Смекни!
smekni.com

Русская философия энциклопедия (стр. 308 из 447)

Лит.: Будовниц И. У. Идейное содержание «Слова о полку Игореве» //Изв. АН СССР. Сер. ист. и филос. 1950. Т. 7. № 2. С.

147-158; Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978; Дмитриев Л. А. Автор «Слова о полку Игореве» и анонимные авторы в древнерусской литературе // Русские писатели. Библиографический словарь. М., 1971. С. 11-18; Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современ­ники. М., 1971; Данелиа С. А. Мировоззрение автора поэмы «Слово о полку Игореве» // Данелиа С. А. Философские иссле­дования. Тбилиси, 1977; Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). Л., 1987; «Слово о полку Игореве» и древнерусская философская культура. М., 1989; Подлипчук Ю. В. «Слово о полку Игореве» / Научный пер. и коммент. М., 2004.

В. В. Мильков

СМЕНОВЕХОВСТВО - идейно-политическое и обще­ственное движение, возникшее в нач. 1920-х гг. в среде рус. зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сб. «Смена вех», вышедшего в Праге в июле 1921 г., куда вошли статьи Ю. В. Ключ­никова, Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобршцева-Пушкина, С. С. Чахотина и Ю. Н. Потехина. Идеи С. пропа­гандировали издававшийся в Париже с окт. 1921 по март 1922 г. журн. «Смена вех», берлинская газ. «Накануне», а внутри страны журн. «Новая Россия» (с авг. 1922 г. - «Рос­сия»), среди авторов к-рого были И. Лежнев, С. Андрия-нов, В. Богораз-Тан, Н. Ашешев и др. Сменовеховцы стави­ли перед собой задачу в свете новых политических реалий, сложившихся в ходе Гражданской войны, пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволю­ционной России. Суть этого пересмотра состояла в отка­зе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополу­чия Отечества, примирения и гражданского согласия. При этом делался вывод о том, что диалектика истории выдви­нула советскую власть с ее идеологией интернационализ­ма на роль национального фактора совр. жизни рус. на­рода, на роль объединителя России. Радикальная переме­на политических установок предполагала пересмотр общемировоззренческих ориентиров и личных убежде­ний. Она повлекла за собой отказ от такой базисной цен­ности либерализма, как приоритет идеалов гражданского об-ва, примат личности по отношению к об-ву, и привела к утверждению сильной государственности и националь­ной идеи. Ведущим стал тезис о «великой и единой Рос­сии» в плане как пространственно-территориальном, так и в экономическом и социокультурном. В способности восстановить Россию в качестве могучего государствен­ного образования - непременного условия ее дальнейше­го социально-экономического и духовного развития -сменовеховцы видели объективную историческую миссию большевизма. Понятие «территория» приобрело у них, кроме обычного, географического или экономического, еще и философско-метафизический смысл. Они исходили из наличия некой мистической связи между территорией государства - главнейшим внешним фактором его мощи -и культурой, выражающей его внутреннюю силу. Лишь «физически» мощное государство способно обладать великой культурой: топографический национализм» до­полнялся принципом «государственной лояльности», выдвижением на первый план идеи «государственного блага». Существенным компонентом сменовеховской философии истории являлось эволюционистское пред­ставление об общественном развитии. Социальная рево­люция с этой т. зр. выпадала из органического эволюци­онного процесса, «искривляла» естественный ход исто­рии. Приняв Октябрь 1917 г. как факт, идеологи С. верили в возможность постепенного социального развития при условии отказа народа, поддержавшего революцию, от немедленного осуществления прекрасных, но непосиль­ных идеалов. По оценке участников движения, в истории России завершился длительный революционный период и открылся период мощного эволюционного прогресса. Новая экономическая политика была воспринята мн. сме­новеховцами как пролетарский термидор, отход новой власти от первоначальных замыслов, «экономический Брест». При этом часть из них во главе с Устряловым счи­тали нэп выражением эволюции советской власти к об-ву капиталистического типа, а др. часть, группировавшаяся вокруг газеты «Накануне», - стремлением сочетать прин­ципы коммунизма с «требованиями жизни». Однако и программа Устрялова и его сторонников не была полнос­тью реставраторской. Они характеризовали ее как нацио­нал-большевизм - использование большевизма в нацио­нальных целях, высказываясь вместе с тем за ликвидацию элементов коммунизма из жизни об-ва, сохранение силь­ной власти, опирающейся на выдвинутую революцией активную часть об-ва, за неприятие всех форм монар­хизма и парламентаризма как сугубо формального прин­ципа. Важнейшим элементом их философско-исторических взглядов выступали русская идея, рус. мессианизм. Сменовеховцы левого крыла, связанные с газ. «Накану­не», критиковали совр. капитализм и в качестве социаль­ного идеала выдвигали «государство трудовой демокра­тии», где реальная власть принадлежит рабочим и тру­дящейся интеллигенции. Т. обр., С. было явлением нео­днородным. Стремление реалистически оценивать историческую обстановку нередко сопровождалось у них абстрактно-теоретическими рассуждениями; решитель­ная установка на признание революции и советской влас­ти, призыв к сотрудничеству с ней в возрождении России уживались с расплывчатыми конструкциями будущего общественного устройства. Позиция, занятая участника­ми движения, в тех условиях требовала личного муже­ства. Они подвергались резкой критике со стороны не­примиримой части эмиграции. Под влиянием С. тысячи представителей интеллигенции возвращались на родину. Политика советской власти по отношению к смено­веховцам строилась на основе решений XII партийной конференции и указаний Ленина об использовании того ценного и полезного, что могли дать участники движения в хозяйственно-культурном строительстве, при неприя­тии всего противоречащего господствовавшей идеологии. Взгляды сменовеховцев освещались в печати, им разреша­ли читать лекции, устраивать диспуты и собрания интел­лигенции внутри страны. Дважды (в Твери и Смоленске) переиздавался сб. «Смена вех», газ. «Накануне» распрос­транялась без препятствий внутри страны. Ряд лидеров движения (Ключников, Потехин, Бобрищев-Пушкин) по возвращении на родину заняли ответственные государст­венные посты. К сер. 20-х гг., когда большая часть интел­лигенции определила свои позиции, С. изжило себя. Судь­ба значительной части вернувшихся, в т. ч. и лидеров дви­жения, оказалась трагичной. Развиваемые С. философско-социологические идеи являются составной частью рус. философской культуры послеоктябрьского периода и по­зволяют создать более объемное представление о пере­ломном периоде отечественной истории.

Соч.: Смена вех: Сб. статей Ю. В. Ключникова, Н. В. Устря­лова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобрищева-Пушкина, С. С. Чахо-тина и Ю. Н. Потехина. Прага, 1921; Смена вех: Еженедельный журнал / Под ред. Ю. В. Ключникова. Париж, 1921-1922; Уст-рялов Н. В. В борьбе за Россию. Харбин, 1920; Он же. Под знаком революции. Харбин, 1925.

Л и т.: Мануйлов В. И. Две парадигмы: Опыт современного прочтения «Смены вех» // Полис. 1991. № 3. С 138-147.

В. П. Кошарный

СМЕРТЬ - феномен бытия; в философском аспекте -категория, кардинальным образом влияющая на опреде­ление смысла человеческого существования. Отличитель­ной чертой рус. религиозной философии является трак­товка С. как бытийной драмы, свидетельствующей об он­тологических и антропологических деформациях суще­го. Древнерус. мысль отличалась доминированием нравственной проблематики; понимание С. на Руси транс­формировалось в проблему благой С. и праведной жиз­ни. Мысли о нравственной значимости конечности чело­веческого существа можно встретить у Климента Смо-лятича, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирско­го. В древнерус. культуре отсутствовал тот страх С, к-рый инициировал гиперрефлексию по поводу человеческой конечности, свойственной позднейшим эпохам. Достой­ная и правильная жизнь имела высшее аксиологическое значение. Это наглядно отражает Киево-Печерский пате­рик. Яркая картина нравственного понимания С. дана в «Чтении о житии и погублении блаженных страстотерп­цев Бориса и Глеба». Такую С. можно назвать нравствен­ной, ибо она демонстрирует подвиг смирения и отреше­ния от земного, выражение абсолютной преданности че­ловека Богу. В «Диоптре» содержатся сюжеты, отражаю­щие различные аспекты понимания С: «О краткости жизни человеческой», «Мир скоротечен», «О неизвест­ности смертного часа», «О необходимости размышления над смертью», «О бренности человеческого естества», «0 познании Бога», «О познании самого себя». Здесь даны такие определения жизни и С: «Жизнь есть зеркало вог­нутое, которое показывает лицо в превратном виде. Смерть же есть зеркало гладкое, ровное и неложное, которое пред­ставляет вещи такими, каковы они на самом деле, без при­меси всякой несправедливости». Это, конечно, не аполо­гия С, но особый духовный взгляд на мир, в свете к-рого неистинная жизнь человека раскрывается т. обр., что даже С. кажется правдой. В православии представления о С, доминировавшие в XI-XVII вв., наиболее полно выраже­ны в «Службе о усопших»: «Плачу и рыдаю, егда помыш­ляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Бо-жию созданную нашу красоту, безобразну и безславну, не имущу вида». Церковная служба компенсирует фило­софские вопрошания, переводя их в высокий апофатический ряд. Характерным является скорбное отношение к С. и усопшему, глубокое понимание бытийной траге­дии, происшедшей с личностью. В «Повести о горе-зло­частии» раскрыт духовный смысл несчастной судьбы че­ловека. С. здесь выступает как некий предел зла, как бе­зысходность и бесперспективность существования. Сви­детельством пристального интереса к С. на Руси является факт большой популярности переводного текста «Пре­ние живота со смертью». Здесь С. представлена как ис­конный главный враг человека, она «образ имеет стра­шен <...> иже кознодействует различно на разрушение человека». Поэтому С. так «экипирована» против чело­века: «мечи, ножи, пилы, рожны, серпы, сечива, косы, бритвы, уды, теслы и иная многая незнаемая...». Все это устрашает встретившего ее человека, к-рый вступает с ней в прения, желая земным откупиться от неминуемого. В тексте важен также апофатический элемент относитель­но непредставимости С. Если в Зап. Европе с XII в. появ­ляются тенденции дехристианизации и деморализации С, связанные с усилившимся признанием самоценности земной жизни, то на Руси нравственное восприятие жиз­ни и переживание С. не утрачивают своего накала. Зем­ная жизнь вплоть до XVIII в. воспринимается в христиан­ском смысле, и С. не теряет своей духовной значимости для нравственной регуляции жизни. На Западе противо­действие С, неприятие С. идут рука об руку с минимиза­цией телесных страданий. В России духовная ценность страданий была всегда велика; гедонизм не прививался вплоть до XIX в., а в массовом сознании он укоренился лишь в кон. XX в. XVIII век - нач. оригинальной филосо­фии С. в России. Работы архиепископа Евгения (Булгара), митрополита Московского Платона (Левшина) раскры­вают антиномическое познание метафизических истин через опыт постоянного бытийного самоуглубления лич­ности. XVIII - нач. XIX в. характеризуется интенсивной рефлексией над проблемой бессмертия души, с к-рой связывается вопрос о цели и назначении человеческой жизни. Сохраняются традиционные, ортодоксальные пред­ставления о жизни и С, к-рые являются доминирующи­ми, но они смешиваются с представлениями, появивши­мися в результате зап. (схоластического) влияния. Пафос рационалистического, доказательного пути обоснования бессмертия души можно встретить в трактатах Теплова, Щербатова, Радищева, И. М. Кондорского, В. Т. Золотницкого, Д. С. Аничкова, М. В. Данилова, В. А. Левшина. Здесь проблема человеческой смертности трансформи­руется в проблему доказательства бытия души и ее бес­смертия. Доказательства сводятся к выявлению таких ат­рибутов души, как ее невещественность, бесплотность, разумность, простота, неделимость, непричастность С. Главным является возможность постижения души как высшего разумного начала в человеке. На рационализм отечественных авторов в значительной мере повлияли взгляды античных (Демокрит, Платон, Аристотель) и за­падноевропейских мыслителей (Декарт, Лейбниц, Вольф, Руссо, Мендельсон, Шеллинг и др.). Большой популярно­стью пользовалась кн. М. Мендельсона «Федон, или О бессмертии души». На знаменитый трактат Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» большое влия­ние оказали виталистические представления Лейбница. Как и нем. философ, рус. мыслитель придерживается идеи