Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 307 из 447)

Соч.: Аксаков К. С. Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1982; Киреевский И. В. Избр. статьи. М., 1984; Он же. Критика и эстетика. М., 1979; Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994.

Лит.: Миллер О. Ф. Основы учения первоначальных славя­нофилов//Русская мысль. 1880.№ 1,3; Ранние славянофилы... М., 1910; Киреев А. А. Краткое изложение славянофильского учения. Спб., 1896; Литературные взгляды и творчество сла­вянофилов, 1830-1850 гг. М., 1978; Дудзинская Е. А. Славяно­филы в общественной борьбе. М., 1983; КошелевВ. А. Эстети­ческие и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е годы). Л., 1984; Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Ва-лицкого. Вып. 1. М., 1991; Вып. 2. М., 1992; Славянофильство и современность. Сб. ст. Спб., 1994; Цимбаев И. И. Славяно­фильство (Из истории русской общественно-политической мыс­ли XIX века). М., 1986; Riasanovsky N. Russia and the West in the Teaching and the Slavophiles. Cambridge (Mass.), 1952; WalickiA. The Slavophile Controversy: history of a Conservative Utopia in Nineteenth-Century Russian Thought. Oxford, 1975; Berlin I. Russian Thought and the Slavophile Controversy // The Slavonic and East European Review, 1981. Vol. 59, N 4; ChristoffP. K. An Introduction to Nineteenth-Century Russian Slavophilism. A Study in Ideas. Vol. 2.1. V. Kireevskij. The Hague; P., 1972.

А. Т. Павлов

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - самый совершенный в художественном отношении памятник древнерус. лите­ратуры (создан 1185/1187, возможно, в 90-х гг. XII в.). По своему идейно-мировоззренческому содержанию он отражает синкретический характер отечественной куль­туры на начальной стадии ее христианизации, выявляет значение исторических событий того времени и представ­ляет собой историософское по своему содержанию раз­мышление о судьбах Руси. Оригинал памятника, входив­ший в рукописный сб. XVI-XVII вв. из собрания А. И. Мусина-Пушкина, погиб в пожаре Москвы 1812 г. Сохра­нилась только копия текста, сделанного в XVIII в. для Ека-терины II, и издание списка сгоревшей рукописи, осу­ществленное в 1800 г. Отсутствие оригинала и черты яр­кой неповторимости произв. послужили причиной сомне­ния в его подлинности, ибо вдохновляли скептиков на отнесение его на более позднее время. Однако многочис­ленными исследованиями доказана беспочвенность та­кого рода выводов, более того, выявлена зависимость от него ряда древнерус. произв. (псковского «Апостола» 1307 г., «Задонщины», «Сказания о Мамаевом побоище»). Памятник не укладывается в традиционные представления о древнерус. культуре, сформировавшиеся под влияни­ем официальной церкви. Из поля зрения духовной цензу­ры выпадал оригинальный глубоко национальный и неза­висимый от внешних церковных воздействий пласт куль­туры. Много споров ведется о том, кого считать автором памятника. Чаще всего исследователями создается его обобщенный образ, при этом отмечается его близость и сочувствие герою «Слова», его приверженность к устно­му народному творчеству, высокая образованность и тес­ные связи со средой книжников-грамотников. Ус­тановление конкретного лица не имеет принципиального значения для оценки памятника, ибо автор давно уже под­нялся над конкретными лицами и сословиями, выразив стремление измученного раздорами об-ва к прекраще­нию феодальных усобиц. Автор «Слова» не идет по пути лишь поэтической вырисовки канвы совр. истории. Ему присущ широкий сравнительный охват времен и собы­тий, из чего вырастает оценочный подход к действитель­ности и умение проникаться глубинной сутью происхо­дящего. В произв. можно выделить три уровня постиже­ния действительности, каждому из к-рых соответствует особый способ познания: эмпирический, художественный и символический. Все эти три способа типичны для древ­нерус. культуры и характеризуют различные стороны познавательной деятельности средневекового человека. Довольно точное воспроизведение реальности природ­ного мира и исторической обстановки - это как бы началь­ная стадия восприятия. За ней следует обобщение, выра­жающееся в образном, художественном, поэтическом осмыслении событий. Наконец, символический план об­наруживает за реалиями действительности их вечный смысл и скрытые, объемлющие культурное наследие мн. веков пласты. Чисто внешне «Слово» посвящено не­удачному походу князя Новгород-Северского Игоря Свя­тославича на половцев в 1185 г. Но это событие наводит автора на размышления об истории страны в самом ши­роком смысле и постижение существенных черт эпохи. Давно замечено, что мн. понятия и образы «Слова» ни­как не могут быть выведены и объяснены из христианско­го миропонимания. Автор свободно пользуется мифо­логическим арсеналом для выражения своих мыслей, и поэтому «Слово» донесло до нас отзвуки славянских ми­фов о богах. Сакральное отношение к природным силам сказалось и в создании ведущего образа всего произв. -образа Русской земли. Мир природы и человека пред­стает в нем гармонизированным, о чем свидетельствуют указания на близость и даже родство людей, природы и богов. Герои «Слова» напрямую вступают в контакт с природой, при этом материальные объекты, части ми­роздания оживляются, в чем даже со скидкой на поэти­ческую форму просматривается пантеистическая осно­ва. Восприятие событийной последовательности строит­ся в памятнике по типу трехступенчатого ряда, в к-ром конечный этап повторяет начальный. Этот метод восходит к идее вечного круговращения, сформировавшейся под влиянием наблюдений за природой. Постижение исторического бытия в «Слове» отмечено глубиной охва­та времен, обозримость к-рых теряется в «веках трояних». Легендарная эпоха сменяется историческим временем, к-рое распадается на три в ценностном отношении не­равных отрезка (время дедов, отцов и внуков) и объемлет собой исторически обозримую память поколений. По­скольку, с т. зр. автора, время должно вернуться на круги своя, можно надеяться на величие новых «трояних веков». В циклическом видении временно-событийной действи­тельности заложен призыв к единению: как бы наводится мост от прошлого к идеалу будущего могущества Руси. Заложенные в «Слове» принципы циклического времен­ного восприятия исторических событий нельзя назвать соответствующими христианству. Но налицо и отступле­ние от исконной мифологической культуры, распростра­няющей циклизм лишь на природу. Природное здесь уже существенно разделено с социальным, хотя между ними сохраняется тесная взаимосвязь. Историческое мышле­ние автора выявляется и через его отношение к Русской земле как центральному понятию всего произв. Конечно, было бы ошибкой считать, что привнесенное на Русь в 988 т. христианство никак не коснулось поэтики, образов, понятий и самого фактического материала памятника. В нем отражены реалии христианизировавшейся Руси (хра­мы Софии и Богородицы Пирогощи), наличествует зна­чительный пласт фраз и речевых оборотов христианской литературы. В тексте также упоминается Бог и Божий суд. Все это свидетельствует о неоднородности памятника в мировоззренческом плане. Он отразил то переходное со­стояние древнерус. культуры, когда христианство в пол­ном объеме еще не было освоено об-вом, когда распространявшееся усилиями греч. и немногочислен­ного рус. духовенства монотеистическое учение в массе народа не воспринималось как свое, не перекроило еще мировосприятия целиком. Миф в изначальной своей об­щественной функции отмирал, но из его обломков воз­ник образец песенной, близкой к эпическому стилю по­эзии. Все это обуславливает и различные оценки миро­воззренческой ориентации произв. Одни исследователи придерживаются преимущественно христианского про­чтения «Слова». Другие - сосредоточивают внимание на преобладающем влиянии язычества. Наиболее плодотвор­ным в осмыслении памятника представляется такой под­ход, когда во главу угла ставится не столько противопос­тавление язычества христианству, сколько тесное перепле­тение обоих компонентов древнерус. культуры, свидетель­ствующее о существовании на Руси в то время самостоятельного, глубоко национального по своему ха­рактеру направления мыслительной деятельности, следы к-рого были вытеснены греко-христианским мировоззре­нием.

Соч.: Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложе­нием на употребляемое ныне наречие. М., 1800; Слово о полку Игореве / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.