Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 300 из 447)

Лит.: Киреевский И. В. Критика в эстетика. М., \919;Хомя-ков А. С. Богословские и церковно-публнцистические статьи. Пг., 1915; Флоренский П. Столп и утверждение истины //Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1; Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Филос. произв. М., 1990; Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990. № 4; Он же. Этика преображенного Эроса. М., 1994; Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993; Он же. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2; Рерих И. Зажигайте сердца. М., 1990; Агни-йога: Мир огненный. Новосибирск, 1990; Сердце. М., 1992. Стрельцова Г. Я. Метафизика сердца // Стрель­цова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994; Тарасов Б. Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей». М., 2004.

Г. Я. Стрельцова

СЕРЕЖНИКОВ Виктор Константинович (1873, Черноярский у. Астраханской губ. - 27.06.1944) - специалист по материалистической диалектике. В 1892 г. за счет астра­ханского казачьего войска окончил астраханскую гимна­зию с золотой медалью. В этом же году поступил на юри­дический ф-т Петербургского ун-та, учился также за счет казачьего войска; ун-т окончил в 1897 г. с дипломом пер­вой степени. В 1923 г. был назначен деканом ф-та обще­ственных наук МГУ, в 1923-1931 гг. преподавал фило­софию и историю философии на различных ф-тах МГУ. В 1932-1938 гг. - проф. философского ф-та МИФЛИ. В 1937 г. С. по совокупности трудов была присвоена ученая сте­пень д-ра философских наук. Большой научный вклад внес С. в разработку истории философии. Его работа «Очерки по истории философии» вплоть до 1940-х гг. была един­ственным, по существу, учебным пособием по истории философии. Им были созданы монографические работы по исследованию философских взглядов Ламетри, Канта, Сократа, Платона, Аристотеля. С. принадлежит много пе­реводов философских произв. иностранных авторов.

С о ч.: Диалектический материализм. М., 1930; Ламетри. М., 1925; Очерки по истории философии. М., 1929; Исторический материализм. Вып. 1. М., 1928; Вып. 2. М., 1929; Кант. М., 1937; Сократ. Основные проблемы философии Платона. М., 1937.

А. Д. Косичев

СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Николай Александрович (13(25). 11.1834, Петербург - 9(21 ).02.1866, Иркутск) - ре­волюционный мыслитель, социолог, общественный дея­тель. Окончил Александровский лицей (1853). До 1860 г. -на государственной службе. Выйдя в отставку, уехал за границу, в Лондоне познакомился с Герценом. В кон. 1860 г. возвратился в Россию, сблизился с Чернышевским, был одним из создателей тайного об-ва «Земля и воля». В 1862 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость «за сношения с лондонскими пропагандистами». В 1865 г. по приговору был отправлен на вечное поселение в Сибирь. Важнейшим теоретическим трудом С.-С. было написан­ное в крепости в 1863 г. и единственное опубликованное при его жизни соч. «Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки» (Русское слово. 1865. № 1). Считая необходимым построение новой социальной науки, ее главную задачу С.-С. видел в том, чтобы между обществен­ной наукой и естествознанием в скорейшем времени про­изошел «обмен главных сил, то есть одна может позаим-ствоваться у другого превосходным методом и дать ему, в свою очередь, превосходные стремления». Кон­гломерату наук об общественной жизни, по С.-С, «недо­стает центра», «центральной и верховной науки», к-рая призвана их объединить. Эту функцию выполняет социо­логия, обладающая точным, объективным методом и обобщающей теорией. Таковым может быть метод срав­нительно-исторический, преодолевающий ограниченность и пороки априористического и гипотетического методов, нередко ведущих к субъективизму. Эти идеи С.-С. развил в ст. «О законах исторического развития» (1864), где ста­вится задача «изучения и открытия общих законов», «уяс­нения вопросов, важных для всего человечества». Для этого необходимо, считал он, «переисследовать эконо­мические законы» и «дать новые основания политиче­ской экономии». С.-С. подверг критике представителей т. наз. государственной школы в рус. историографии, в т. ч. Чичерина. С.-С. считал главной ошибкой этой школы фор­мулу «все для народа, но не народом». В противополож­ность государству С.-С. подчеркивал важнейшую для Рос­сии и ее «общественного быта» роль «великого мирского начала».

С о ч.: Публицистика. Письма. М., 1963.

Л и т.: Романенко В. И. Мировоззрение Н. А. Серно-Соловьевича. М., 1954; Маслин А. Н. Материализм и революцион­но-демократическая идеология в России в 60-х гг. XIX в. М., 1960; Богатое В. В. Социологические взгляды Н. А. Серно-Соловьевича. М., 1961.

М. А. Маслин

СЕТНИЦКИЙ Николай Александрович (12(24). 12.1888, Ольгополь Волынской губ. - 4.12.1937) - философ и эко­номист. Во время учебы на юридическом ф-те Санкт-Петербургского ун-та находился под влиянием идей Пет­ражицкого. С 1918 г. философское творчество С, счи­тавшего себя последователем и продолжателем «Фило­софии общего дела» Федорова, развивалось в русле традиций рус. космизма. В 1923-1925 гг. в Москве со­вместно с Горским и В. Н. Муравьевым С. занимается вопросами научной организации труда (НОТ), рассмат­ривая человеческий труд как мироустроительную дея­тельность, противостоящую энтропии, выдвигая в каче­стве конечной цели организованной, коллективной ра­боты регуляцию природы, планетарно-космическое пре­образование. В незавершенной кн. «Эксплуатация или Регуляция», писавшейся на протяжении 20 - нач. 30-х гг., противопоставляет 2 типа мироотношения и мироуст­ройства. Первый, основанный на принципе эксплуата­ции, когда «один член взаимодействующего целого при­знается самоцелью, а другой - только средством и все­гда средством», лежит в основе не только капиталисти­ческого общественного уклада, но и всего наличного послегрехопадного порядка природы с его принципом вытеснения и борьбы особей. Прообраз второго, иде­ального типа мироустройства дан в неслиянно-нераздельном единстве ипостасей Пресвятой Троицы, а в хри­стианском богословии назван соборностью. Здесь уже не взаимная рознь, вытеснение и борьба, не паразитирование и хищничество, а согласное, одухотворенное, питаемое любовью единство частей целого. Путь ко всеединому, соборному бытию пролегает через замену «паразитарно-хищнической утилизации и эксплуатации» со­знательно-творческой регуляцией всех процессов, про­текающих в природе и космосе. Регуляция являет собой новый - божеский - тип хозяйствования, задача к-рого не эгоистическое поддержание собственной жизни или жизни социума, а «обладание землей», в смысле пер­вой заповеди, данной Творцом человеку, разумно-лю­бовное устроение мира по законам красоты и гармо­нии. Проблемы активного, миропреображающего хри­стианства поднимаются в совместной работе С. и Гор­ского «Смертобожничество» (Харбин, 1926). Авторы показывают, как в истории христианского вероучения раскрывалась идея о творческом назначении чечовека в мире, представление о нем как о соработнике своего Творца, призванном деятельно участвовать в борьбе с главным и «последним врагом» - смертью. Христиан­ство - религия, последовательно выступающая против всех форм смертобожничества, обожествления смерти, признания ее неизбежной и неодолимой для человека. В ст. С. по имяславию развивается представление о дей­ственной сущности имени (имя как «единство слова и дела»). Постижение Имени Божия, которое есть «совер­шенное и исполненное соединение слова и дела», по С, есть обожение, преображение человеческого естества в совершенный бессмертный организм, способный к без­граничному творчеству. В 1925-1935 гг. С. жил в Харби­не, работал в Экономическом бюро КВЖД, преподавал на юридическом фа-те. В 1935 г. вернулся в Москву, был арестован и расстрелян. В кн. «О конечном идеале» (1932), написанной как опыт «оправдания истории», он противопоставляет позиции «эсхатологического катаст-рофизма», идее краха и неудачи истории концепцию «эсхатологии спасения». Полемизируя с соч. Новгород-цева «Об общественном идеале», строит собственную теорию идеала: идеал как «крайнее, последнее и вели­чайшее задание, к к-рому стремится человечество», как проект, требующий своего воплощения в реальности; вводит понятия «дробных идеалов» (они несут в себе лишь частичную правду, несовершенны как по целям, так и по средствам) и «целостного идеала», предполага­ющего «полноту счастья и всеобщность спасения». Дает оригинальное истолкование Откровения Иоанна Бого­слова, к-рое, как произв. свыше вдохновенного, религи­озно-художественного творчества, в образно-символи­ческой форме несет в себе представление о высшем, божественном благе, о конечной цели и путях ее дости­жения. Эта конечная и высшая цель дана в образе Иеру­салима Небесного, «нового неба и новой земли» (21 гл. «Откровения»), олицетворяющего преображенную, обо-женную Вселенную. Путь к ней пролегает через «побе­ду над стихией, над природной беспорядочностью хао­са», воплощенной в образе «зверя из бездны», через преодоление смерти, всеобщее воскрешение, одухотво­рение мира. В эстетике С. развивается представление о проективно-символической сущности искусства, о ху­дожественной деятельности как идеалотворчестве. Пер­спективы развития искусства С. полагает на путях пере­хода от «эстетики трагического синтеза» (борьба одино­кого героя с роком, ницшеанский порыв «всем как одно целое идти навстречу предстоящей гибели с трагичес­ким умонастроением») к «литургическому искусству», включенному в богочеловеческое домостроительство.