Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 303 из 447)

симеон полоцкий человека-творца против безликого носителя мертвого обыденного сознания; предупреждал об опасности на­ступления эпохи «грядущего Хама», человека-массы, ут­верждая идею «бунтующего» человека, стремящегося к совершенству; провозглашал идею жизни как высочай­шей ценности, противопоставляя ей некрофилию совр. существования; стремился преодолеть всемирный хаос гармонией живого космоса («Человечеством»).

Лит.: Белый А.: Символизм. М., 1910; О символизме/7 Труды и дни. 1912.№ 12; Символизм как миропонимание. М., 1994; Брюсов В.: Русские символисты // Собр. соч. М., 1975. Т. 6; Смысл современной поэзии // Там же; Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6; Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994; Мережковс­кий Д. С. Не мир, но меч // Поли. собр. соч. Спб.; М., 1911. Т. 10; Больная Россия. Л., 1991; Эллис. Русские символисты. М., 1920; Пайман А. История русского символизма. М., 1998; Эн­циклопедия символизма. М., 1998.

Э. И. Чистякова

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк-25.08(4.09).1680, Москва) - церковный деятель, переводчик, поэт, драма­тург. Учился в Киево-Могилянской академии, Виленской иезуитской коллегии; вступил в Базилианский орден до­миниканцев, что не помешало ему стать монахом Бого­явленского монастыря в Полоцке. По приглашению царя Алексея Михайловича, благосклонно выслушавшего па­негирик в свой адрес, приезжает в Москву, где с 1664 г. становится придворным пиитом, воспитателем царских детей, послушным идеологом, определявшим культурную политику власти. Творческое наследие его велико: сохра­нились в авторских рукописях «Рифмологион» и «Вер­тоград многоцветный»; изданы в основанной им типог­рафии «Обед душевный» и «Вечеря душевная»; он - ав­тор пьес «О Навуходоносоре царе» и «Комедия о блуд­ном сыне». Первым создал стихотворный перевод Псалтири на рус. языке, явился основателем рус. силла­бической поэзии. Издана лишь малая часть его наследия, сохранившегося в рукописных хранилищах. Уделял боль­шое внимание философской и богословской тематике. Философию определял как знание, к-рое научает «тако людем жити, еже бы по силному Богу точным быти» (Па­мятники литературы Древней Руси. XVII век. М„ 1994. Кн. 3. С. 146). Ссылаясь на Фалеса, считал, что мудрость есть высшая ценность, на Диогена - что она научает терпе­нию, на Аристиппа - что она учит смелости с сильными мира сего, на Аристотеля - что она врачует нравы. Его собственные взгляды сложились под влиянием поздней схоластики томистского типа, доминировавшей на терри­тории Речи Посполитой. Явился ретранслятором польской культуры барокко, главой партии латинистов, полемизи­ровавших с грекофилами и старообрядцами, идеологом просвещенного абсолютизма, энтузиастом создания в Москве академии с преподаванием филологических, бо­гословских, философских наук.

С о ч.: Избр. соч. М.; Л., 1953; Вирши. Минск, 1990.

Лит.: Татарский И. Симеон Полоцкий. Его жизнь и дея­тельность. М., 1886; Попов В. Е. Симеон Полоцкий как пропо­ведник. М., 1886; Серман И. 3. «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого и русская поэзия XVIII в. М.; Л., 1962;

Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М. 1982; Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

М. Н. Громов

СИМФОНИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ- понятие евразийс­кой социальной философии, разработанное Карсавиньш и П. С. Трубецким. Евразийство использовало понятие личности для обозначения всякого результата «качествования» (мирополагания) божественного начала в мире. Личность - синоним единства, активная «стяженность» элементов объективного целого. Концепция С. л. онтоло-гична по своей сути и диалектична по методологической направленности. Окружающему миру приписываются личностные качества, но качества преобразованные, уже включающие в себя иерархичность как тип системного соподчинения индивидуумов в структурах общественно­го порядка. Это состояние и называется в евразийстве С. л. Личность индивидуальна лишь в своем стремлении к со­стоянию симфоническости, т. е. слиянию человеческого и вещного бытия в акте познания. С. л. - это познаваемый тварный мир, получающий свою бытийность именно посредством человеческой личности. Типические лично­стные проявления, носящие в обычном понимании стро­го аксиологический (ценностный) и потому сугубо соци­альный характер, приобретают в теории С. л. онтологи­ческие свойства бытия. К теме С. л. (единству индивиду­ального бытия и инобытия) относится гносеологическая проблема возможности и необходимости знания. Лич­ность несовершенна, и причина этого заключается в са­мой ее тварности, принадлежности тварному миру. Воз­можность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется в знании. Именно через по­знавательный акт происходит действительное соединение личности с инобытием (т. е. окружающим миром). При этом результат познания, как и его направленность, не есть сфера лишь субъективного интереса, но объективно необходимый процесс. Концепция С. л. снимает пробле­му принципиального противопоставления объекта-субъекта, поскольку единство личности и бытия утверж­дает личностные характеристики неодухотворенных эле­ментов этого единства. Личностная основа бытия делает возможным познание в широком философском смысле слова и самопознание всех элементов познавательного синтеза. Самопознание в евразийской трактовке высту­пает как основа и для восхождения твари к Богу через постижение себя и своей сути, и - в силу своеобразно трактуемого понятия С. л. - для активного переустройства национального бытия. Сегодняшний мир мыслится как всеединая человеческая личность, или иерархия С. л. раз­ных порядков: индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфоничности мира является социальная ли­чность - симфоническое единство личностей как элемен­тов познания. Подобно индивидуальной, социально-сим­фоническая личность имеет телесно-духовную структу­ру, т. е. пространственно-духовную субстанциальность, что обеспечивает ее самопознание. «В социальной лич­ности всякая индивидуальная личность целиком про­странственно определяется по отношению ко всем дру­гим, так что любой ее момент противостоит им в качестве ее самой» (Карсавин Л. П. Религиозно-филос. произв. М., 1992. Т. 1.С. 129). Наиболее важными являются социальные личности самой широкой функциональной полноты (се­мья, народ, государство). К социально-симфонической личности евразийцы относят и вселенскую церковь, пони­маемую как интегрирующее начало человечности. Цер­ковь определяется как личность в силу единства помыслов и устремлений при вхождении в нее индивидуальных лич­ностей, т. е. признается, что всякое соприкосновение объек­тивного бытия и личности с необходимостью наделяет его субъективными качествами. Она считается воплощением соборности как силы, свободно сплачивающей людей в единое надсоциальное, ненасильственное образование. Проблема свободы является одним из аспектов евразийс­кой теории С. л. Свободное, целенаправленное, целеполагающее действие личности и есть суть С. л., т. к. «личность есть единство множества». На формирование концепций С. л. значительное влияние оказали философские воззрения Гегеля, В. С. Соловьева. Мысль последнего о «возможно­сти познавательной соборности человечества» раскрыва­ет идею абсолютной полноты бытия, к-рая не может быть порождена человеком из себя. Интимное внутреннее единство человечества имеет своей основой, по Соловьеву, стремление личности к абсолютной полноте своего бытия, а через нее - к полноте мирового бытия.