Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 298 из 447)

истории страны, преобразуя ее в историю религиозно-нравственной эволюции об-ва. Учение о казнях Божиих, с его историософскими по сути познавательными ус­тановками, в редакции СВ. приобретало сугубо приклад­ной, подчиненный задачам церковного учительства ха­рактер. Целью творчества оказывалось не постижение бытия как высшей самоцели, а извлечение из уроков ис­тории их назидательного смысла.

Соч.: Поучения древнерус. текст, перевод, коммент. // Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. Спб., 2000. С. 277-344.

Лит.: Петухов Е. Серапион Владимирский, русский пропо­ведник XIII в. Спб., 1888; Гудзий Н. К. Где в когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского // ПОЛЯ. 1952. Т. 2, вып. 5. С. 450-456; Будовнщ И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.). М, 1960. С. 326-328; Колобанов В. А. Общественно-литературная деятель­ность Серапиона Владимирского. Владимир, 1962.

В. В. Мильков

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ, в миру Прохор Исидорович (Сидорович) Мошнин (1759, Курск - 2( 14).01.1833, Саров) -православный подвижник, иеромонах Саровском пусты­ни, канонизирован в 1903 г. В 1776 г., желая принять монашество, посетил Киево-Печерскую лавру, где в Китаевском скиту получил благословение затворника Досифея отправиться в Саровскую пустынь, бывшую тогда школой исихазма. Здесь в ноябре 1778 г. принят в мона­шеское братство, в 1786 г. рукоположен в диакона, а в 1793 г. -в священника. С 1794 г. избирает путь отшельничества, а затем и молчальничества. Вернувшись в монастырь, де­лается затворником. После выхода С. С. из затвора в 1813 г. его духовными детьми становятся мн. миряне, а также сестры Дивеевской общины, основанной в 1788 г. в 12 верстах от Саровской пустыни. Строго придерживался заветов нестяжания (см. Нестяжатели). С 1825 г. С. С. проводил в монастыре только ночь, на день уходя в лес­ную келью в 2 верстах от монастыря. Здесь и происходи­ли его встречи с духовными детьми. До последнего дня жизни С. С. был окружен завистью и подозрительностью, подвергался гонениям, но сохранял просветленное и мир­ное состояние духа. С. С. - аскет и мистик, но облик его превосходит традиционное представление о монахе. Иси-хаст, всецело посвятивший себя Богу, он выходит из затво­ра навстречу тому самому миру, из к-рого бежали мн. его собратья. С. С. настаивал на возможности достиже­ния христианского совершенства не только аскетами, но и мирянами в повседневной жизни. В центре педагогики С. С. находится глубоко личная любовь ко Христу, приоб­ретение даров Св. Духа, чистота сердца и помыслов, мо­литва в любых обстоятельствах. Учение и образ С. С. чти­ли такие разные люди, как Булгаков и А. Белый, М. А. Волошин и Флоренский. Возвращение в церковь мн. ин­теллигентов в нач. XX в. произошло под покровительством С. С, открывавшего новые горизонты церковной жизни. Для мн. рус. религиозных философов С. С. стал пророком нового качества христианской жизни, ее обновления и приближения к апостольской эпохе.

Лит.: Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Ди-веевского монастыря. Спб., 1903 (репринты - 1991 и 1996);

Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1925 (4-е изд. - М., 1993); Угодник Божий Серафим: В 2 т. Валаамс­кий монастырь, 1993;Рошко В., прот. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево: Исследования и материалы. М., 1994; Clement О. Saint Seraphim de Sarov, prophete et temoin de la Lumiere // Climent O. Le Visage interieur. P., 1978. P. 117-156.

И. В. Басин

СЕРБИНЕНКО Вячеслав Владимирович (4.06.1951, Став­рополь) - специалист по истории рус. философии; д-р философских наук, проф. Окончил философский ф-т МГУ (1974) и аспирантуру того же ф-та (1979). С 1980 по 1989 г. -доц. кафедры философии МИСИ, с 1990 по 1992 г. - в Ин-те философии АН СССР, с 1992 г. - в Российском гос. гуманитарном ун-те, с 2000 г. - зав. кафедрой истории отечественной философии РГГУ. Руководитель Об-ва историков рус. философии им. В. В.Зеньковского при РГГУ (учебно-научный центр). Защитил докторскую дис­сертацию «Метафизика культурно-исторического бытия в русской философии XIX века» (1995). В 80-е гг. разраба­тывал вост. тему в рус. философии XIX в. (публикации в изданиях Ин-та востоковедения РАН, энциклопедическом словаре «Китайская философия»,биографическом слова­ре «Русские писатели» и др.). Участвовал в подготовке энциклопедического словаря «Русская философия» (1995). Подготовил издание «Истории русской философии» Зень-ковского (М., 2001). Автор кн. «Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия» (М., 1994) и «Вл. С. Соловьев» (М., 1999). Исследуя различные аспекты отечественной метафизичес­кой традиции (гл. обр. связанные с философией истории и культуры), обосновывает фундаментальное значение рус. метафизики XIX-XX вв. в российском и мировом истори­ко-философском контексте.

С о ч.: В. С. Соловьев о Китае // Общество и государство в Китае. М., 1982; Проблема взаимоотношения китайской и япон­ской культур в творчестве Вл. Соловьева // Там же. М., 1984; Китайская тема в «Семирамиде» А. С. Хомякова // Там же. М., 1985; Спор об антихристе: Вл. Соловьев и Г. Федотов // Обще­ственная мысль: исследования и публикации. М., 1990. Вып.2; Slavophilism // A History of Russian Philosophy. N.Y., 1993; Russian Idea and Prospects for Democracy // Economic and Political Weekly. Bombay, 1993. Vol. 28.; Образ истории в русской фило­софии // Философские науки. 1994. № 1-3, № 4-6; Русская ре­лигиозная метафизика XX в. М., 1996; Hegel und die russische religiose Metaphysik // Die Folgen des Hegelianismus. Hannover, 1998; Ф. M. Достоевский о метафизике национального бытия // А. С. Пушкин и современность. М., 1999; The Russian Idea: Metaphysics, Ideology and History // Social Identities in Revolutionary Russia. Palgrave, N.Y. 2001; H. Бердяев и софио-логия // Историко-философский ежегодник. М., 2003; Фило­софская эсхатология Вл.Соловьева // Минувшее и непреходя­щее в жизни и творчестве В. С. Соловьева. Спб., 2003; Русская философия: Курс лекций. М., 2005.

М. А. Маслин

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (1314, с. Варницы близ Ростова Великого - 25.09.1392, Троицкий монастырь близ Радонежа) - основатель и игумен Троиц­кого монастыря (ныне - Троице-Сергиева лавра), православ­ный подвижник, канонизирован в 1447 г. В кон. 1330-х гг., после смерти родителей, удаляется в глухие леса под­московного Радонежа, избирает жизнь отшельника, одинокий аскетический подвиг в молчании. Нетради­ционным в жизни С. Р. является отсутствие у него каких бы то ни было учителей, духовных наставников. Посте­пенно к С. Р. стали собираться люди, искавшие авторитет­ного руководителя монашеского делания. К 1340 г. обра­зовалась маленькая община, превратившаяся в монас­тырь. В течение 1340-х гг. С. Р. был избран игуменом и посвящен в священника. В монастырской жизни С. Р. вдох­новлялся идеалом нищеты Иисуса Христа в дни Его зем­ного служения; аскетический отказ от лишнего имуще­ства имел своей целью достижение абсолютной незамут-ненности и простоты жизни как в бытовом, житейском, так и в духовном плане. В сер. 1350-х гг. по инициативе митрополита Московского Алексия и при поддержке пат­риарха Константинопольского Филофея С. Р. произвел в монастыре коренную реформу, вскоре усвоенную в тех рус. землях, где сказывалось московское влияние. Он ввел в Троицкой обители Студийский устав, т. наз. «общежи­тие», некогда уже привнесенное в Киевскую Русь из Ви­зантии, но забытое к XIV в. Устав общежительного мона­стыря предусматривает равенство всей братии (включая игумена) в имущественных правах, запрет на частную соб­ственность, совместный труд и молитву, общий стол. На­равне с физическим трудом для братии обязательно чте­ние или иная форма интеллектуальной работы (переписывание книг и т. п.). К этому времени имя С. Р. делается широко известно. Московский князь Дмитрий Иванович (Донской) приглашал С. Р. крестить своих детей, получал от него благословение перед военными похода­ми. С. Р. присутствовал при кончине Дмитрия, скрепив своим именем княжеское завещание. В то же время С. Р. не поддерживал московского князя безоговорочно. Буду­чи сторонником книжника и исихаста митрополита Кип-риана, С. Р. разделял его стремление сохранить единство рус. митрополии в противовес московско-литовской враж­де, расколовшей Русь на две немирные территории, а так­же оградить внутрицерковные дела от княжеского власто­любия. Главная черта С. Р., одного из самых почитаемых святых рус. церкви, - смиренная кротость. Он скромен, всеми силами избегает славы, чинов и церковной власти. Соблазн «первого места» среди людей едва ли не равен для него демоническим соблазнам, к-рые он испытал в первые годы своего пустынножительства. С. Р. стремится подражать высшему христианскому образу Любви -триипостасному единству Бога (на Руси догмат Троицы до С. Р. не был предметом умозрения). Своим служением он вызвал к жизни взлет рус. культуры кон. XIV-XV вв. Троицкая церковь и весь духовный облик С. Р. воспитали гений Андрея Рублева. С. Р. пробудил также мощное мо­нашеское возрождение, хотя и не был исихастом в стро­гом смысле слова. С. Р. оказал большое влияние на обще­ственно-политическую жизнь своей эпохи, но не участие в конкретных политических событиях, а его общее благо­творное воздействие на церковь, об-во и культуру закре­пили за С. Р. имя национального героя.

Лит.: Георгиевский Г. П. Завет преподобного Сергия // Чте­ния в Обществе любителей духовного просвещения. 1892. Но­ябрь. С. 499-515; Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Ра­донежского и всея России чудотворца. Троице-Сергиева лав­ра, 1904 (репринт - 1989 и 1991); /"олубинский Е. Е. Преподоб­ный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909; Ключевский В. О. Значение преп. Сергия для русского народа и государства // Ключевский В. О. Очерки и речи. 2-й сб. статей. М., 1913. С. 199-215; Булгаков С. Н. Благодатные заве­ты преподобного Сергия русскому богословствованию // Путь. Париж, 1926. № 5; Лихачев Д. С. Культура Руси времени Анд­рея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV-начало XV века). М.; Л., 1962; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 141-153; Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991; Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10; Fedotov G. The Russian Religious Mind. Cambridge, Mass., 1966. Vol. 2. P. 195-229.