшее развитие пра­вославной мысли с привнесением в нее светских элемен­тов философствования привело к рождению православ­ной философии в России в XVIII в., что оттенило принци­пиальное значение святоотеческих соч. в этом процессе, особенно в творчестве митрополита Московского Платона (Левшина). Издание «Добротолюбия» как бы знаменовало собой «возвратное движение русского духа к византийским отцам» (Флоровский). Определенные аспекты С. у. использовали в своем творчестве славянофилы.

Киреевский связывал саму оригинальность отечествен­ной мысли с приверженностью к духу писаний святых отцов. Однако, хотя святоотеческие произв. приобрели в XIX в. заметную роль в становлении взглядов светских мыслителей, ориентирующихся на создание собственно рус. (православной) философии, должного знания ука­занных произв. среди них не наблюдалось. Вот почему столь широкий резонанс получила кн. Флоренского «Столп и утверждение истины», по существу открыв­шая рус. интеллигенции наследие святых отцов, причем в свете философского их осмысления. В 1-й пол. XX в. выя­вился целый спектр оригинального отношения к святоо­теческому наследию. Так, С. Н. Трубецкой заостряет вни­мание на гносеологических его аспектах. На основе свя­тоотеческих соч., связанных с работами Псевдо-Диони­сия Ареопагита, а также - исихастской традицией, Лосев и Булгаков разрабатывают философию имени. Н. О. Лос-ский стремится подкрепить свое учение о перевоплоще­нии решениями вселенских соборов. Эрн выдвигает кон­цепцию восточно-христианского «логизма» как эпицент­ра последующего развития рус. философии, с тем чтобы, осознав святоотеческие корни своей оригинальности, глуб­же проникнуть в «живую стихию Логоса».

Л и т.: Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. Спб., 1901; Эрн В. Ф. Соч. М., 1991; Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993; Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994; Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. Париж, 1931 (2-е изд. - М., 1992); Он же. Византийские отцы V-VIII века. Париж, 1933 (2-е изд. -М., 1992); Лососий В. Н. Очерк мистического богословия Вос­точной Церкви: Догматическое богословие. М., 1991.

П. В. Калитин

СЕЗЕМАН Василий Эмильевич (30.05( 11.06). 1884, Петер­бург - 29.03.1963, Вильнюс) - философ. В 1909 г. окончил классическое отделение историко-филологического ф-та Петербургского ун-та, был оставлен при кафедре фило­софии для получения проф. звания и командирован в ун-ты Марбурга и Берлина. По возвращении преподавал философию в ун-тах и гимназиях Петербурга, Вятки, Бер­лина и Ковно (Каунаса); проф. ун-та в Ковно он стал по рекомендациям Н. Гартмана, Н. О. Лосского и Франка. В 1950 г. арестован, в 1958 г. реабилитирован и до конца жизни работал проф. логики Вильнюсского ун-та. Осн. тема его философского творчества - проблема иррацио­нального во взаимоотношении с рациональным. Эта тема разрабатывалась на основе синтеза глубинного платониз­ма рус. философской культуры, восходящей к святооте­ческой традиции, с философскими принципами неокан­тианства марбургской школы и «идеями чистой феноме­нологии» Гуссерля. Именно на стыке феноменологии и марбургского неокантианства С. пытался отыскать реше­ние проблем соотношения иррационального с рациональ­ным. Иррационализм рассматривался С, с одной сторо­ны, как негативная (нижняя) граница бытия, а с другой -как высшая, позитивная граница, за к-рой явлена абсо­лютная первооснова космоса, воплощенная в принципах единства истины, добра и красоты. Первооснова тракто­валась мыслителем не только как сверх-бытие, сверх-цен-ность, но и как сверх-разумное. Первоначальные формы подобных характеристик бытия С. усматривал в традици­ях платонизма и в платоновски обусловленной богословско-философской экзегетике отцов и учителей церкви. По мнению С, от эмпирических ступеней рациональности вполне возможно перейти к идее абсолютной рациональ­ности через мост иррациональных принципов в том слу­чае, если «иррациональное» выступит в роли философс­кого абсолюта, выражаемого исключительно апофатически. Европейская культура, с т. зр. С, стоит на пороге ката­строфы, она погрузилась в иррациональные бытийные бездны, построенные на отрицательных, меонических началах, тогда как внутренняя сила и жизненность духов­ной культуры заключены в активных поисках подлинного бытия, отличающего реальное от меонического. Един­ственный выход из подобного кризиса мыслитель видел в сущностной связи духовной культуры с высшим транс­цендентным началом, к-рое только одно способно осу­ществить и обосновать свое внутреннее единство.